Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
В модульно-блочной технологии единицей учебного процесса является цикл уроков, который может состоять из нескольких уроков. Модуль занятия учебного процесса – отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной локальной цели. Существует 6 различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В составе занятия наличествует всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели занятия – он формирует тип занятия. Несколько модулей образуют блок. Модульным циклом называется замкнутое пространство. Каждый модульный цикл имеет жестко определенную структуру. Например, в 4-х урочном цикле: 1 урок – предназначен для изучения нового материала. Здесь же проводится первичное закрепление. 2 урок – общение (работа в парах, когда каждый ученик овладевает учебным материалом по учебнику, затем закрепляет знания в общении с товарищем и далее сдает этот материал преподавателю, отвечая на вопросы) 3 урок – урок закрепления знаний 4 урок – контроль в виде самостоятельной работы. В процессе модульного обучения учащийся самостоятельно (или с помощью преподавателя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Учащийся имеет инструкцию, в которой определены: - цель усвоения материала модуля; - где найти учебный материал; - как овладеть им (выучить, составить конспект и т.д.) - как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль) В основу этой технологии положена идея самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, а роль преподавателя сводится к информационно-контролирующей и консультативно-координирующей. Блочно-модульная технология позволяет у учащихся развивать определенные способности, навыки, умения. Сердцевина блочно-модульного обучения – учебный модуль включающий: - законченный блок информации; - целевую программу действий учащегося; - рекомендации учителя по ее успешной реализации. Цель модульно-блочного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Уроки по этой системе экономят время учителя и учащегося. Эффективность использования модульно-блочной технологии на уроках физики состоит в следующем. Возьмем для примера 1 блок на 2 курсе «Постоянный ток». Рассмотрим из этого блока один модуль: «Законы постоянного тока». Он рассчитан на 10 часов. Последний урок – контрольная работа. Ее цели: сформировать, повторить, углубить знания по постоянному току. Следуя модульной технологии, я организовываю деятельность учащихся таким образом, чтобы он мог получать основную информацию самостоятельно как в урочное, так и внеурочное время. Преимущество модульной технологии состоит еще и в том, что она: 1) нацелена на конечный результат; 2) рейтинговая оценка обученности ученика позволяет объективно характеризовать уровень обученности; 3) можно использовать различные типы, формы, знания учащихся контролируются и корректируются; 4) учащийся учится рационально распределять свое время при письменных, самостоятельных работах. Все эти пункты в совокупности должны дать хороший результат. Нельзя сказать, что система модульного обучения идеальна, но с ее помощью можно пробудить интерес и желание изучать физику. Приблизительная схема учебного блока: 1. Вводная часть 2. Новая тема 3. Практика под руководством учителя 4. независимая самостоятельная практика учащегося 5. Самоконтроль, самооценка результатов работы 6. Подведение итогов. Рассмотрим один из блоков (урок) физики по теме: «Закон всемирного тяготения» - 1 курс. 1. Вводная часть - в нее входит актуализация знаний, т.е. подготовка к изучению новой темы 2. Новая тема – план – а) открытие Ньютона; б) ЗВТ; в) физический смысл гравитационной постоянной, т.е. дается тот материал, который не может быть усвоен без учителя, а также подготовка к самостоятельной работе 3. Просмотр фильма под руководством учителя для закрепления 4. Решение задач по сборнику, ответы на вопросы по пройденной теме 5. Выставление оценок, т.е. оценка результатов, согласованная совместно с учителем 6. Итог. Таким образом, разработан каждый модуль и основная цель этих уроков – это сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов. Блок делится на несколько элементов, каждый из которых имеет свою цель. Учащиеся, исходя из поставленных целей, могут самостоятельно выполнить предлагаемые задания. Важным условием этой технологии является возможность использования учащимися любых научных источников, учебников, пособий и на таком уроке можно сочетать различные формы работы: общеклассную, групповую, парную, индивидуальную. В рамках модульного обучения возможен также дифференцированный подход: учащимся предлагаются задания разного уровня сложности. Кстати, итоговые контрольные задания составлены таким образом, что учащимся предоставляется возможность выбрать ту работу, которую он осилит самостоятельно, а более сильным учащимся дается отдельные контрольные работы, которые оценят их способности. Все практические занятия идут на закрепление пройденного материала. Так как программа очень сжата, эта технология очень удобна тем, что она позволяет хотя бы частично закрепить пройденный материал. При модульной системе обучения из учащихся формируются навыки исследовательской работы, они учатся делать выводы, развивать навык самоконтроля и что не менее важно – это почувствовать уверенность в себе. К чему мы и стремимся. | |
Просмотров: 777 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|