Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: Плотность вещества. Цель урока: Сформировать понятие плотности вещества. Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы, объема и плотности. Тип урока: объяснение нового материала. Задачи: 1) обучающая : экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела. 2) развивающая : развить умение решать задачи 3) воспитывающая : воспитание самостоятельности учащихся, интереса к предмету на начальной стадии его изучения, показывая связь законов физики с жизнью. Вид урока: исследование. Оборудование: на каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый и латунный цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, разновесы. Слайд. Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.) Ход урока: 1.Организационный момент. Вступительное слово учителя: -Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависи- мости массы тела от рода вещества и от объёма тела. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (на слайде): Исходные факты Гипотеза Следствия Эксперимент Исходные факты Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем. 2. Проверка домашнего задания. -Но, прежде посмотрим, как вы подготовились дома? (На партах у учащихся заранее приготовлены карточки в двух вариантах для проверки домашнего задания). К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания. Ф.И. уч-ся_________________________ Вариант 1. 1. Как обозначается масса тела? ______________________ 2. С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? _____________________ 3. 1 г = ________кг 4. Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него других тел называется _________________________ К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания. Ф.И. уч-ся_________________________ Вариант 2. 1. В международной системе единиц масса измеряется в ___________________ 2. С помощью какого физического прибора можно определить объем тела? ________________ 3. 20 г = _________кг 4. Какие еще единицы массы вы знаете? __________________________________________ -Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,- советовал Аристотель. (на слайде) Прислушаемся к его совету. 3. Объяснение нового материала. 1)Демонстрация. Учитель демонстрирует опыт: Взвесим два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого. Вопрос учителя: «Почему это происходит?» Начинается научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит масса тела, выяснить физический смысл плотности. 2)Выдвижение гипотез. Учащиеся предполагают, что масса тела зависит (на слайде) : -от объёма тела -от рода вещества -от формы тела (неверно) Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь. 3)Экспериментальная работа. Учитель: «Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (слайд) Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы. а) проверка зависимости m от v . Учащиеся кладут на весы тела, изготовленные из одного вещества, но разного объёма. Делают вывод о зависимости m от v , причем эта зависимость –прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы. б) проверка зависимости m от рода вещества. У чащиеся кладут на весы тела, имеющие равный объём, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Делают вывод о зависимости от рода вещества. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы. В) проверка зависимости m от формы тела (неверно). Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равные объёмы и равные массы, но имеющие разную плотность. Делают вывод о том, что не зависит от формы тела. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит. Опыт делается, если выдвинута соответствующая гипотеза. 4)Формула вычисления плотности тела. Итак, уважаемые коллеги тема нашего урока: «Плотность вещества». Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов. Учитель: -Все эти опыты объясняются тем, что все вещества имеют разную плотность. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м 3 (или 1см 3 ). Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (слайд) ρ - плотность вещества m -масса тела v -объём тела ρ= Единица плотности в СИ - 1 кг/м 3 , но мы будем применять для решения задач и другую единицу – 1 г/см 3 . Если плотность вещества выражена в кг/м 3 , то её можно перевести в г/см 3 следующим образом: Пример: ρ серебра=10500 кг/м 3 . Выразить её в г/см 3 . 10500000 г 105 г ρ =10500 кг/м 3 = 1000000 см 3 =10 см 3 = 10,5 г/ см 3 Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии различна. Пример: ρ льда=900 кг/м 3 , ρ воды=1000 кг/м3 , ρ вод. пара=0,590 кг/м3 Рассмотрим таблицы плотностей на стр.50. (Рассматривают таблицы) 3.Физкультминутка. Все встали. Ребята, вы будете отвечать на вопросы поднятием рук. Ответ «да» - руки вверх, ответ «нет» - руки в стороны. 1)Тела, окружающие нас состоят из различных веществ. (Да) 2)Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Да) 3)Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (Нет) 4)Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма. (Да) 5)Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см3. (Нет) 4.Экспериментальное задание. -Отдохнули, а теперь давайте рассчитаем плотность какого-либо вещества (например, алюминия). -Для этого взвесим тело и найдем его объем: 1 мл=0,000001 м3 10 мл=0,00001 м3 Масса алюмин. цилиндра = 25 г = 0,025 кг ρ= =2500 кг/м3 -Аналогично найдем плотность воды (данное задание учащиеся выполняют самостоятельно). -Чтобы не высчитывать всегда плотность каждого вещества, т.к. для каждого вещества это постоянная величина, физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в следующие таблицы. Откройте учебники на странице 218, внимательно посмотрите таблицу плотности некоторых веществ. -Давайте сравним плотности, полученные нами с таблицей. 1)Какое из тел имеет наибольшую плотность? (платина). 2)Чему равна плотность подсолнечного масла? (930 кг/м3). 3)Что легче 1 м3 азота или 1 м3 кислорода? (азот легче, т.к. его плотность меньше). 4)Как вы думаете, можно ли по таблице определить одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии? (можно, плотность разная у воды, льда и пара). 5) Плотность вещества 2300 кг/м3 . Какое это вещество? (бетон) 6)Почему подсолнечное масло не опускается на дно воды? Плотность – замечательная характеристика! Слайд «Это интересно!» 5.Закрепление нового материала. Решение задач на карточках. Решение задач к уроку №24. 7 класс. 1. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3? (железо) 2. Определите массу мраморной плиты, размер которой 1*0,8*0,1 м. (216 кг) 6.Итоги урока. -Что вы сегодня узнали нового на уроке? Дом. задание: §32, упр. 12 (2,5). Индивид. задание - определить массу воздуха в комнате. -Оценки объявлю на следующем уроке, проверив ваши карточки с дом/ заданием. -Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 1486 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|