Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока:Температура. Удельная теплота плавления. Тип урока: комбинированный Цель урока: повторить и углубить знания об агрегатном состоянии вещества, изучить удельную теплоту плавления, применить полученные знания при решении задач Задачи урока: Образовательная: ввести новую физическую величину – удельная теплота плавления; вывести формулу расчета количества теплоты для плавления и отвердевания; выяснить на сколько увеличивается при плавлении внутренняя энергия различных веществ. Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать, обобщать, делать выводы Воспитательная: воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала +изучение нового + первичное закрепление нового материала) Методы обучения: словесный, наглядный, практический Форма урока: Индивидуальная, фронтальная, парная. Технология: РКМЧП, ИКТ, проблемное обучение, здоровье сберегающее Ресурсы: Презентация, учебник, модели кристаллической решетки, видеоролик «Плавление металла». Организационный этап – 2 мин Подготовка класса к уроку. Создание коллаборативной среды методом «Добрые пожелания» Проверка домашнего задания – 10 мин 1. Тест-игра «Кто хочет стать отличником?». 5 мин. Взаимооценивание «Правильный ответ-1 балл» Правило игры: На экране поочерёдно задаются вопросы и даётся четыре варианта ответа на каждый вопрос. Учащиеся за 30 секунд должны дать ответ на вопрос. Ответы учащихся записываются в таблицу для фиксации итоговой оценки. По истечении времени (2 минут) подводятся итоги, подводиться подсчет баллов. Вопросы: Температура плавления – это.. Любая температура, которая больше 0 С 0 С 100 С Температура при которой вещество плавится Вещества отвердевают при температуре…….. Критической При абсолютном нуле При которой плавятся 0°С Формула Q=cm(t2-t1) используется для…. Вычисления плотности вещества Потенциальной энергии тела Определения скорости тела Для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении Величина с в формуле Q=cm(t2-t1) это… Удельная теплоемкость вещества Удельной теплоты сгорания топлива Температура тела Количество теплоты По формуле Q=qm вычисляется… плотность вещества скорость тела количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива кинетическая энергия тела Величина q – это…. масса вещества удельная теплота сгорания топлива удельная теплоемкость вещества количество теплоты Проверка: 1-D; 2-С; 3-D; 4 –A; 5-С; 2. Логические задачи и вопросы – 3 мин (Оценивание учителем) Какой из кусков – стальной или вольфрамовый – останется в твердом состоянии, если будет брошен в расплавленное железо Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют спиртовые термометры а не с ртутью? Можно ли расплавить в алюминиевой кастрюли расплавить медную деталь? Почему??? 3. Разбор графика у доски « График плавления и отвердевания льда» - 4 мин 3. Актуализация знаний - 3 мин При изучении нового материала мы будем опираться на материал предыдущих уроков Мы с вами знаем, что называется процессами плавления и отвердевания, в чём отличие в молекулярном строении твёрдых тел от жидкостей, мы знаем, что при плавлении вещества идёт процесс разрушения его кристаллической решётки, при этом необходимо затратить энергию, а при кристаллизации эта энергия выделяется. Т.е. процессы плавления и отвердевания мы изучили качественно. (Учителем создается проблемная ситуация для вывода целей и задач новой темы учащимися) Какая же с задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно. Давайте определим какие задачи вы перед собой поставите. Что мы должны изучить сегодня? (ответы учащихся) (Четко сформулировать задачи) Задачи: Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления». Узнать единицы измерения данной величины. Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества. Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл. Применять изученную на уроке формулу при решении задач. Приводить примеры практического применения изученного материала. 4. Изучение нового материала и первичное закрепление – 10 мин. Сейчас мы с вами попытаемся достичь наших целей 1. читают; 2. отвечают на вопросы параграфа 3. самостоятельно выводят формулы для расчетов и записывают в тетрадь; 4. анализируют таблицу 4. учебника; (первый ряд – алюминий, второй ряд – олово) 5. выступление для получения дополнительных знаний «Аморфные тела» - ученик А – 3 мин 5. Физминутка – 1 мин (просмотр видео) учащиеся в расслабленном положении слушают учителя. Учитель: Пример практического применения изученного материала : металлургия. Используя изученную нами сегодня формулу, металлурги вычисляют количество теплоты, необходимое в доменных печах, мартенах. От правильности их вычислений зависит качество выплавленного чугуна, стали, других металлов. Для выплавки, например, чугуна требуется очень большое количества теплоты, а значит и сжигаемое топливо должно иметь большую теплоту сгорания. Одним из видов такого топлива является кокс, который получают из высококачественных сортов каменного угля – антрацит на специальных комбинатах. Один из крупных комбинатов по черной металлургии в Казахстане является Карагандинский в г.Темиртау. Наш город в котором мы с вами живем, также является крупнейшим поставщиком железа. 6. Закрепление изученных знаний – 15 мин Зная условие которое необходимо для плавления веществ мы теперь можем спокойно перейти на выполнение упражнения Устно -упр. 9 (3); Устно – упр.9 (4) У доски – упр.9 (7) (работа с правильным оформлением задачи) 7. Подведение итогов. Домашнее задание – 3 мин §14 читать, выуч. формулы и определения, упр.9 (2, 8) дополнительно - Синквейн «Плавление» или «Отвердевание» первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, 8. Рефлексия. – 1 мин. Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Решили? Добились поставленной цели? Где мы на практике можем использовать эти знания? Кому нужна формула, которую мы изучили? Ответь на вопросы сегодня я узнал(а)… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… я смог… | |
Просмотров: 1847 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|