Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Обобщающий урок по теме «Силы в природе» Раздел программы: «Взаимодействие тел» Тема урока: «Силы в природе» Тип урока: комбинированный обобщающий урок. Вид: урок-игра. Технология: игровая. Время проведения: заключительный урок по теме «Взаимодействие тел». Оборудование: мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с заданиями. Подготовительный этап Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа готовит сообщение об одной из сил и её связи с экологией. ЦЕЛИ УРОКА: • Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»; • Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту; • Прививать интерес к чтению дополнительной литературы; • Формировать умение работать в соревновательном режиме. ЗАДАЧИ УРОКА : • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления; • Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе; • Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности. ХОД УРОКА Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Ребята! Посмотрите на рядом сидящего соседа по парте. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите, а сосед в свою очередь должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И мне очень приятно с вами работать. I. Попробуйте угадать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке: • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, у женщин и детей – меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется; • Она имеет направление; • «Давай поборемся», - говорят те, у кого её много. (учащиеся отгадывают, о какой физической величине идёт речь) (Сила) Правильно. Это слово в обыденной речи имеет много значений. О вас можно сказать: «Примутся за дело с новыми силами», «Будете сражаться изо всех сил». А что говорят о слабом человеке? «Силёнок не хватит», а о сильном- «Ну и силища». Говорят ещё о силе привычки и о творческих силах, о силе воли. Даже нечистая сила существует в народных преданиях. Вот и мы, сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова: «Вся сила - в знаниях!» Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное и познавательное путешествие в страну сил. А поедем мы в путешествие в группах по 6-7 человек. (С группами лучше определится заранее). А поможет нам в этом карта, которую вы видите на доске. Прежде чем отправиться в путешествие нужно хорошо подготовиться, поэтому проведем разминку. Отправляясь в дорогу, нужно собрать необходимые вещи. Вот у нас, на доске шкаф с буквами, обозначающими физические величины. Вы должны собрать из них как можно больше формул, относящихся к теме сегодняшнего урока. Кто быстрее? µ; g; k; m; x; ρ; V; Fупр; Fтяж; P; Fтр; N. Учащиеся каждую формулу вывешивают на доску и поясняют ее. Критерии оценивания: За каждую составленную формулу учащиеся ставят – 1 балл Молодцы! Вещи собраны, пора в дорогу! Пока едем, предлагаю поиграть в физическое лото. У вас имеются карточки с примерами физических явлений и силы, которые возникают при каждом их этих явлений. Нужно их соотнести между собой. (Каждому ученику раздается по 4 карточки, ему необходимо расставить свои карточки в нужную колонку) Критерии оценивания: За каждую правильно поставленную карточку учащиеся ставят – 1 балл Сила упругости Сила тяжести Сила трения • Груз подвешен на резиновом шнуре • Предмет вылепленный из глины • Футбольный мяч после удара • Буксировочный трос на котором тянут автомобиль • Линейку которую положили на два брусочка,а сверху поставили груз. • Капли дождя падают на Землю • Человек споткнулся и упал • Стоит стол • Падающий кирпич с десятого этажа • Яблоко, сорвавшееся с дерева • Санки катятся по траве • Колесо катится по дороге • Камень лежит на склоне гор • Торможение автомобиля • Сгорание метеора в атмосфере • Тащить мешок с песком по земле 1. А вот и первая наша остановка- Сила тяжести. Что же ждет нас на этой станции? О местных достопримечательностях расскажет нам гид. (Представитель из первой группы рассказывает приготовленное заранее сообщение о силе тяжести). Сообщение: Сила- мера взаимодействия тел между собой. Сила тяжести- сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Например, падение мяча, подброшенного вверх, падение капель дождя. Если тело движется только под действием силы тяжести, то оно свободно падает. Сила тяжести зависит от массы тела и рассчитывается по формуле F=mg. Измеряется сила тяжести в ньютонах. Сила тяжести имеет большое значение. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется: сходят с гор лавины, образуются водопады и т.д. Все живые существа чувствуют притяжение Земли. Экспериментальное задание№1: Вычислить какую силу тяжести оказывает ваша группа на пол. Критерии оценивания: Кто в группе принимал активное участие по нахождении силы тяжести – 1 балл(самооценивание) Чтобы отправиться дальше, нужно пройти испытание - найти «физические ошибки в рассказе». (каждый учащийся самостоятельно работает по тексту и исправляет ошибки). Примерный текст: Сила тяжести - это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия. Критерии оценивания: За каждую правильно найденную и исправленную ошибку учащиеся ставят – 1 балл, максимальное количество 6 баллов. Испытание пройдено, можно ехать дальше! Чем заняться в дороге? Давайте разгадаем кроссворд? (Каждой группе раздается физический кроссворд, кто быстрее выполнит - тому балл) Приложение №1 (учащиеся работают в паре) 1 2 3 4 5 6 1.Единица измерения силы. 2.Она меняется под действием силы. 3.Сила величина векторная, а значит имеет ….. 4.Прибор для измерения силы. 5.Действие одного тела на другое. 6.То к чему приложена сила (все предметы в физике так называют) 2. Мы прибыли на следующую остановку- Вес тела. Послушаем сообщение гида из второй группы. Сообщение: Вес тела - это сила, с которой тело давит на опору или натягивает подвес. Обозначается вес тела буквой Р, измеряется в Ньютонах. Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести. Но сила тяжести приложена к телу. А вес - к опоре или подвесу. Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Когда опора падает свободно вместе с находящимся на нем телом, опора не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели. И здесь нас тоже ждет испытание - качественные задачи. (Задачи по очереди задаются каждой группе, обучающиеся совещаются и кто-то один дает ответ) Качественные задачи: 1. Как изменится вес космонавта при торможении спускаемого аппарата? (При старте вес будет будет сначала возрастать, а после выхода в космос и выключения двигателя вообще пропадет (невесомость) . Если корабль свободно перемещался по своей орбите при неработающих двигателях, а затем включили тормозной двигатель, тут же появляется "вес", или сила инерции, которая прижимает космонавта к "полу", т. е. к той стороне кабины, где работает двигатель. При входе в атмосферу торможение будет уже за счет сопротивления воздуха. Чем резче торможение, тем больший вес будет у космонавта.) 2. Парашютист спрыгнул с самолета. Можно ли считать, что он находится в невесомости? (Считать нельзя, т.к он падает (притягивается к Земле с определенной силой), но эта сила меньше силы притяжения Земли, т.к уменьшает ее сила сопротивления воздуха с парашютом, поэтому парашютист падает медленнее.) 3. Как изменится вес человека при движении лифта вверх? (При движении лифта вверх вес человека на весах будет увеличиваться по формуле (g+a)m=P,т.е коэффициент пропорциональности+ускорение самого лифта умноженного на массу) 4. Что произойдет со значением веса тела при движении тела вниз с ускорением? (При движении тела вниз вес тела уменьшаться (g-a)m=P,) 5. На столе лежит книга. Куда приложены вес тела и сила тяжести? (Вес книги приложен к столу (книга давит на стол), а сила тяжести приложена к самой книге (Земля притягивает книгу). Таким образом, вес и сила тяжести — это силы, приложенные к разным телам.) 6. На потолке весит лампа. Куда приложены вес тела и сила тяжести?(Вес лампы приложен к потолку, а сила тяжести приложена к самой лампе) Молодцы! И с этим испытанием вы успешно справились. Поехали дальше! Дорога - длинная, чтобы не заскучать давайте рассчитаем с какой силой вы давите да стул, на котором вы сидите. (g=10 Н/кг) Взаимопроверка учащихся-сосед проверяет и выставляет количество баллов. (2б) 3. Время прошло быстро и следующая остановка- Сила упругости. И что же интересного нас ждет здесь? Выступление гида из группы. Сообщение: Сила упругости - это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация- это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука- Fупр.= kx, где k- коэффициент жесткости. Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах. Чтобы отправиться далее, нужно решить несколько задач. (Каждой группе раздаются индивидуальные задачи разной сложности. Обучающиеся в группе сами определяются с тем, какую задачу будут решать. 1. Жесткость пружины 200 Н/м. Определите силу упругости, действующею на пружину, если она при этом растягивается на 5 см. (1 б) 2. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.(1 б) 3. Жесткость прорезиненного жгута 7,2*104 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН? (1 б) 4. На тело действует сила тяжести 5 Н и сила упругости 2 Н. Определите равнодействующую этих сил. (2 б) 5. Тело массой 300 г подвешено на пружине. Определите на сколько растянется пружина, если жесткость этой пружины 150 Н/кг. (2 б) Это испытание пройдено, пора в дорогу. Чтобы не тратить время зря, проведем игру «Верю не верю». 1. Силой называют физическую величину, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. да 2. Действия двух тел могут уравновешиваться. Для этого надо, чтобы они были направлены в одну сторону. Нет. 3. Силы, которые возникают вследствие деформации тел, называют силами упругости. Да. 4. 1 кН = 10 Н. Нет. 5. Сила – величина векторная. Да. 6. Сила с которой Земля притягивает все тела называют силой тяжести. Да. 7. Вес тела вычисляется по формуле - P = mg. Да. 8. сила упругости зависит от массы тела. Нет. 9. Единица измерения коэффициента трения- метр. Нет 10. Вес тела – это результат взаимодействия тела и Земли. Нет За правильный ответ – 1 балл. /\_/\_/\/\/\_._._ 4. А вот и следующая остановка- Сила трения. Чем знаменито это место? (Выступление гида из второй группы). Сообщение: Сила трения- это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения- межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам. Осталось последние испытание- определите экспериментально коэффициент трения скольжения (В каждой группе выполняется эксперимент, затем представитель от группы рассказывает о полученных результатах. У кого наиболее четко сформулирован вывод - тот и победил в этом испытании). Экспериментальное задание№3: Определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке, используя формулу Fтр = = μР Порядок выполнения работы 1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз. 2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра. Эта сила равна по модулю силе трения Fтp, действующей на брусок. 3. Взвесьте брусок и груз. Этот вес по модулю равен силе нормального давления N бруска на поверхность, по которой он скользит. Критерии оценивания: наиболее активный представитель каждой группы, может оценить по одному 1 баллу учащихся те кто принимал участие в проведении эксперимента. Те кто был представителями наших островов, гидами – 1 балл. 5. Последняя остановка- Всезнайка. Рефлексия. Понравилось ли вам наше путешествие? Учащиеся подсчитывают количество баллов: 37-42 балла – «5» 31-36 балла – «4» 30-20 балла – «3» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал. Спасибо за внимание! До новых встреч! | |
Просмотров: 2596 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|