Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Электризация тел. Электрический заряд.закон сохранения электрического заряда.электроскоп.Проводники и непроводники электричества.
8класс Физика Искакова Б.М

Электризация тел. Электрический заряд.закон сохранения электрического заряда.электроскоп.Проводники и непроводники электричества.

ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ЦЕЛИ:
Обучающая: сформировать понятие «электризация тел»;
убедить учащихся в существовании двух родов зарядов.
Воспитывающая: сформировать представление о практическом
значение явления электризации тел.
Развивающая: развивать эмоционально-познавательную сферу
учащихся через наглядно-практическое изучение нового материала;
развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы при изучении нового материала.



Оборудование на столах учащихся: полоска бумажная (1 шт.), полиэтиленовые (2 шт.), , пластмассовая линейка, мелкие кусочки бумаги.
Оборудование на столе учителя: стеклянная и эбонитовые палочки; штатив с металлической гильзой; бумажные султаны, пластмассовая линейка.

Х О Д У Р О К А.

1. Организационный этап.Проблемная ситуация

Учитель:
Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
Ответ: Радио

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: Пылесос
***
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
Ответ: Телевизор
***
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник
***
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь —
А слышно — там.
Ответ: Телефон
***
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Ответ: Электрочайник
***
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: Электрическая лампочка

Каким одним словом можно их обьединить.Техника .Без чего они работать не будут?Без электричества какую группу явлений мы будем изучать?
В процессе чтения загадок найти группу тел, действие которых основано на общем для них явлении. Назвать это явление.
Учащиеся приходят к выводу о том, что действие выделенных тел основано на применении электричества. Следовательно, изучать мы будем электрические явления.

2. Актуализация знаний.

Учитель: почему важно изучать электрические явления? Какую роль электричество играет в нашей жизни?
Учащиеся приводят примеры и делают выводы о роли и важности электричества в нашей жизни.

3.Изучение нового материала.

Самостоятельная работа
Заполнение скелета рыбы(сопровождается показом опорных рисунков)
Учащиеся разделились на группы
1 группа изучает тему «Электризация тел. Электрический заряд». Закон сохранения электрического заряда.(п 28 стр 109)
2 группа Электроскоп проводники и непроводники электричества (п 29стр 112)
3 группа. Молния и в мире интересного. приложение 3

4.Защита презентации


Защита группы 1
Существуют два рода электрических зарядов: положительные и отрицательные.
Условились считать: заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, положительным,
а заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, отрицательным.
Взаимодействие заряженных тел.
Наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом.
Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.
А тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
5.Выполнение исследования №1,2 приложение 2 и 3
Защита группы 2
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.
Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию
можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого
выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится
электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов “э л е к т р о н”, вы знаете как
переводится это слово из пошлой лекции, и “с к о п е о” – наблюдать, обнаруживать. |
Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно, в нём через пластмассовую
пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены |
два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Электроскоп состоит из: Стеклянной колбы, Пластмассовой пробки; Металлической оправы;Металлического стержня; В электрометре к металлическому стержню подсоединена металлическая стрелка, которая может свободно вращаться. При прикосновении к стержню заряженным телом стрелка получает заряд такого же знака и пытается оттолкнуться от одноименно заряженного стержня, указывая на измерительной шкале величину заряда.По величине угла расхождения лепестков электроскопа или по углу отклонения стрелки электрометра можно судить о величине электрического заряда. Заряженный электроскоп позволяет обнаружить зарядом какого знака наэлектризовано тело.
Демонстрация:
Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею
металлического стержня электроскопа.1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на
некоторый угол. - Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
- Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить,
увеличился или уменьшился его заряд.
Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня. По изменению угла расхождения стрелки от стержня электроскопа можно судить, на сколько
увеличился или уменьшился его заряд. Поэтому чаще этот прибор называют электрометром.
Если коснуться рукой электроскопа лепестки электроскопа опустились, значит, он разрядился. Так будет происходить с любым заряженным телом,
которого мы коснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю.
Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой
По способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и
непроводники электричества. Все металлы, почва,
растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.
К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина,
шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).
Тела, изготовленные из диэлектриков, называются
изоляторами, от греческого слова “и з о л я р о” – уединять. (запишите)

Защита группы 3.
Приложение для 3 группы
1Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч ампер, поэтому мало кому из людей удается выжить после поражения их молнией.
2С накоплением в грозовом облаке больших объемных зарядов между отдельными частями облака или между облаком и земной поверхностью возникают искровые разряды (молнии). Разряды молнии по внешнему виду различны. Наиболее часто наблюдается линейная разветвленная молния, иногда шаровая молния и др.
3Шаровые молнии состоят из светящейся массы в форме шара, несколько меньше футбольного мяча, движущегося с небольшой скоростью в направлении ветра. Разрываются они с большим треском или исчезают бесследно. Появляется шаровая молния после линейной. Часто она через открытые двери и окна проникает в помещения. Природа шаровой молнии еще не известна. Воздушные разряды шаровых молний, начинающиеся от грозового облака, часто направлены горизонтально и не достигают земной поверхности.
4Для защиты от молнии создаются молниеотводы, с помощью которых заряд молнии уводится в землю по специально подготовленному безопасному пути.
5Может ли молния сбить нас с пути? Да, если вы пользуетесь компасом. В известном романе Г. Мелвила "Моби Дик" описан именно такой случай, когда разряд молнии, создавший сильное магнитное поле, перемагнитил стрелку компаса. Однако капитан судна взял швейную иглу, ударил по ней, чтобы намагнитить, и поставил ее вместо испорченной стрелки компаса.
6Может ли вас поразить молния внутри дома или самолета? К сожалению, да! Ток грозового разряда может войти в дом по телефонному проводу от рядом стоящего столба. Поэтому при грозе старайтесь не пользоваться обычным телефоном. Считается, что говорить по радиотелефону или по мобильному безопасней. Не следует во время грозы касаться труб центрального отопления и водопровода, которые соединяют дом с землей. Из этих же соображений специалисты советуют при грозе выключать все электрические приборы, в том числе компьютеры и телевизоры.
7Что касается самолетов, то, вообще говоря, они стараются облетать районы с грозовой активностью. И все-таки в среднем раз в год в один из самолетов попадает молния. Ее ток поразить пассажиров не может, он стекает по внешней поверхности самолета, но способен вывести из строя радиосвязь, навигационное оборудование и электронику.
8.Вот несколько интересных фактов о молниях
* Типичная молния длится около четверти секунды и состоит из 3-4 разрядов.
* Прямо сейчас в мире гремят 1800 гроз.
* В американский Эмпайр-стейт-билдинг молния ударяет в среднем 23 раза в год.
* В самолеты молния попадает в среднем один раз на каждые 5-10 тысяч летных часов.
* Вероятность быть убитым молнией составляет 1 к 2 000 000. Такие же шансы у каждого из нас умереть от падения с кровати.
* Вероятность увидеть шаровую молнию хотя бы раз в жизни составляет 1 к 10 000.
* Люди, в которых попала молния, считались отмеченными богом. А если они погибали, то якобы попадали прямо на небеса. В древности жертв молнии хоронили на месте гибели.

5.Закрепление.

Работа в группах по карточкам (примерные вопросы для групповой работы)
Учащиеся задают вопросы другой группе

Вопросы 2 группе

-1Что можно сказать про тело, если оно притягивает
другие тела?
- что оно наэлектризовано .
2 Сколько тел может участвовать в электризации?
- в электризации может участвовать только два тела.
3Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?
Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к незаряженному.
4Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?
- Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.
5Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?
- Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
6Сколько родов электрических зарядов вы знаете? Назовите их.
Существует только два рода зарядов. Положительный и отрицательный?
7Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?
Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–»

Вопросы 1 группе

1. для чего предназначен электроскоп?
2 Назовите основные части электроскопа?
3Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?
4Как установить знак заряда электроскопа?
5Что происходит с зарядами в процессе работы электроскопа? - На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?
- 6Как ещё назвать называют непроводники электричества?

Вопросы 3 группе

1Приведите примеры диэлектриков.
2 Скажите, а как называют вещества, изготовленные из диэлектриков?
3Назовите вещества, которые относятся к проводникам?
4 Приведите примеры использования проводников.
5 Приведите примеры использования изоляторов.
6Можно ли наэлектризовать металл?
Интересно
1Если человек устал или болен, на нем накапливается положительный заряд и вызывает плохое самочувствие. Коты и кошки помогают снять положительный заряд, т.к. их шерсть заряжена отрицательно.
2Разряды, возникающие в быту и при большинстве технологических процессов в результате соприкосновения наэлектризованного человеческого тела с заземленной поверхностью, не опасны для здоровья. Следует отметить, что электризация синтетического белья, возникающая во время носки, оказывается даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье помогает при лечении некоторых болезней.
3Отрицательные ионы воздуха благоприятно влияют на наш организм: они создают хорошее самочувствие и настроение и являются профилактикой простудных и сердечно сосудистых заболеваний. 4Воздух в горах, в сосновом лесу или у водопада насыщен отрицательными ионами. Ионизировать воздух можно и дома.
5При возникновении пожара в электроустановках нужно немедленно отключить рубильник. Огонь, вызванный током, НЕЛЬЗЯ гасить водой или обычным огнетушителем, т.к. струя воды является проводником и может снова замкнуть цепь и восстановить причину пожара. В этом случае необходимо применять сухой песок или пескоструйный огнетушитель.
6Абсолютно непроводящая жидкость – дистиллированная, т.е. очищенная вода,
(любая другая вода (водопроводная или морская) содержит какое-то количество примесей и является проводником)
7.Человеческое тело проводник электричества.
Если случайно человек окажется под напряжением, то возможна травма или даже смерть.
При работе с электроцепями НЕЛЬЗЯ :
- нельзя одновременное двумя руками прикасаться к оголенным проводам.
- нельзя прикасаться к оголенному проводу, стоя на земле или на сыром ( даже цементном или деревянном) полу.
- нельзя пользоваться неисправными электрическими приборами.
- нельзя ремонтировать электрический прибор, не отключив его от источника тока.

4 Итог

Выводы:
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали явление электризации тел при трении, научились определять, заряжено ли тело, познакомились с новыми приборами - электроскопом и электрометром, проводниками и непроводниками электричества.

5 Рефлексия
На стикере. Полезное и интересное что узнали написать на листочке на одной стороне главные слова , 1 интересный факт

6Домашнее задание.

Пар. 28-29, ДЭЗ№5 стр 114

Приложение 2.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1.

ЗАДАНИЕ:
изучить электризацию различных тел.
Оборудование: пленка , полоска бумажная, пластмассовая линейка, мелкие куски бумаги,фольги, другие тела (стеклянный предмет).
Ход работы:
1.Поднесите поочередно к мелким кускам бумаги и фольги предварительно наэлектризованные полиэтилен, ручку, с пластмассовой линейкой. Что при этом наблюдаете?
2.Проделайте подобные опыты со стеклянными телами, натирая их о шерсть или шелк.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1.Как можно наэлектризовать тела (какими действиями)
2.Оба ли тела электризовались при этом
3Что такое электризация

Приложение 3.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №2.

ЗАДАНИЕ:
исследуйте взаимодействие заряженных тел.
Оборудование: штатив, полоски: полиэтиленовые и бумажная .
ХОД РАБОТЫ:
1.Наэлектризовать бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положить полиэтиленовую и разгладить рукой. Поднять полоски за концы, развести и медленно поднести друг к другу. Взаимодействуют ли полоски? Как?
2. Сделайте вывод.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Как взаимодействуют заряды?
Приложение 4 . Это интересно.
1.Если человек устал или болен, на нем накапливается положительный заряд и вызывает плохое самочувствие. Коты и кошки помогают снять положительный заряд, т.к. их шерсть заряжена отрицательно.

2.Разряды, возникающие в быту и при большинстве технологических процессов в результате соприкосновения наэлектризованного человеческого тела с заземленной поверхностью, не опасны для здоровья. Следует отметить, что электризация синтетического белья, возникающая во время носки, оказывается даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье помогает при лечении некоторых болезней.

3.Отрицательные ионы воздуха благоприятно влияют на наш организм: они создают хорошее самочувствие и настроение и являются профилактикой простудных и сердечно сосудистых заболеваний. 4Воздух в горах, в сосновом лесу или у водопада насыщен отрицательными ионами. Ионизировать воздух можно и дома.

5.При возникновении пожара в электроустановках нужно немедленно отключить рубильник. Огонь, вызванный током, НЕЛЬЗЯ гасить водой или обычным огнетушителем, т.к. струя воды является проводником и может снова замкнуть цепь и восстановить причину пожара. В этом случае необходимо применять сухой песок или пескоструйный огнетушитель.

6.Абсолютно непроводящая жидкость – дистиллированная, т.е. очищенная вода,
(любая другая вода (водопроводная или морская) содержит какое-то количество примесей и является проводником)
7ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО - ПРОВОДНИК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
Если случайно человек окажется под напряжением, то возможна травма или даже смерть.
При работе с электроцепями НЕЛЬЗЯ :
- нельзя одновременное двумя руками прикасаться к оголенным проводам.
- нельзя прикасаться к оголенному проводу, стоя на земле или на сыром ( даже цементном или деревянном) полу.
- нельзя пользоваться неисправными электрическими приборами.
- нельзя ремонтировать электрический прибор, не отключив его от источника тока.



Приложение №1

Оценочный лист __ группы


№ Этап урока
1 2 3 4 5 6
1 Загадки

2 Для чего нужно изучать электричество
3 Защита по новой теме
4 Исследование
5 «Пинг- понг» Вопрос- ответ
6 Итого
7 Всего баллов группы
Категория: Физика | Добавил: Batima6457 (2016-01-03) | Автор: Электризация тел. E
Просмотров: 1756 | Теги: Электризация тел, Электроскоп, Электрический заряд, Проводники и непроводники электриче, Закон сохранения электрического зар | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru