Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Разработка внеклассного мероприятия по физике в 9 классе на тему «Физика в литературных произведениях». «Что-то физики в почёте, Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе». Б. Слуцкий. Это выражение послужило началом большой дискуссии, на которой обсуждался вопрос: чья деятельность имеет в настоящее время, время научно-технической революции, основное значение – представителей точных наук (физиков ) или представителей гуманитарных наук («лириков»). Было единодушно признано, что наука и искусство являются взаимодействующими элементами культуры, которые вместе формируют гармонически развитую личность. Пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, отрывки из художественных произведений являются иллюстрированным материалом к различным разделам физики. Поэтому физика перестаёт быть для учащихся сухой и отвлечённой наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, раннее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными, осознать и лучше запомнить пройденное, повышает у учащихся интерес к изучаемому материалу. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных физических явлений, интересными фактами. В них отражаются те явления, которые по новому раскрывают уже известные физические понятия, изыскиваются новые области применения физических законов. Целью данного мероприятия является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие логического мышления, поисковой деятельности, показать связь физики и литературы. Форма проведения – конкурс команд. Программа. 1.Выступление ведущего. 2.Разминка команд. 3.Конкурс пословиц и поговорок. 4.Задание командам: «Найти физическую ошибку в отрывке художественного произведения». .. 5.Задание болельщикам: «Продолжить стихотворение». 6.Задание командам: «Объяснить явления». 7.Подведение итогов. 1. Выступление ведущего. История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе учёных играли чувства, вызванные произведениями искусства. Н.Бор утверждал, что искусство приводит учёного к принципиально новому знанию: «Искусство не только и не столько хобби и приятное времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика» ума, «тренировка» его способностей рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации». Как же иначе можно объяснить увлечение Д. Максвелла поэзией, неиссякаемую тягу С.И. Вавилова к «Фаусту» Гёте, любовь А. Эйнштейна к Моцарту и его знаменитое высказывание: «Достоевский даёт мне больше, чем любой другой научный мыслитель, больше, чем Гаусс», М.В. Ломоносов сам писал поэмы. 2.Разминка команд. Ведущий загадывает загадки, команда, ответившая первая, получает один балл. 1.Совершенно непонятно, Почему вода течёт Сверху вниз, А не обратно - Так, а не наоборот? 2.Как – то раз спросил я розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко? 3.Бортпроводница очень мило Перед полётом попросила Из ручек вылить все чернила, Зачем ей это надо было? 4.С краю на край режет чёрный каравай. Кончит, повернётся, за то же возьмётся. Что это такое? (плуг) 3.Конкурс пословиц. Командам необходимо объяснить, какие физические явления в них отражены. Ежу для того щетина дана, чтобы собаки не кусали. Вари не вари, а масло поверху. Веника не переломишь, а по прутку весь веник сломаешь. Ложка дёгтя портит бочку мёда. Пролитую воду не соберёшь. Снег холодный, а от стужи укрывает. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Если бы дрожать не умел, совсем бы замёрз. Комар весь век поёт, да не от радости. С высокого моста больно падать. Шубу носить не для красоты, а для теплоты. Куй железо, пока горячо. Сухую грязь к стене не прилепишь. Лейся беда, как с гуся вода. Для того напёрсток, чтоб руки не колоть. От того телега запела, что давно дёгтю не ела. Где тонко, там и рвётся. Говорить без дела, что на воде писать. С каким приветом, с таким ответом. Если бы знал, где упал, соломинку бы подстелил. 4.Задание командам: «Найти физическую ошибку в отрывке художественного произведения». Каждая команда получает текст отрывка из произведения, в котором нужно найти физическую ошибку. «…Барон Мюнхаузен схватил себя за косичку, изо всех сил дёрнул вверх и без особого труда вытащил и себя и коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами…». Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла». 5.Задание болельщикам. Продолжить стихотворение: «Если тело в воду бросить Или просто опустить ……………………………» 6.Каждая команда должна найти в отрывке из художественного произведения физическое явление и его объяснить. «Лягушка, дрыгая своими четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше». «Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трёх миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов». 7. Подведение итогов и награждение победителей. Автор разработки Засько З.В., учитель физики СОШ №15, г.Павлодар. | |
Просмотров: 1978 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|