Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Предмет: Физика Класс: 8 Тема: Виды теплопередачи Цель урока: уметь распознавать и объяснять такие физические явления, как теплопроводность, конвек-ция и излучение, чтобы использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи урока: - образовательные: получить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить учащихся с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике; - развивающие: продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации; - воспитательные: воспитание личностных качеств (аккуратности, умений работать в коллективе, дис-циплинированности); Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, схема знаний, тексты для групп, таблица, оборудо-вание для демонстрации опытов, набор предметов для жеребьевки, лист рефлексии и самооценки. Формы организации занятия: групповая Методы организации занятия: деление на группы – жеребьевка, стратегия для изучения нового материала «Я, ты, мы» Ход урока. I . Вводно-мотивационный этап (5 мин.) Актуализация знаний учащихся 1. Что с точки зрения физики объединяет следующие картинки? (слайд) Ответ: тепло, высокая температура т.п. 2. В чём различие с точки зрения физики явлений, о которых говорится в пословицах? (слайд) А) За горячее железо не хватайся. Затем кузнец клещи куёт, чтоб рук не ожечь. Б) Наша изба неравного тепла. На печи тепло, на полу холодно. В) Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет. Ответ: изменение температуры, разные способы передачи тепла, нагревание и т.д. А как называются различные способы передачи тепла в физике? Арабская грамота. (Виды теплопереда-чи) (слайд) 3. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Ответ: «Виды теплопередачи» Учитель: На нашем уроке мы изучим тему: «Виды теплопередачи». Для чего нам нужно это изучить? Ответ: Эта тема имеет большое практическое применение. Свои знания вы сможете использовать в по-вседневной жизни. (формулировка цели урока с детьми) Давайте вспомним то, что нам необходимо для дальнейшего изучения. Построим систему знаний, эле-менты которой мы уже узнали. Представим это для наглядности в виде схемы. (схемы на партах уча-щихся). (слайд) 1. Как будет называться главная фигура, отражающая название темы и схемы? Ученик. – Виды теплопередачи. У. – Запишем это в центральной фигуре 2. Какой вид энергии изменяется в результате теплопередачи? Ученик – Внутренняя энергия тел. У. - Виды теплопередачи связаны с изменением внутренней энергией тел. Запишем это в верхней фигуре. 3. Какому важному закону подчиняются виды теплопередачи, связанные с изменением внутренней энергии тел? Ученик - Закону сохранения и превращения энергии. У. – Правильно. Так как это - один из важнейших законов природы, то запишем это в самой верней фигуре. А фигуры снизу заполним в конце урока. Деление на 3 группы любым способом жеребьевки. Выбор спикера, тайм-менеджера. Группы получают тему, которая определяется по соглашению или в результате жеребьевки. II . Информационно-операциональный этап (32 мин.) При изучении темы, группа должна заполнить свою часть таблицы, продумать эксперимент, сформули-ровать вопросы для других групп по своей теме. (10 мин) Выступить с рассказом и экспериментом. (5 мин) I группа «Теплопроводность» Оборудование для эксперимента: деревянная ложка, ложка из нержавеющей стали, сосуд с горячей водой. Теплопроводность – явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте. Теплопроводность — вид теплообмена, при котором происходит передача внутренней энергии от ча-стиц более нагретой части тела к частицам менее нагретой части. Разные вещества имеют разную теплопроводность. Теплопроводность у металлов хорошая. Например, медь используется при изготовлении паяльников. Теплопроводность стали в 10 раз меньше теплопро-водности меди. Малой теплопроводностью обладают древесина и некоторые виды пластмасс. Это их свойство используется при изготовлении ручек для нагревательных предметов, например, чайников, кастрюль и сковородок. Плохой теплопроводностью обладают войлок, пористый кирпич шерсть, пух, мех (обусловленная наличием между их волокнами воздуха), поэтому эти материалы, наряду с древесиной, широко используются в жилищном строительстве. Регулирование теплообмена является одной из основных задач строительной техники. В тех случаях, когда теплообмен является нежелательным, его стараются уменьшить. Для этого используют теплоизоляцию. Тонкий слой воздуха между оконными стеклами предохраняет наше жилище от холода так хорошо, как и кирпичная стена. Это говорит о том, что воздух обладает плохой теплопроводностью. У жидкостей и газов теплопроводность очень мала, но и в газах и в жидкостях может передаваться тепло. Как вам ни покажется странным, но и, снег, особенно рыхлый, обладает очень плохой теплопроводно-стью. Этим объясняется то, что сравнительно тонкий слой снега предохраняет озимые посевы от вымерзания. Если теплопроводность различных веществ сравнить с теплопроводностью меди, то окажется, что у железа она примерно в 5 раз меньше, у воды - в 658 раз меньше, у пористого кирпича - в 840 раз меньше, у свежевыпавшего снега - почти в 4000 раз меньше, у ваты, древесных опилок и овечьей шерсти - почти в 10 000 раз меньше, а у воздуха она примерно в 20 000 раз меньше. Плохая теплопроводность шерсти, пуха и меха (обусловленная наличием между их волокнами воздуха) позволяет телу животного сохранять вырабатываемую организмом энергию и тем самым защищаться от охлаждения. Защищает от холода и жировой слой, который имеется у водоплавающих птиц, китов, моржей, тюленей и некоторых других животных. II группа «Конвекция» Оборудование для эксперимента: два стакана с горячей водой, крышка, лед. Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа и жидкости. Существует два вида конвекции: естественная и вынужденная. Естественная конвекция – самопроизвольное охлаждение, нагревание, перемещение. Вынужденная конвекция – перемещение с помощью насоса, мешалки и т.п. Жидкости и газы нагреваются снизу, так как у них плохая теплопроводность. У горячих слоёв жидкости (газа) плотность уменьшается, и они поднимаются вверх, уступая место более холодным. Возникает циркуляция («движение по кругу») слоёв. В твердых телах конвекции нет, так как их частицы не обладают большой подвижностью. Много проявлений конвекции можно обнаружить в природе и жизни человека. Конвекция также нахо-дит применение в технике. Нагревание и охлаждение жилых помещений основано на явлении конвекции. Так охлаждающие устройства целесообразно располагать наверху, ближе к потолку, чтобы осущест влялась естественная конвекция. Обогревательные приборы располагают внизу. Бриз – возникает на границе суши и воды, т.к. они нагреваются и остывают по-разному. Вода нагрева-ется и остывает медленнее, чем земля(песок) в 5 раз. Из-за этого днём над сушей образуется область низкого давления, а над морем – область высокого давления. Возникает движение воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления, что и называется дневным бризом. Ночью все происходит наоборот. III группа «Излучение» Оборудование для эксперимента: солнечная погода, два термометра. Излучение (лучистый теплообмен) – вид теплопередачи, при котором энергия переносится от одного тела к другому электромагнитными волнами. Происходит всегда и везде. Может осуществляться в полном вакууме. Излучение происходит от всех нагретых тел ( от человека, костра, печи и т..д.) Чем больше температура тела, тем сильнее его тепловое излучение. Тела не только излучают энергию, но и поглощают. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Солнце – источник энергии на Земле. Как передается солнечное тепло на Землю? Ведь в космическом пространстве нет ни твердых, ни жидких, ни газообразных тел. Следовательно, космическое простран-ство не может передавать тепло Солнца на Землю ни путем теплопроводности, ни путем конвекции. Дело в том, что тепло от Солнца к Земле передается также как сигнал с радиостанции приемнику, - электромагнитными волнами. Много проявлений теплового излучения можно обнаружить в природе и жизни человека. Способность по-разному поглощать энергию излучения находит широкое применение в технике. Например, воздуш-ные шары и крылья самолетов часто красят серебристой краской, чтобы они меньше нагревались сол-нечными лучами. Если же нужно использовать солнечную энергию (например, для нагревания некото-рых приборов, установленных на искусственных спутниках), то эти устройства окрашивают в темный цвет. Вспаханная почва, почва с растительностью. Днем почва поглощает энергию и нагревается излучением, но быстрее и охлаждается. На ее нагревание и охлаждение влияет присутствие растительности. Так, темная вспаханная почва сильнее нагревается излучением, но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью. На теплообмен между почвой и воздухом влияет также погода. В ясные, безоблачные ночи почва силь-но охлаждается – излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. В такие ночи ранней весной возможны заморозки на почве. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. Одним из средств повышения температуры участка почвы и припочвенного воздуха служат теплицы, которые позволяют полнее использовать излучение Солнца. Участок почвы покрывают стеклянными рамами или прозрачными пленками. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее, но хуже пропускает невидимое излучение, испускаемое нагретой поверхностью Земли. Также пленка (стекло) препятствует движению теплого воздуха вверх, т.е. осуществлению конвекции. Таким образом, стекла теплиц действуют как «ловушка» энергии. Внутри теплиц температура выше, чем на незащищенном грунте, примерно на 10° С. Выступление групп. Обсуждение результатов заполнения таблицы. Возвращение к схеме. Мы все любим тепло. И знаем, что тепло – это жизнь. Но есть один всем известный предмет, в котором все виды теплопередачи пытаются уменьшить. Что это за прибор? (слайд) Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. Термос (строение) Рассмотрите строение термоса. Где присутствуют все изученные виды теплопередачи и как их стараются уменьшить? Пробка (До свидания, конвекция) Вакуум (Долой теплопроводность) Зеркало (Прочь излучение) III. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин) Подведение итогов по всем этапам работы. Рефлексия Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии. сегодня я узнал… было интересно… я приобрел… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Оценка. Оцените свою работу за урок. Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, привести примеры из своей жизни, то поставьте себе “5”. Если материал поняли, можете привести примеры, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то поставьте “4”. Если материал усвоен слабо и требует еще доработки, то “3”. Домашнее задание: 1. § 5 – 7. 2. Используйте свои руки как термодатчики – обследуйте окружающие вас предметы. Найдите самые холодные на ощупь, сделайте вывод об их теплопроводности. По своим ощущениям составьте список из 6 веществ, обладающих разной теплопроводностью, от самой хорошей до самой плохой. И в конце вам напутствие: Не бойтесь дарить согревающих слов, И добрые делать дела. Чем больше в огонь вы положите дров, Тем больше вернется тепла. Омар Хайям План работы группы 1. Прочитайте самостоятельно текст. Сдклайте пометки в таблице по своему виду теплопередачи. 2. Обсудите в парах, дополните таблицу. 3. Обсудите в группе тему и закончите оформление таблицы. 4. Продумайте эксперимент по своей теме и его объяснение. 5. Запишите по одному вопросу для каждой группы по вашей теме, в котором нужно объяснить тип теплопроводности. 6. По мере выступления других групп, заполните таблицу до конца. | |
Просмотров: 3752 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|