Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Использование ЦОР на уроках физики
Г.С.Бейсекенова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Масштабная компьютеризация образовательного процесса привела в настоящее время к тому, что школы более-менее оснащены современным оборудованием. За последние учебные годы в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по многим предметам школьной программы. Что из себя представляет ЦОР? ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Типы ЦОРов:

Наборы цифровых образовательных ресурсов, расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
• Информационные источники сложной структуры. (ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)
• Инновационные учебно-методические комплексы. ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
• фундаментальность общеобразовательной подготовки;
• способность учиться;
• коммуникабельность, умение работать в коллективе;
• способность самостоятельно мыслить и действовать;
• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Проблема выбора эффективных ЦОРов, способствующих реализации новых целей образования - одна из актуальных проблем сегодня. Использование ЦОРов в обучении физике - это способ повысить мотивацию учащихся, расширить спектр средств обучения, расширить наборы применяемых учебных задач и многое другое.
На восприятие материала, изучаемого с помощью ЦОРа в немалой степени влияют параметры:
• Контент - качество и уникальность, логичность и последовательность изложения учебного материала
• Возможность дифференциации и индивидуализации обучения;
• Учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;
• Сбалансированность информационного объема;
• Интерактивность;
• Наглядность, в частности, качество графических объектов; качество текста, его читаемость - т.е. гарнитура, размер, стили и т.д.;
• Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при наличии)
• Навигация – удобство использования ресурса, структурное размещение информационных групп и разделов.

Варианты построения уроков физики с использованием ЦОРа:

Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. Так, например, при изучении тем курса, можно использовать соответствующий медиаобъект (Физика, 8 класс, Просвещение Казахстан), формулы, таблицы и т.д. (рис. 1-3)

В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
ЦОР используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Использование ЦОР обеспечивает: поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении. Например, при изучении темы «Масса и объем» можно использовать фрагмент флэш-анимации (рис.4). Учащиеся определяют соотношение масс и объемов трех образцов, расставляют данные исследования в таблицу и сразу же проверяют свой ответ.
Проведение исследования, которое трудно или невозможно осуществить в практическом плане. Например, при изучении строения вещества, можно рассмотреть следующий опыт (рис.5, рис.6). При этом учащиеся должны выполнить следующие действия:
1. Захватив кольцо курсором мыши, перемещаем его вверх и вниз, демонстрируя прохождение шарика сквозь кольцо. (можно из верхнего положения его просто отпустить и оно свободно упадет).
2. Зажигаем спиртовку, щелкнув по ней мышкой (до полного прогревания шарика спиртовка и кольцо становятся недоступными о чем свидетельствует исчезновение курсора как указательного пальца при наведении на данные объекты ).
3. Повышение температуры шарика символически отображается изменением его цвета.
4. После полного прогревания, кольцо становится вновь доступным и, захватив его мышкой, перемещаем вверх, обращая внимание на то, что шарик, на этот раз, перемещается уже вместе с ним.
5. Оставляем его на любой высоте, наглядно демонстрирующей отсутствие натяжения нити, после чего щелчком тушим спиртовку.
6. Через некоторый промежуток времени шарик проваливается сквозь кольцо. Вновь поднимаем и опускаем кольцо, демонстрируя, что шар свободно проходит сквозь него.
7. Делаем вывод.
Пользователь может сделать выбор:
a) включать или нет дополнительные кнопки.
б) показывать или нет текстовый вывод.
в) воспользоваться электронным микроскопом, что позволит наглядно продемонстрировать поведение частиц, из которых состоит шар, при нагревании и охлаждении.
г) можно включать или выключать подсветку для чего достаточно навести курсор в правый или левый верхний угол и при появлении надписи «подсветка» произвести щелчок левой кнопкой мыши. Повторный щелчок позволяет ее отключить.

Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. В России, например, по инициативе Министерства Образования формируется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, доступ к которой есть и у казахстанских пользователей.

Используя эти материалы в своей педагогической деятельности, учителям удается стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы курса физики за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого явления.
Как показывает практика использования цифровых ресурсов на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Использование дисков дома помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Список литературы:

1. Бовтенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности.
2. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе.
3. Лында, А.С. и др. Педагогика.
4. http://school-collection.edu.ru/
5. http://somit.ru/

Категория: Физика | Добавил: Мира (2011-02-16)
Просмотров: 5512 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru