Оспанова Б.Ж. Учитель физики Ростовского Ресурсного Центра, Бухаржырауского района. Карагандинской области Роль физики в формировании здорового образа жизни Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды: I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и другие. II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики 7 класса: Тема Вопросы здоровьесбережения Человек – часть природы Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы. Измерительные приборы Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса). Инерция Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор. Механическое движение. Скорость Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя Масса Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью. Сила Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека Диффузия Искусственное дыхание Смачиваемость Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования Давление Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами Атмосфера Ароматерапия. Атмосферное давление Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Вредное воздействие аромамиксов. Давление внутри жидкости Дайвинг. Требования безопасности. Архимедова сила Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель: Формирует интерес к своему предмету; Устанавливает доверительные, партнерские отношения; Продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; Максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна. На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали самостоятельное приобретение знаний учащимся, активизировали бы мысль школьников и помогали сохранять здоровье. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных форм работы с учащимися. Ниже представлен разбор фрагментов урока по физике в 9 классе по теме «Колебания, волны, звук». Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения Опрос: Физический диктант (дидактическая игра “Веришь – не веришь”). Учащиеся выполняют в тетрадках схему: Если вы согласны с утверждением, высказанным учителем, то над номером утверждения поставьте дугу, если не согласны – прямую черту, соединяющую точки. 1. На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха. 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения Объяснение нового материала 1) использование компьютерной презентации 2) использование загадок Аппарат небольшой, но удивительный такой. Если друг мой далеко, говорить мне с ним легко. (Телефон.) Происходит чередование видов деятельности. При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные наглядные моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения Демонстрация учащимися простых опытов со звуком. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет». «Откуда происходит звук?» Проведение простых опытов позволяет снять динамическую усталость, расслабить зрительный нерв, а определение местонахождения звука позволит сконцентрироваться и продолжить работу. На уроках важно уделять внимание вопросам, связанным со здоровьем и здоровым образом жизни, формировать отношение к своему здоровью как к ценности. Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения От какой величины зависит громкость звука? (На доске представлена сравнительная таблица: шелест листьев – 10 дБ самолет при старте – 10 000 дБ) спокойная беседа – 40 дБ Знания, полученные на уроке, позволят бережнее относиться к своему здоровью, выработать индивидуальный способ безопасного поведения. Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность. Учитель должен быть умелым дирижером своего оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит полно и без фальши.
|