Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Урок № 11 «б» класс Тема : α -, β – и γ– излучения Цели: учащиеся познакомятся с с α , β и γ – излучениями ч/з рассказ учителя раскроют физическую природу α , β, γ излучений ч/з работу с таблицей закрепят полученные знания ч/з работу с тестами применят теоретические знания в практических целях ч\з ответы на вопросы способствовать навыку развития умения слушать друг друга ч/з работу в группах Ход урока Эмоциональный настрой учащихся ПОБУЖДЕНИЕ Рассказ учителя о классическом опыте, позволяющем обнаружить сложный состав радиоактивного излучения 5-7 мин Схема опыта объясняется учителем на доску вывешивается рисунок, на котором изображена схема опыта по разделению радиоактивного излучения на пучки (Стр. 265 рис. 8.6) РЕАЛИЗАЦИЯ. Трем группам раздается текст про одно из излучений. Гамма – лучи. По своим свойствам гамма – лучи очень сильно напоминают рентгеновские, но только их проникающая способность гораздо больше, чем у рентгеновских лучей. Это наводит на мысль, что гамма – лучи представляют собой электромагнитные волны. Все сомнения в этом отпали после того, как была обнаружена дифракция гамма – лучей на кристаллах и измерена длина волны. Она оказалась очень малой – 10 до 10 см На шкале электромагнитных волн гамма – лучи непосредственно следуют за рентгеновскими. Скорость распространения у гамма – лучей такая – же, как у всех электромагнитных волн, - около 300 000 км/с. Бета – лучи. С самого начала альфа – и бета – лучи рассматривались как потоки зараженных частиц. Проще всего было экспериментировать с бета – лучами, так как они сильно отклоняются как в магнитном, так и в электрическом поле. Основная задача состояла в определении заряда и массы частиц. При исследовании отклонения бета – частиц в электрических и магнитных полях было установлено, что они представляют собой не что иное, как электроны, движущиеся со скоростями, очень близкими к скорости света. Существенно, что скорости бетта – частиц, испущенных данным радиоактивным элементом, неодинаковы. Встречаются частицы с самым различными скоростями. Это и приводит к расширению пучка бета – частиц в магнитном поле. Альфа – частицы. Труднее было выяснить природу альфа – частиц, так как они слабо отклоняются магнитным и электрическим полями. Окончательно эту задачу удалось решить Резерфорду. Он измерил отношение заряда q частицы к ее массе m по отклонению в магнитном поле. Оно оказалось примерно в два раза меньше, чем у протона – ядра атома водорода. Заряд протон равен элементарному, а его масса очень близка к атомной единице массы. Следовательно, у альфа – частиц на один элементарный заряд приходится масса, равная двум атомным единицам массы. Но заряд альфа – частицы и ее масса оставались неизвестными. Следовало либо измерить заряд, либо массу альфа – частицы. С появлением счетчика Гейгера проще и надежнее было измерить заряд. Сквозь очень тонкое окошко альфа – частицы могут проникать внутрь счетчика и регистрироваться им. Резерфорд поместил на пути альфа частиц счетчик Гейгера, который измерил число частиц, испускавшихся радиоактивным препаратом за определенное время. Затем он поставил вместо счетчика металлический цилиндр, соединенный с чувствительным электромотором. Электрометром Резерфорд измерил заряд альфа – частиц, испущенных источником внутрь цилиндра за такое же время (радиоактивность многих веществ почти не меняется со временем). Зная суммарный заряд альфа – частиц и их число, Резерфорд определил отношение этих величин, т.е. заряд одной альфа – частицы. Этот заряд оказался равным двум элементарным. Таким образом, он установил, что у альфа – частицы на каждый из двух элементарных зарядов приходится две атомные единицы массы. Следовательно, на два элементарных заряда приходится четыре атомные единицы массы. Такой же заряд и такую же относите льную атомную массу имеет ядро гелия. Из этого следует, что альфа – частица – это ядро атома гелия. Не довольствуясь достигнутым результатом, Резерфорд затем еще прямыми опытами доказал, что при радиоактивном альфа – распаде образуется гелий. Собирая альфа – частицы внутри специального резервуара на протяжении нескольких дней, он с помощью спектрального анализа убедился в том, что в сосуде накапливается гелий (каждая альфа частица захватывала два электрона и превращалась в атом гелия. При прохождении альфа лучей через слой свинца их интенсивность убывает вдвое. После внимательного прочтения ребята составляют таблицу 10 На доску вывешиваются ответы учеников и правильные ответы для сравнения. Делается анализ по работе отдельных учеников и всей «семьи» | |
Просмотров: 3365 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|