Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
8 класс Мастерская по теме: Тепловые явления Данная мастерская является обобщающей по данной теме. Тема эта выбрана не случайно, так как она очень тесно переплетается с другими науками: химией, биологией, медициной, металлургией и с повседневной жизнью. Цели и задачи: 1. Обобщить и систематизировать, углубить знания учащихся по данной теме; 2.Научить применять полученные знания на практике. 3.Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли. 4.Умение выделять главное, обобщать, связывать имеющиеся знания со знаниями из других областей. Оборудование: 1.Ватман, карандаши, листы - опросники, карточки с пословицами, задачами. 2.Приборы и материалы для проведения опытов (перечень которых согласно описанию опытов приводится ниже) Используемая литература: 1.Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М. «Просвещение» 1985 г. 2.Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 класс. М. Просвещение» 1994 г. 3.Суорц Кл.Э. Необыкновенна физика обыкновенных явлений. Т. 1 М. «Наука» 1986г. 4.Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М. «Школьная пресса» 2002 г. 5.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике М. «Просвещение» 1976 г. Ход мастерской: 1. «Синквейн» Первая строка - имя существительное «тепло» Вторая строка - два прилагательных, характеризующие данное имя существительное или причастие, либо одно прилагательное и одно причастие. Третья строка - три глагола или три деепричастия, либо один глагол и два деепричастия; одно деепричастие и два глагола. Четвертая строка - фраза их четырех слов, смысловое выражение того, что написано выше, законченная фраза Пятая строка - Одно слово, выражающее эмоциональное состояние по поводу происходящего. Выполнив задание, ребята зачитывают каждый в группе свою работу, затем зачитывается от группы лучшая работа. 2 . Повторение теории. Ребятам предлагаются высказывания по данной теме, которые нужно закончить, работают коллективно в группе. Затем по цепочке проверяются полученные ими ответы. Вопросы 1.Молекула - это мельчайшая частица ... 2.Существуют два вида механической энергии, которой обладают атомы ... 3.Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется ... 4.Внутренняя энергия тела ... от его механической энергии. 5.При повышении температуры тела его внутренняя энергия ..., ... 6.Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения частиц тела называется ... 7.При сгибании и разгибании медной проволоки ее внутренняя энергия изменяется способом ... 8.Самую большую теплопроводность среди металлов имеют ... 9.Пористые тела обладают плохой теплопроводностью, так как содержат ... 10.Передача теплоты в вакууме путем теплопроводности ... 11. В твердых телах конвенция происходить ... 12.Перенос энергии от Солнца к Земле осуществляется путем ... 13.Всякое тело излучает энергию при ... 14.Тела с темной поверхностью ... поглощают энергию падающего на них излучения. 15. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется ... 16.Внутренняя энергия тела зависит от ... 17.Летящий на определенной высоте над землей самолет... внутренней энергией. 18.Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется ... 19.При быстром расширении газа его внутренняя энергия ... 20.Если стальную пластинку поместить на горячую электроплиту, ее внутренняя энергия изменится вследствие ... 21.У газов теплопроводность .... чем у жидкостей. 22.Не сопровождается переносом вещества теплопередача в виде ... 23.Распространение в вакууме теплоты путем конвекции ... 24.Чтобы конвекция происходила в воде, ее надо охлаждать ... 25.В результате неравномерного нагревания различных участков атмосферы образуются зоны разных давлений и ... 3. Пословицы. Каждой группе предлагаются свои пословицы, которые необходимо объяснить с точки зрения физики после обсуждения в группе. Например: «Снег - одеяло для пшеницы» Снег обладает плохой теплопроводностью и подобно одеялу, озимые защищают от вымерзания. Много снега - «одеяло» толстое, мороз не доберется до нежной зелени. Пословицы - краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщающее многовековой опыт народа. Пословицы украшают повседневную речь, придавая ей глубокий смысл и яркое образное выражение, делая ее живой и остроумной. Многие из них имеют физическое содержание, и мы попробуем их объяснить. а)Работающей мельнице некогда замерзать. б)Три года на камне просидишь, и камень нагреется. в)Если кочерга длинная, руки не обожжешь. г)Снег - одеяло для пшеницы. д)Не спеши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно с краю. е)При солнышке тепло, при матери добро. ж)Не для лета изба родится - для зимы. з)Не все греет, что светит: Луна светла, а без тепла, и) Гвоздем моря не нагреешь. к) Солнце греет сильнее, когда нет облаков. 4.Самопрезентация. Творческая работа в группе в ходе которой создается реклама, в которой отражены закономерности тепловых явлений и применение из на практике. Это может быть сделано в виде рисунков, плакатов. Например: «Физика и мода» Рекламное агентство Дома моды «Элит» предлагает летом носить одежду только светлых тонов и из натуральных тканей, покупая зимнюю обувь, советуют обратить внимание на то, чтобы сапоги были на размер больше, на толстой подошве; приобретая шубу из натурального меха. Вы будете выглядеть не только модно и элегантно. И далее идет объяснение с точки зрения тепловых явлений. Предлагаются следующие темы: а)«Физика и мода» б)«Физика на кухне» в)«Физика и медицина» г)«Физика и природа» д)«Физика у нас дома» 5.«А знаешь ли ты?»(занимательные опыты) Каждой группе предлагаются приборы и материалы для проведения опытов и их описание. Ребята показывают опыты и объясняют их. 1 опыт Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите опыт. Для этого из плотной бумаги сделайте коробку, налейте в нее воды и поставьте на электрическую плитку или подвесьте над спиртовкой. Вода нагреется и, наконец, закипит. Коробка остается целой. Почему? 2 опыт Положите на полоску бумаги латунную гирю и внесите их в пламя. Почему бумага не горит? 3 опыт Носовой латок смочите водой (о чем присутствующим можно не говорить), облейте спиртом и подожгите. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остается целым? 4 опыт Возьмите учебные весы, закрепите их в лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашу весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. Почему они выходят из равновесия? 5 опыт Зажгите стеариновую свечу, накройте ее стеклянной цилиндрической трубкой. При этом пламя уменьшиться и может погаснуть. Почему? 6. Решить задачу. 1.Какую массу воду можно нагреть от 15 до 45°С, затратив для этого 1260 кДж энергии? 2.В калориметр, содержащий воду массой 250 г при температуре 24°С, опустили твердое тело массой 200 г при температуре 100°С. После этого вода и тело приобрели температуру 34,5 С. Какова удельная теплоемкость твердого тела? 3.На сколько градусов нагреется цинковая деталь массой 40г, если ей сообщить 760 Дж энергии? 4.Покупателю требовалось приобрести каменный уголь массой 1 т, но на складе его не оказалось и ему предложили купить торф. Какую массу торфа должен взять покупатель, чтобы заменить им уголь? 5.На сколько градусов нагреется 50 л воды энергией, полученной при сгорании 2 кг каменного угля? Правильность решения задач проверяется учителем в каждой группе индивидуально. 7.Рефлексия. | |
Просмотров: 4717 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|