Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Сергеева Ольга Анатольевна, учитель физики ГУ "СОШ № 28" г.Семей Тема урока: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Цели урока: • Познакомить учащихся с наиболее сложным видом движения под действием силы тяжести (в случае, когда начальная скорость направлена под углом к горизонту), научить рассчитывать параметры этого движения; • Научить мыслить, исследовать, анализировать, искать пути решения задачи; • Научить видеть «красивое» в математическом описании физических явлений; • Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении кинематических схем движения и решении уравнений и их систем. Демонстрации: • таблица «движение тела под действием силы тяжести»; • • баллистический пистолет; • таблицы Брадиса. Метод работы: групповой, частично поисковый. План. 1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос. 3. Постановка учебной задачи. 4. Выполнение поставленной задачи (работа в группах). 5. Анализ полученного результата. 6. Решение задачи (если останется время). 7. Домашнее задание. Ход урока 1.Организационный момент: учитель проверяет отсутствующих учеников и распределение учащихся по группам. 2.Фронтальный опрос (активизирующая беседа). Вопросы классу: 1. В чём заключается основная задача механики (ОЗМ)? 2. Математическая форма записи ОЗМ. 3. Основные уравнения движения тела по вертикали вверх и вниз: υ(t)-?, h(t)-?, t-?, g-? 4. Кинематическая схема движения: ; -? (рисунок 1, см. приложение). 5. Направление осей координат и ускорения свободного падения. 3.Постановка учебной задачи: 1. Начальная скорость направлена под углом к горизонту: как будет двигаться тело? (демонстрация выстрела из баллистического пистолета). 2. Кинематическая схема движения: (рисунок 2, см. приложение). Т.к. скорость распалась на две составляющие, то движение можно представить как сумму двух независимых движений: равномерного вдоль оси ОХ со скоростью υ0х= υ0 cosα и равнопеременного вдоль оси ОУ с начальной скоростью υ0у= υ0sinα; (работа с таблицей, на которой изображены тригонометрические формулы sin x = ; cos x = ). 3. Совместная работа с учителем: запись уравнений движения для равномерного движения тела вдоль оси ОХ и равнопеременного вдоль оси ОУ: x (t) = υ0x x(t) = υ0 cosα y (t) = υ0y - y(t) = υ0 - 4.Выполнение поставленной задачи (работают три группы учащихся). (рисунок 3, см. приложение) Задания группам: • 1 гр.: получить формулу времени подъёма и времени полёта тела до верхней точки; • 2 гр.: получить формулу максимальной высоты подъёма тела; • 3 гр.: получить формулу максимальной дальности полёта тела. Желаемый результат: Объединяем усилия 1-ой и 2-ой групп (используем таблицу с тригонометрическими формулами): xmax = 0 tпол сos = 0 сos = ; = = . (Подведение предварительных итогов! Анализ полученных результатов). 1 дополнительное задание: найти конечную скорость и угол, под которым упадёт тело на землю (для наиболее сильных учащихся), (рисунок 4, см. приложение). 2 дополнительное задание: доказать, что траекторией движения тела, брошенного под углом к горизонту, является парабола (для этого вспомнить из математики уравнение параболы: y = ax2+bx+c). Выполнение задания (совместная работа у доски): используя систему уравнений, выражаем время из первого и подставляем во второе уравнение, находим y(x): 5. Анализ полученного уравнения совместно с учителем. Подведение итогов работы: 1. Что узнали? 2. Что получили? 3. Что заслужили? 6. Решение задачи (у доски, если останется время): под каким углом к горизонту надо бросить тело, чтобы дальность полёта превышала максимальную высоту подъёма в четыре раза? 7. Домашнее задание: №229, №231(задачник А.П. Рымкевича). | |
Просмотров: 4471 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|