Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Инновационные способы эффективного обучения физике.
Логические структуры – это удобный перцептивный прием, обеспечивающий наглядное представление содержания обучения. Структурированная наглядность содержания предмета, с одной стороны, облегчает учащемуся усвоение за счет целостности представления и восприятия изучаемой области, а с другой направляет избирательность внимания, восприятия и усвоения.
Изобразительная наглядность как «золотое правило» обучения хорошо обоснована на педагогике ещё Я.А. Коменским, и её полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» убеждает нас в ее эффективности. Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношение. В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логические структуры данного содержания, создающего образ во всех взаимосвязях составляющих его элементы.
С помощью логических структур мною составлена компьютерная программа по разделу «Механика» курса физики. Методика применения данной программы:
• учащимся предлагаются готовые логические структуры;
• затем убирается их содержательная часть и остаются схемы без текста, т.е. скелет логических структур;
• организовывается самостоятельная работа учащихся (с учебником, рисунками текста, упражнениями и т.д);
• учащиеся выполняют опыты (если они предусмотрены содержанием логических структур);
• затем возвращаются логические структуры первоначального варианта;
• ответы сравниваются с образцом; учащиеся делают коррекционную работу по исправлению ошибок.
Самостоятельное составление учащимися логических структур при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета. Следует также отдифференцировать логические структуры от других способов наглядного представления содержания обучения, к примеру, от изобразительной наглядности и известных опорных сигналов В.Ф.Шаталова.
Лист опорных сигналов – это очень краткий план–конспект изученного учебного материала, помогающий ученику вспомнить основные «опоры» при необходимости воспроизвести содержание урока. Использование таких опорных конспектов – полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры», в отличие от логических систем, не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала, выявления логических связей в нем и дозирования его объема.
В логических структурах ни один учебный элемент не выпадает из поля зрения. Я попыталась сделать разумное сочетание опорных схем и конспектов, что, как мне думается, окажется наиболее эффективным приемом создания общей ориентировки учащегося в изучаемом содержании.
Инновационные способы эффективного обучения физике.

Методическая тема, выбранная мной – «Использование логических структур как инновационный способ эффективного обучения физике».
Логические структуры – это удобный перцептивный прием, обеспечивающий наглядное представление содержания обучения. Структурированная наглядность содержания предмета, с одной стороны, облегчает учащемуся усвоение за счет целостности представления и восприятия изучаемой области, а с другой направляет избирательность внимания, восприятия и усвоения.
Изобразительная наглядность как «золотое правило» обучения хорошо обоснована на педагогике ещё Я.А. Коменским, и её полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» убеждает нас в ее эффективности. Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношение. В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логические структуры данного содержания, создающего образ во всех взаимосвязях составляющих его элементы.
С помощью логических структур мною составлена компьютерная программа по разделу «Механика» курса физики. Методика применения данной программы:
• учащимся предлагаются готовые логические структуры;
• затем убирается их содержательная часть и остаются схемы без текста, т.е. скелет логических структур;
• организовывается самостоятельная работа учащихся (с учебником, рисунками текста, упражнениями и т.д);
• учащиеся выполняют опыты (если они предусмотрены содержанием логических структур);
• затем возвращаются логические структуры первоначального варианта;
• ответы сравниваются с образцом; учащиеся делают коррекционную работу по исправлению ошибок.
Самостоятельное составление учащимися логических структур при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета. Следует также отдифференцировать логические структуры от других способов наглядного представления содержания обучения, к примеру, от изобразительной наглядности и известных опорных сигналов В.Ф.Шаталова.
Лист опорных сигналов – это очень краткий план–конспект изученного учебного материала, помогающий ученику вспомнить основные «опоры» при необходимости воспроизвести содержание урока. Использование таких опорных конспектов – полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры», в отличие от логических систем, не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала, выявления логических связей в нем и дозирования его объема.
В логических структурах ни один учебный элемент не выпадает из поля зрения. Я попыталась сделать разумное сочетание опорных схем и конспектов, что, как мне думается, окажется наиболее эффективным приемом создания общей ориентировки учащегося в изучаемом содержании.
Приведу несколько примеров использования логических структур в качестве изобразительной наглядности.
Категория: Физика | Добавил: Лаура1101 (2012-03-07) | Автор: Сулейменова Лаура E
Просмотров: 1023 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru