Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Логические структуры – это удобный перцептивный прием, обеспечивающий наглядное представление содержания обучения. Структурированная наглядность содержания предмета, с одной стороны, облегчает учащемуся усвоение за счет целостности представления и восприятия изучаемой области, а с другой направляет избирательность внимания, восприятия и усвоения. Изобразительная наглядность как «золотое правило» обучения хорошо обоснована на педагогике ещё Я.А. Коменским, и её полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» убеждает нас в ее эффективности. Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношение. В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логические структуры данного содержания, создающего образ во всех взаимосвязях составляющих его элементы. С помощью логических структур мною составлена компьютерная программа по разделу «Механика» курса физики. Методика применения данной программы: • учащимся предлагаются готовые логические структуры; • затем убирается их содержательная часть и остаются схемы без текста, т.е. скелет логических структур; • организовывается самостоятельная работа учащихся (с учебником, рисунками текста, упражнениями и т.д); • учащиеся выполняют опыты (если они предусмотрены содержанием логических структур); • затем возвращаются логические структуры первоначального варианта; • ответы сравниваются с образцом; учащиеся делают коррекционную работу по исправлению ошибок. Самостоятельное составление учащимися логических структур при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета. Следует также отдифференцировать логические структуры от других способов наглядного представления содержания обучения, к примеру, от изобразительной наглядности и известных опорных сигналов В.Ф.Шаталова. Лист опорных сигналов – это очень краткий план–конспект изученного учебного материала, помогающий ученику вспомнить основные «опоры» при необходимости воспроизвести содержание урока. Использование таких опорных конспектов – полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры», в отличие от логических систем, не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала, выявления логических связей в нем и дозирования его объема. В логических структурах ни один учебный элемент не выпадает из поля зрения. Я попыталась сделать разумное сочетание опорных схем и конспектов, что, как мне думается, окажется наиболее эффективным приемом создания общей ориентировки учащегося в изучаемом содержании. Инновационные способы эффективного обучения физике. Методическая тема, выбранная мной – «Использование логических структур как инновационный способ эффективного обучения физике». Логические структуры – это удобный перцептивный прием, обеспечивающий наглядное представление содержания обучения. Структурированная наглядность содержания предмета, с одной стороны, облегчает учащемуся усвоение за счет целостности представления и восприятия изучаемой области, а с другой направляет избирательность внимания, восприятия и усвоения. Изобразительная наглядность как «золотое правило» обучения хорошо обоснована на педагогике ещё Я.А. Коменским, и её полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» убеждает нас в ее эффективности. Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношение. В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логические структуры данного содержания, создающего образ во всех взаимосвязях составляющих его элементы. С помощью логических структур мною составлена компьютерная программа по разделу «Механика» курса физики. Методика применения данной программы: • учащимся предлагаются готовые логические структуры; • затем убирается их содержательная часть и остаются схемы без текста, т.е. скелет логических структур; • организовывается самостоятельная работа учащихся (с учебником, рисунками текста, упражнениями и т.д); • учащиеся выполняют опыты (если они предусмотрены содержанием логических структур); • затем возвращаются логические структуры первоначального варианта; • ответы сравниваются с образцом; учащиеся делают коррекционную работу по исправлению ошибок. Самостоятельное составление учащимися логических структур при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета. Следует также отдифференцировать логические структуры от других способов наглядного представления содержания обучения, к примеру, от изобразительной наглядности и известных опорных сигналов В.Ф.Шаталова. Лист опорных сигналов – это очень краткий план–конспект изученного учебного материала, помогающий ученику вспомнить основные «опоры» при необходимости воспроизвести содержание урока. Использование таких опорных конспектов – полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры», в отличие от логических систем, не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала, выявления логических связей в нем и дозирования его объема. В логических структурах ни один учебный элемент не выпадает из поля зрения. Я попыталась сделать разумное сочетание опорных схем и конспектов, что, как мне думается, окажется наиболее эффективным приемом создания общей ориентировки учащегося в изучаемом содержании. Приведу несколько примеров использования логических структур в качестве изобразительной наглядности. | |
Просмотров: 1023 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|