Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Содержание и технология работы в рамках УМК С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского «Физика 10, 11 класс»
Содержание и технология работы в рамках учебно-методического комплекта С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского
«Физика 10, 11 класс».

Титаренко Лариса Борисовна,
учитель физики МОУ СОШ № 5
г.Комсомольск-на-Амуре

В 2008-2009 учебном году мною был взят на апробацию учебно-методический комплект С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского «Физика 10, 11 класс (базовый уровень)». Апробация данного комплекта продолжалась в течение двух лет.
Целью апробации являлось изучение содержания новых программ, учебников, учебно-методических комплектов, ранее не использованных в образовательном процессе учреждений края, определение оптимальных условий для последующей реализации данных изданий в учебный процесс при обучении физике.
Задачи для апробации я поставила следующие:
• оценить эффективность использования учебных изданий в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях Хабаровского края;
• определить целесообразность их дальнейшего использования для обновления содержания образования;
• определить необходимые условия для дальнейшей реализации апробированных программ, учебников, учебно-методических комплектов. Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 70 часов в каждом из расчета 2 часа в неделю).
Программой предусмотрено 2 варианта объема курса на 140 и 210 часов в год (2 и 3 часа в неделю). Дополнительный час в неделю, выделяемый за счет часов компонента образовательного учреждения, предназначен для углубления знаний учащихся и используется в основном для решения задач.
Согласно программе изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
1) освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
2)овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественно-научной информации;
3)развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
4)воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо человеческого общества;
5)использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.[1]
Учебники физики С.А. Тихомировой и Б.М. Яворского «Физика-10» и «Физика-11» (базовый уровень) получили гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников.
Эти учебники являются новой версией учебников того же авторского коллектива, изданных в конце 90-х гг. пошлого века. Переработка учебников состояла в тщательном отборе содержания и приведении его в соответствие с новым стандартом образования, подборе выразительных красочных иллюстраций, придании языку точности и простоты.
Содержание новых учебников составляют следующие темы: 10 класс: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика; [2] 11 класс: электродинамика (продолжение), специальная теория относительности, физика атома и ядра атома, строение Вселенной. [3]
Эти учебники отличает следующее:
• достаточно полное представление учебного материала (кроме обязательных тем, включен материал для повторения и ознакомительного чтения);
• краткое изложение курса физики благодаря тщательному отбору содержания;
• доступная форма объяснение материала на основе индуктивного метода обучения;
• реализация гуманитарной направленности обучения физике (исторические экскурсы, эпиграфы к параграфам, фрагменты из художественных произведений, пословицы и загадки, в которых отображаются физические явления, приложения «Симметрия в природе, искусстве, физике и технике» и «Оптика и изобразительное искусство»);
• использование занимательных сведений о связи физики с техникой и другими областями науки, рубрика «Это интересно»;
• красочные рисунки, репродукции картин известных художников обеспечивают наглядность представленного учебного материала.
Учебник 10 класса содержит обязательный материал, соответствующий стандарту образования, материал для повторения (отмечен*) и для ознакомительного чтения (отмечен **). Во введении изложен материал, посвященный методам научного познания, ознакомление с которым необходимо для успешного усвоения физики. В учебнике большое внимание уделено истории становления и развития научных взглядов на изучаемые явления, что даст возможность глубже понять их физическую сущность.
Также приводится немало занимательной информации, призванной привлечь внимание к учебному материалу, - интересные исторические факты из жизни ученых, их оригинальные, образные высказывания, яркие примеры применения научных знаний.
Учебник содержит вопросы для проверки усвоения материала, упражнения, примеры решения задач, а также лабораторные работы.
Многие физические величины – перемещение, скорость, ускорение и другие – векторные. Краткие сведения о векторах приведены в Приложении 1. В Приложении 2 представлены материалы по теме «Симметрия в природе, искусстве, физике и технике».
В учебнике оптимально соотнесены обязательный и дополнительный компоненты содержания. Небольшая часть (около 6,5 wacko предоставленного в учебнике материала превышает обязательный минимум содержания образования (глава 3 «Статика», §52,53 в главе 9 «Свойства жидкостей»). Данное превышение является оправданным, так как материал для ознакомительного чтения позволяет расширить кругозор учащихся, обеспечить уровневую дифференциацию обучения.
Учебник не перегружен информацией, материал изложен доступно. Это отметили 76 % опрошенных учащихся. Все ключевые темы раскрыты логично и последовательно. В главе 1 «Кинематика», главе 10 «Электростатика», главе 11 «Законы постоянного тока» имеется материал для повторения, что помогает лучшему усвоению учащимися данных тем. В учебнике прослеживаются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, экология, ОБЖ, литература, история.
Учебник насыщен иллюстративным материалом достаточно высокого качества, что выгодно отличает его от других учебников физики. Тексты лабораторных работ включены в структуру учебника. В упражнениях к параграфам содержатся задачи как качественные, так и расчетные. Но я считаю, что не ко всем темам достаточно материала для закрепления изученного на уроке, для выполнения домашнего задания. В упражнениях содержатся задачи не только базового, но и повышенного и даже высокого уровня сложности, что требует от учащихся владения высоким понятийным и математическим аппаратом. [2]
Учебник 11 класса завершает курс физики для учащихся общеобразовательных учреждений. Он предназначен для изучения физики на базовом уровне и в классах гуманитарного профиля. [3]
Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику. Тетрадь включает в себя опорные конспекты, разнообразные вопросы, задачи, примеры решения задач, опыты и наблюдения, которые помогают учащимся лучше усвоить курс физики. Каждая тема заканчивается обобщением, тестом и проверочной работой. Помимо этих традиционных заданий в рабочей тетради имеются и такие, которые призваны повысить интерес к физике как учебному предмету.
Комплект данного УМК предполагает наличие методичек для учителя и компакт-диски, но на сегодняшний день данной продукции в свободной продаже нет. Учебник бы выиграл еще больше, если бы имел данное методическое сопровождение.
Считаю, что учебник хорошо подходит для изучения физики на базовом уровне, но недостаточен для изучения предмета на профильном уровне.
Используемая литература:
1. Программа и тематическое планирование. Физика. П78 10-11 классы (базовый уровень) / авт.-сост. С.А. Тихомирова. – М: Мнемозина, 2008. – 39 с. USBN 978-5-346-01121-7
2. Тихомирова, С.А., Яворский, Б.М. Физика 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М.: Мнемозина, 2008.
3. Тихомирова, С.А., Яворский, Б.М. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М.: Мнемозина, 2008.
Категория: Физика | Добавил: LVS (2012-03-12)
Просмотров: 2888 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru