Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Ромась Ольга Васильевна Учитель физики Качирская СОШ №1 Павлодарская область Урок по теме: лабораторная работа "Измерение модуля упругости резины" Цели урока: обеспечение более полного усвоения материала, формирование представления научного познания, развития логического мышления, экспериментальных навыков, исследовательских умений; навыков определения погрешностей при измерении физических величин, умения делать правильные выводы по результатам работы. Оборудование: установка для измерения модуля Юнга резины, динамометр, грузы. ХОД УРОКА I. Оргмомент. 1. Фронтальный опрос: 1) Твердые тела делятся на … 2) Какие тела наз кристаллическими? 3) Какие аморфными? 4) Свойства крист. тел 5) Свойства аморфных тел 6) Монокристалл – это… 7) Поликристалл – это… 8) Деформация – это… 9) Виды деформации 10) Их определение 11) Чем характеризуют деформацию растяжения и сжатия? 12) Абсолютное удлинение … 13) Относительное удлинение .. 14) Механическое напряжение – это… 15) Оно пропорционально … 16) Что характеризует модуль Юнга? II. Повторение материала, знание которого необходимо для выполнения лабораторной работы. 1 задание Вспомним обозначение и единицы измерения физических величин (на слайде) 1. длина 1. Е 1. % 153 2. абсол. удлинение 2. S 2. Па 233 3. относит. удлинение 3. ∆ l 3. м 371 4. модуль Юнга 4. F 4. м2 412 5. механич. напряжение 5. l 5. Н 562 6. сила 6. σ 645 7. площадь 7. ε 724 2 задание Вспомним, по каким формулам они определяются (на слайде) 3 задание Физический диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5 7 9 3 6 10 1 4 8 2 1. анизотропия 6. аморфное 2. изотропия 7. деформация 3. монокристалл 8. модуль Юнга 4. поликристалл 9. Механич. напряжение 5. кристаллическое 10. Относит. удлинение Вопросы 1. Твердое тело, атомы или молекулы которого занимают определенное упорядочное положение в пространстве 2. Изменение формы или размера тела 3. Отношение модуля силы упругости к площади поперечного сечения 4. Одиночный кристалл 5. Тело, не имеющее определенной температуры плавления, атомы которого имеют только ближний порядок 6. Определяется отношением абсолютного удлинения к начальной длине тела 7. Свойство тел пропускать физические свойства в зависимости от выбранного направления 8. Много кристаллов 9. Характеризует сопротивляемость материала упругой деформации растяжения или сжатия 10. Свойство тел пропускать физические свойства во всех направлениях 4 задание Решение задачи (условие на слайде) Чему равен модуль упругости проволоки длиной 4 м и сечением 0,3 мм2, если она под действием силы 30 Н удлинилась на 2 мм? Ответ:Е=200*109Па III. Выполнение лабораторной работы. Учитель: Сегодня вы будете выполнять лабораторную работу по определению модуля Юнга резины. Какова ваша цель? На примере резины научиться определять модуль упругости любого вещества. Зная модуль упругости вещества, мы можем говорить о его механических свойствах и практическом применении. Резина широко применяется в различных аспектах нашей жизни. Где применяется резина? Ученик: В быту: резиновые сапоги, перчатки, коврики, бельевая резинка, пробки, шланги, грелки и прочее. Ученик: В медицине: жгуты, эластичные бинты, трубки, перчатки, некоторые части приборов. Ученик: На транспорте и в промышленности: покрышки и шины колёс, ремни передач, изолента, надувные лодки, трапы, уплотнительные кольца и многое другое. Ученик: В спорте: мячи, ласты, гидрокостюмы, эспандеры и прочее. Учитель: Говорить о применении резины можно очень много. В каждом конкретном случае резина должна иметь определенные механические свойства. Перейдем к выполнению работы. Лабораторная работа №4 Тема: Измерение модуля упругости резины Цель: Измерить модуль упругости резины, сравнить модуль упругости резинового жгута и бельевой резинки. Приборы: Штатив, резиновый жгут, бельевая резинка, грузы, линейка Ход работы № а, м b, м S, м2 l0, м l, м ∆l, м m, кг F, Н E, Па 1 0,3мм 2 0,3мм 1. Соберите экспериментальную установку, нанесите карандашом метки на резиновом жгуте. 2. Измерьте расстояние между метками на нерастянутом жгуте 3. Подвесьте грузы к нижнему концу шнура, предварительно определив их общий вес. Измерьте расстояние между метками на шнуре и ширину шнура в растянутом состоянии 4. Вычислить S и F. 5. Записать формулу для определения модуля Юнга и вычислить его. 6. Повторите пункты 1-5 для бельевой резинки. 7. Сделайте вывод. Контрольные вопросы: 1. Что характеризует модуль Юнга? 2. Почему модуль Юнга выражается столь большим числом? Дополнительное задание. Решите задачи: 1. Чему равно абсолютное удлинение медной проволоки (130*109 Па) длиной 50 м и площадью поперечного сечения 20 мм2 при силе 600 Н. (ответ: ∆ι=1,15 см) 2. Определить механическое напряжение у основания свободно стоящей мраморной колонны высотой 10 м. Плотность мрамора 2700 кг/м3. (ответ: σ=27*104 Па) Вывод Учитель: Чтобы создавать и применять различные материалы, необходимо знать их механические свойства. Механические свойства материала характеризует модуль упругости. Сегодня вы практически его определили для резины и сделали свои выводы. В чем они заключаются? Ученик: Я научился определять модуль упругости вещества, оценивать погрешности в своей работе, сделал научные предположения о механических свойствах материалов (в частности, резины) и практической направленности применения этих знаний. Учащиеся сдают листы контроля. На дом: § 7.1-7.2 повторить. Итог урока. | |
Просмотров: 15177 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|