Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Организация работы учащихся на уроках физики по формированию предметной, коммуникативной и исследовательской компетенции. Ж.В.Березовская, преподаватель физики Аксуского коллежа им.Ж.Мусы В условии конкуренции на рынке труда, учащиеся, выпускники нашего колледжа должны быть конкурентоспособными. Каким для этого должен быть ученик? 1) Способный к саморазвитию и самореализации; 2) Быть активной, инициативной и творческой личностью; 3) Уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе. Не все учащиеся способны к творчеству и саморазвитию. По данным психологов в интеллектуальной сфере учащихся колледжей отмечается недостаточная сформированность самостоятельного мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Часть детей испытывает трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию. Они плохо умеют обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Выходом из этого положения является на мой взгляд применение таких методов обучения, в которых более значительна по объему самостоятельная, исследовательская, творческая работа обучаемых. Это обеспечит глубокое изучение учащимися фундаментальных физических теорий с опорой на соответствующий математический аппарат, позволяет успешно подготовить выпускников к дальнейшей деятельности и сформировать его как творческую, а значит конкурентоспособную личность. Физика предоставляет учащимся возможность проявить свой творческий потенциал. Как же организовать урок? Некоторые формы работы, которые позволяют учащимся добывать знания самостоятельно: 1) Решение качественных и количественных задач. Одним из видов учебной деятельности на уроках физики является решение задачи, в процессе которой развивается творческая и прикладная сторона мышления. Ученик, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать. Это станет залогом развития когнитивных способностей учащихся. Только через деятельность, где требуется поиск, интеллектуальное усилие, при котором на базе определенных знаний появляется ситуация открытия, формируется творческая личность. 2) Создание на уроке проблемной ситуации. Создается ситуация вызывающая у учащихся затруднение, в основе которого лежит противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать из-за недостаточности знаний. 3) Экспериментальные исследовательские задания. Это небольшие по объему, связанные непосредственно с изучаемым материалом задания, направленные на усвоение практических навыков, которые включаются в разные этапы урока (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепленных знаний, самостоятельная работа на учебном занятии). Очень важно после выполнения экспериментальной части исследовательского задания проанализировать полученные результаты, сделать выводы. 4) Научно-исследовательские работы. В ходе выполнения таких творческих работ учащиеся приобретают практические умения постановки экспериментов, навыки выдвижения гипотез и нахождения путей их проверки. Ребята учатся анализировать и обрабатывать полученную информацию, представлять ее в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций, устанавливать причинно-следственные связи. Несомненно, научно-исследовательские работы у учащихся формируют самостоятельность и креативность мышления. 5) Создание презентаций к урокам, исследовательским, творческим работам или проектам. Научно-технический прогресс вызвал техническое перевооружение во всех областях производства и техники. Современное общество требует специалистов квалифицированных, максимально использующих свои творческие способности, обладающих компьютерными знаниями. Очень важно еще в школе сформировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся. Все вышеперечисленные формы работы повышают интерес учащихся к предмету физика, развивают когнитивные способности учащихся, их инициативу, повышают качество знаний. | |
Просмотров: 1312 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|