Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Ж.В.Березовская, преподаватель физики Аксуского коллежа им.Ж.Мусы В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы учащихся. Наличие познавательных интересов у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания . Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер. На первой стадии у учащихся возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность. Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Необходимо так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания. Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике. Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Как же пробудить у учащихся интерес к предмету? На первом этапе курса физики необходимо заинтересовать учащихся интересными фактами из жизни, объяснить часть встречающиеся явления с физической точки зрения, удивить их. Для этого к каждому уроку подбирается популярный материал с использование интернет ресурсов, популярной литературы и даже художественных произведений, которые хорошо известны учащимся. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их необходимо организовывать по темам, обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели», «Полупроводниковые диоды», «Явления полного отражения света», «Применение фотоэффекта», «Волоконная оптика», «Жидкие кристаллы» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщается тема, дата, перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делает учитель. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью, которые им не понятны, но очень интересны. Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении темы «Кристаллы, зачитываю отрывок из книги Джоан Кингслей «Сокровища», при изучении темы «Световые явления» - «Собака Баскервилей», А. Конан Дойля, при изучении темы «Волновые свойства света» - «Том Сойер», Марк Твена. Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это учеников, рекомендую прочитать Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание необходимо уделять решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплении знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно включать и в домашние задания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету. Использование заданий на воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами и ребусами по физике. Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, их составляют и подбирают на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяют для проверки лишь усвоения фактического материала учащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов проводится так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника. Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения этих работ в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность. | |
Просмотров: 1857 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|