Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Обобщающий урок - игра по физике в 7 классе
Цель:обобщить, закрепить и углубить знания по биофизике.
Задачи:
активизация мыслительной деятельности учащихся; создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.
ознакомить учащихся с применением физических методов изучения биологических процессов; расширить кругозор; повысить познавательный интерес.
воспитание навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

“СВОЯ ИГРА”
На доске предложена таблица всех тем со степенью сложности от самой легкой (100 очков) до самой сложной (600 очков). Класс делится на три команды и выбирает себе капитана, который и выбирает тему и сложность вопроса, а также, человека из своей команды который может дать правильный ответ на вопрос. Если команда отвечает неправильно, то ее счета вычитаются эти очки и право отвечать на вопрос переходит следующей команде . В конце урока подводятся итоги игры и награждение и финалистов и учащихся других команд, принимавших активное участие в игре.

1 тур
ДВИЖЕНИЕ
100Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом?
(Закон инерции)
200. «Кто не знает,— писал Галилео Галилей,— что лошадь, упав с высоты трех-четырех локтей, ломает себе ноги, тогда как собака при этом не страдает, а кошка остается невредимой, будучи брошена с восьми— десяти локтей, точно так же как сверчок, упавший с верхушки башни, или муравей, упавший на землю хотя бы из лунной сферы».Почему насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные гибнут?
( Масса животного прямо пропорциональна кубу его линейных размеров, а поверхность — квадрату линейных размеров. Следовательно, с уменьшением размеров тела его объем убывает значительно быстрее, чем поверхность. Сопротивление движению в воздухе зависит от поверхности падающего тела. Поэтому мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу массы приходится большая поверхность. Кроме того, когда ударяется о препятствие тело небольшого объема, то прекращают движение почти сразу все его части, и во время удара они не давят друг на друга. Когда же падает крупное животное, то нижние части его тела при ударе прекращают свое движение, а верхние еще продолжают двигаться и оказывают на нижние сильное давление. Это и есть то сотрясение, которое гибельно для крупных животных.)

300. Существуют ли животные, движущиеся по образу ракеты?

( У целого ряда морских животных — каракатиц , спрутов, кальмаров— между головой и туловищем на брюшной стороне есть короткая конусообразная трубка . Она сообщается с полостью , расположенной между внешним покровом и самим телом. Полость через щель б заполняется водой (. Затем сокращением мускулатуры щель закрывается и вода выталкивается с большой скоростью через воронку . Наполнение полости водой и выталкивание водяной струи следуют ритмично одно за другим. За счет реактивного действия струи воды животное быстро перемещается. Каракатица может устанавливать воронку под различными углами к своему телу и благодаря этому изменять направление движения.)

400. Для чего белке нужен большой хвост? А лисе?
( Белка совершает большие прыжки с дерева на дерево. Хвост помогает ей: он является своеобразным стабилизатором. Хвост лисы помогает ей делать резкие повороты при быстром беге. Это своего рода воздушный руль.)

500 Почему при прополке не следует выдергивать сорняки из земли слишком резким движением , даже если они слабо удерживаются в почве?
(При резком выдергивании, корни не успевают выйти из почвы )

600. Объясните, почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги.

( Сгибая ноги в конце прыжка, спортсмен искусственно увеличивает путь торможения и, следовательно уменьшает силу удара о землю.)
СОПРОТИВЛЕНИЕ
100. Почему трудно держать в руках живую рыбу?
(Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук.)
200 Каково назначение плавательных перепонок на лапках утки или гуся
(Чтобы быстро продвигаться вперед, надо отбрасывать назад большое количество воды, поэтому плавательные конечности почти всегда широкие и имеют плоскую форму. При движении лапки вперед перепонка изгибается и лапка испытывает малое сопротивление ), при движении лапки назад животное распрямленной лапкой загребает достаточное количество воды и само быстро продвигается вперед.)
300. Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину?
( Трение способствует перемещению человека. Сухая горошина, являясь как бы подшипником, уменьшает трение между ногами человека и опорой.)

400. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат: «Осторожно! Листопад». Каков смысл этого предупреждения?
( Упавшие на рельсы листья уменьшают трение, поэтому при торможении вагон может пройти большой путь.)

500. Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой?
( Листва значительно увеличивает лобовую поверхность дерева, а в связи с этим возрастает и действующая сила ветра.)

600 Почему овес мало страдает от ветра: почти никогда не ломается, не полегает?
(Колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наименьшее сопротивление вблизи почвенной корки. ветру, поэтому колосья поворачиваются в направлении ветра и обращаются к нему своими основаниями )
РЫБА И ЧЕЛОВЕК
100 Кит хотя и живет в воде, но дышит легкими. Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутится на суше. Почему?
( Масса кита достигает 90—100 т. В воде эта масса частично уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под действием столь огромной массы сжимаются кровеносные сосуды, прекращается дыхание и он погибает)
200. Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет .Чем это можно объяснить?
( На больших глубинах моря существует большое гидростатическое давление, которое уравновешивается внутренним давлением в организме рыбы. Если рыба окажется на поверхности моря, то давление в организме не будет уравновешиваться внешним давлением, поэтому рыба раздувается, внутренние органы ее лопаются и рыба гибнет.)

300. Почему рыбы могут дышать кислородом, растворенным в воде?
Всякий газ стремится перейти из того места, где имеется большее давление, в соседнее пространство, где давление меньшее. В крови рыбы давление кислорода меньшее, чем давление его в воде, поэтому кислород переходит из воды в кровь, протекающую по капиллярам жабр.

400. Какой воздух богаче кислородом: тот, которым мы дышим, или тот, которым дышат рыбы?
. В воздухе, которым мы дышим, кислород составляет по объему 21%. Установлено, что в воде растворяется кислорода вдвое больше, чем азота, что приводит к обогащению воздуха кислородом: воздух, растворенный в воде, содержит около 34% кислорода.

500. Почему рыбы, живущие в аквариуме, иногда плавают у .поверхности воды?
. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Когда кислорода в воде становится мало, они поднимаются к поверхности, которая соприкасается с воздухом, где кислорода содержится больше.

600 Чему равно давление крови у человека в мм рт. ст.?
. У здорового человека максимальное кровяное давление равно 100—120 мм рт. ст., минимальное 60—80 мм рт. ст.

ВОЗДУХ
100Для чего во время взлета и перед посадкой самолета стюардесса раздает пассажирам конфеты?
. Как известно, величина атмосферного давления зависит от высоты над уровнем моря. При резком изменении высоты (в процессе подъема самолета) атмосферное давление быстро уменьшается и барабанная перепонка уха прогибается наружу, при посадке самолета атмосферное давление увеличивается и барабанная перепонка уха прогибается внутрь. Такие быстрые изменениядавления вызывают боль в голове. Известно, что среднее ухо через евстахиеву трубу в момент глотания соединяется с полостью рта. Сосание конфет вызывает обильное слюноотделение и частое глотание, в результате чего давление в среднем ухе быстрее становится равным внешнему атмосферному давлению. В связи с этим уменьшается боль в ушах.

200 Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот?
Чтобы давление на барабанную перепонку изнутри стало равным давлению снаружи.

300. Отчего мозоли болят перед дождем?
Перед дождем обычно уменьшается атмосферное давление. Уменьшение внешнего давления вызывает некоторое расширение тканей ноги, а так как твердая мозоль не может одинаково расширяться с мягкими частями тела, то происходит раздражение нервов и ощущается боль.

400. Вам, вероятно, приходилось убирать с поля корнеплоды, (турнепс, свеклу, морковь, брюкву и др.), и вы замечали, что корнеплоды из черноземной и песчаной почв выдергиваются легко, а из влажной глинистой почвы - тяжело. Объясните почему.
. В глинистую влажную почву плохо проникает воздух. Под корнеплодом в момент выдергивания из почвы создается пониженное давление, поэтому, кроме сил сцепления, нужно преодолевать еще и силу атмосферного давления.

500. В открытых морях и океанах водится весьма интересная рыба прилипало. Эта рыба прикрепляется к различным предметам, особенно часто к акулам и кораблям, и держится с такой большой силой, что ее трудно оторвать. За счет каких сил прилипало прикрепляется к . На спине рыбы прилипало видоизмененный плавник превратился в присоску (рис. 67). Действие этой присоски аналогично действию игрушечного пистолета, стреляющего палочкой с резиновым наконечником (рис. 68). Когда палочка ударяется резиновым наконечником о стенку, резина расплющивается (а), а потом благодаря силам упругости снова принимает вогнутую форму (б). Между стенкой и резиновой присоской образуется разреженное пространство, так как часть воздуха вытеснилась оттуда во время удара. Поэтому под действием атмосферного давления палочка крепко «прилипает» к стенке движущемуся предмету?

600. Объясните механизм передвижения пиявок по твердым поверхностям.
. Пиявка имеет две присоски: переднюю и заднюю. С помощью этих присосок пиявка передвигается следующим образом: сначала она прикрепляется передней присоской (рис. 70), затем изгибает свое тело дугой так, что задняя часть его приближается к передней. Потом пиявка прикрепляется задней присоской, передняя в это время отделяется от поверхности, по которой пиявка ползет, и все тело вытягивается вперед. Таким образом, в процессе перемещения по твердой поверхности пиявка непрерывно использует атмосферное давление.

ВОДА
100 Для чего ботинки водолаза делают с тяжелыми свинцовыми подошвами?
Тяжелые свинцовые подошвы ботинок помогают водолазу преодолеть выталкивающую силу воды.

200. Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
. Плотность морской воды несколько больше плотности речной, поэтому по закону Архимеда морская вода выталкивает тело с большей силой
300. Почему рыб иногда называют космонавтами водных стихий? .
Плотность рыб весьма близка к единице. Это справедливо и для громадной акулы и для крохотного малька. Но по закону Архимеда выталкивающая сила жидкости, действующая на погруженное в нее твердое тело, направлена по вертикали вверх и равна весу жидкости, вытесненной телом. Получается, что вес вытесненной воды равен весу рыбы. Отсюда вывод: любая рыба в воде почти невесома, Стало быть, рыбы — это своеобразные космонавты в водной стихии.

400. Какую роль для рыбы играет плавательны пузырь?
. Плавательный пузырь — это своего рода приспособление, регулирующее среднюю плотность рыбы при ее перемещении на ту или иную глубину. С помощью плавательного пузыря рыбы сохраняют равновесие в воде. Уходя в глубину, рыба сохраняет объем плавательного пузыря постоянным. Она поддерживает в нем давление, равное давлению окружающей воды, для чего непрерывно подкачивает в пузырь кислород из крови.
При всплытии, наоборот, кровь усиленно поглощает кислород из плавательного пузыря. Такая подкачка и поглощение — процессы довольно медленные, поэтому при быстром вытаскивании рыбы из большой глубины кислород не успевает раствориться в крови и раздувающийся пузырь разрывает рыбу.
У морских угрей для этой цели предусмотрен предохранительный клапан: при быстром всплытии он открывается и выпускает газ из пузыря.

500. Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив его до береге не может сдвинуть даже с места?
В воде, вследствие действия выталкивающей силы, тонущий имеет малый вес

600. Если понаблюдать за находящимися в вод водоплавающими птицами (утками, гусями и др.) то можно заметить, что они мало погружаются воду . Объясните почему.
Толстый слой пуха и перьев, который покрывает тело водоплавающей птицы, не пропускает воды и содержит значительное количество воздуха. Благодаря этому тело птицы, находящейся в воде, имеет небольшую плотность и глубоко в воду не погружается.

2 тур РЕШИ ЗАДАЧИ



Скорость. Путь. Время


100 Известны средние скорости полета :вороны50км/ч, скворца70км/ч выразить в м/с
200 Скорость ласточек и стрижей 70 км/ч. При выкармливании птенцов» рабочий день» родителей иногда длится18 часов. Сколько километров за это время они пролетают?
300 Чёрный стриж летит из места гнездования в район охоты и обратно со скоростью 1 = 160 км/ч. Сколько времени затратит он на свой полёт, если вдоль траектории полёта дует ветер со скоростью 2 = 40 км/ч? Расстояние между «пунктами» перемещения стрижа 600 км.
400Какое животное развивает самую большую скорость? Самое быстроходное из живых существ – кальмар. Спасаясь от хищников, он вылетает из воды со скоростью 750 км/ч. Сравните его скорость со скоростью чёрного стрижа.
Давление. Архимедова сила и мощность Механическая работа

100Кашалот, имеющий массу 60 т, достиг глубины 1000 м. Рассчитайте, какое давление на этой глубине он испытывает, если плотность морской воды 1030 кг/м3. Определите выталкивающую силу, действующую на животное. Почему кит может держаться на глубине? Сможет ли он находиться на суше?

200Рассчитайте работу, совершённую штангистом, толкнувшим штангу массой 217,5 кг на высоту 2,3 м. Определите развитую им при этом мощность, если время подъёма 0,2 с.
300Голубь весом 3 Н набирает высоту 100 м в течение 20 с. Какую мощность он развивает?
400 Найдите работу ,совершенную туристом при десятичасовом подьему по снежному склону со скоростью400 м/ч, если вес его с рюкзаком 950Н
«Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Плотность

100Какой потенциальной энергией относительно уровня океана обладает, взлетев из воды на высоту 5 м, гигантский кальмар массой 300 кг? С чем связаны особенности поведения физического тела в воде?
200Направляя своё тело в глубину океана могучим движением хвоста, мощность которого 360 кВт, кит при скорости 36 км/ч достигает глубины 1000 м. Какая совершается при этом работа? Почему кит не тонет в воде?
300Что вы знаете о слонах? Какой энергией обладает бегущий со скоростью 40 км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?
400Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20 кг бензина? Плотность газа при t=0 °С равна 0,002кг/м3.
Ответ.
Категория: Физика | Добавил: Batima6457 (2012-04-13) | Автор: Обобщающий урок - игра по физике в
Просмотров: 4399 | Комментарии: 5 | Теги: урок-игра, физика, биофизика, 7 класс, обобщающий урок, Интегрированный урок, итоговый урок | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru