Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Урок – конференция «Атмосферное давление и жизнь на Земле» Цели и задачи урока: 1. Выяснить возможные способы измерения атмосферного давления. Показать всевозможные проявления атмосферного давления. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, внимание, память. Расширить знания учащихся об атмосферном давлении. 3. В воспитательных целях познакомить учащихся с практическим использованием атмосферного давления в природе, медицине и технике. Оборудование: интерактивная доска. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: работа в группах, в парах. Методы обучения: наглядные, практические, метод самостоятельной деятельности учащихся. Ход урока. I. Организационный момент урока. Психологический настрой. Чтобы наш урок прошел в благоприятной атмосфере, повернитесь дети друг к другу лицом. Улыбнитесь и произнесите ваши пожелания. Сообщение темы и цели урока: (слайд с названием темы). Сегодня на уроке мы объединим наши знания об атмосферном давлении из области истории науки, географии, биологии, физики и покажем всевозможные проявления атмосферного давления. II. Вступительное слово учителя. В настоящее время всем известно, что воздух имеет вес, поэтому он оказывает давление на все окружающие нас предметы, но до 17 века даже ученые об этом не знали. 1-й ученик: (слайд «Строение атмосферы). Многочисленные наблюдения показывают, что атмосфера имеет четко выраженное слоистое строение. Температура убывает с увеличением высоты. Самый нижний слой атмосферы – тропосфера (высота от 8 -10 км). Здесь сосредоточено около 80 % всей массы атмосферы. Над тропосферой расположена стратосфера. В нижней части стратосферы уменьшение температуры с высотой прекращается, и температура остается приблизительно одинаковой до высоты 25 км. Выше стратосферы – мезосфера, выше которой располагается термосфера, где температура, увеличиваясь с высотой, достигает очень больших значений. Еще выше находится экзосфера, откуда атмосферные газы рассеиваются в мировое пространство. 2-й ученик: ( слайд « Химический состав атмосферы»). Атмосфера Земли представляет смесь газов. Земная атмосфера, как известно, состоит главным образом из азота -78 % и кислорода -21 %, 0,03 % - углекислый газ и 1% - остальные газы (аргон, метан, неон, гелий), причем их соотношение поддерживается самой природой. Если бы кислорода было на 3 – 6 % больше, то например, стихийно возникающие пожары давно бы уничтожили все лесные массивы планеты. Наоборот, если бы в атмосфере кислорода было на 3 -6 % меньше, не горели бы костры, гасла бы вспыхнувшая спичка, меньше содержалось кислорода в воде рек, озер, морей, а следовательно, беднее была бы водная фауна. 3 –й ученик: Значение атмосферы: Все живые организмы на Земле дышат воздухом. Если человек в сутки употребляет 4 – 5 литров воды,, то при дыхании – до 23 – 24 литров воздуха. Без пищи человек способен выдержать до 5 недель, без воды – 5 суток, а без воздуха – всего 5 минут. У атмосферы много полезных свойств. Она обеспечивает возможность существования растительного и животного мира и человечества. Без воздуха не распространялся бы звук, если бы атмосфера не была прозрачной, то развитие жизни остановилось бы только на появлении червеобразных. Большую роль играет земная атмосфера в переносе водяных паров и тепловых потоков. Атмосфера защищает поверхность Земли от метеоритов, т.е. метеориты сгорают во время прохождения через плотные слои атмосферы. Также не пропускает ультрафиолетовые лучи, которые губительно воздействуют на живые организмы. Именно в атмосфере происходит синтезация кислорода, столь необходимого для живого организма, с углекислым газом, необходимым для растений. III. Новый материал. ( слайд «Опыт Торричелли») Опыт Торричелли: В Италии жил человек с красивым именем и фамилией – Эванджелиста Торричелли. Этот человек обладал удивительным умом. Он однажды сделал опыт, который поразил всех, кто про это узнал. Он взял стеклянную метровую трубку, запаял ее с одной стороны, налил в нее самую тяжелую жидкость – ртуть, закрыл ее пальцем, перевернул в сосуд с такой же жидкостью. И увидел то, что никак не мог объяснить ни сам, ни многие умы того времени. Жидкость чуть вылилась, но обратите внимание (показывает рисунок на слайде), не вся, а осталось ее 76 см. Торричелли объяснил свой опыт: столбик удерживается атмосферным давлением. Значит, давление столба ртути высотой 76 см как раз уравновешивает атмосферное давление, которое удерживает ртуть в сосуде. Установка Торричелли стала использоваться для измерения атмосферного давления. Атмосферное давление вычисляют по высоте ртутного столба. За единицу атмосферного давления принимают 1 мм. рт. ст. 1 мм. рт. ст. =133.3 Па. Ученик: Опыт Герике. 8 мая 1654 года со всех немецких городов собиралась знать, чтобы посмотреть, как в торжественной обстановке бургомистр г.Магдебурга Отто фон Герике продемонстрировал опыт. С пышной свитой прибыл даже император Фердинанд Третий. Когда выкачали воздух из пространства между двумя сложенными вместе медными полушариями, то оторвать их друг от друга смогли только две упряжки лошадей по 4 в каждой. (Группа учеников демонстрируют опыт с магдебургскими шарами) В наше время на этом принципе действуют вакуумные присоски из эластичных материалов. На такой присоске могут висеть полотенце, мыльница (Демонстрация мыльницы на присоске). Слово предоставляется группе экспериментаторов. Учащиеся демонстрируют опыты подтверждающие существование атмосферного давления. Например: опыт № 1 Стакан наполнить до половины водой, положить в него какой –нибудь груз, закрыть листом бумаги и , придерживая рукой перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрывается. Почему? Ответ: Под тяжестью воды и груза бумага слегка прогибается, воздуха увеличивается и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана. Опыт № 2 Как выйти сухим из воды? Положите на стол большую плоскую тарелку, налейте воды, чтобы она покрыла монету, и попробуйте взять ее руками, не замочив пальцев. Как это сделать? Ответ: Нужно зажечь бумагу, положить ее горящей внутрь стакана т быстро поставить стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумага погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки. Вода входит в стакан и держится там на определенной высоте благодаря атмосферному давлению. Горящая бумажка нагрела в стакане воздух, давление его от этого возросло, часть газа вышла снаружи. Когда бумага погасла, воздух вновь остыл, но при охлаждении его давление ослабло, и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха. Учитель: А как живые организмы приспосабливаются к атмосферному давлению? 1–й ученик: Как мы дышим? Механизм дыхания заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается, и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При вдыхании происходит обратное. 2-й ученик: Как мы пьем? Приставив стакан к губам, начинаем втягивать жидкость в себя. Втягивание жидкости вызывает расширение грудной клетки, воздух в легких и полости рта разрежается, и атмосферное давление « загоняет» туда очередную порцию жидкости. Так организм приспосабливается к атмосферному давлению и использует его. 3-й ученик: Многие живые организмы, например, глисты, спруты, черви – сосальщики, пиявки имеют присоски, при помощи которых они могут прилипнуть к любому предмету. Пиявки пользуются присосками для передвижения по дну водоема, осьминоги для схватывания добычи. Рыбы – прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие карманы. При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается, тогда внешнее давление сильнее прижимает присоску. Учитель: На каждом шагу нас окружают множество вещей и приспособлений, которыми мы пользуемся, но очень редко задумываемся о том, какие физические явления положены в основу их действия. На интерактивной доске демонстрируются слайды: -«Атмосферное давление в медицине» (устройство и принцип действия шприца, пипетки, медицинской груши) - «Атмосферное давление в быту» (принцип действия пылесоса, мыльницы – присоски, закрывание банок пластмассовыми крышками и т.д.) IV.Рефлексия. 1. Что нового узнали? 2. Что осталось непонятным? 3. Какой этап урока вам больше всего понравился? 4. Как вы себя чувствовали на уроке: комфортно или тревожно? V. Домашнее задание. §50-выучить, вопросы в конце §50, упражнение 24. | |
Просмотров: 1326 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|