Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Физика 7 класс Тема урока: Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Учитель физики : Скопец Е.П. Тема урока: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» Цель урока: - Ввести основные понятия темы, познакомить с формулировкой и формулой закона Архимеда, - способствовать развитию логического мышления, памяти и речи, общеучебных навыков и умений, - содействовать привитию любви к научному познанию, любознательности. Задачи урока: Продолжить формирование ЗУНов учащихся по главе «Давление» Оборудование: ПК, ВП,ИД, В.фильм «Архимед» Xplorer GLX , датчик силы Лабораторное оборудование: Стакан с водой, Сливной стакан, физическое тело (грузик из набора по «механике»), измерительный цилиндр . План 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2. Новая тема: 1) Ввод в тему - слово учителя Вопросы: По воде плавают корабли, суда, лодки. Человека, умеющего плавать, вода тоже поддерживает на плаву. В чем кроется секрет? Как вы думаете, где легче плавать в реке или в море? Вывод: Вода производит, на погруженное в нее тело, выталкивающее действие. 2) Понятие «Выталкивающая сила» а) Определение б) направление силы в) Силы, действующие на погруженное в жидкость тело. (Изобразим на рисунке тело и укажем направление сил) Fвыт Fтяж 3) Просмотр мультипликационного фильма «Архимед» (Исторические справки об Архимеде, легенда открытия закона Архимеда) Приложение 1Просмотр фрагмента фильма. (Примечание : начало с 1мин42секунды) 4) Ввод закона Архимеда. (Запись определения и формулы закона) 5) Демонстрационный эксперимент. Цель эксперимента: изучить зависимость между выталкивающей силой на объекты, погруженные в воду, и объемом вытесненной воды. Введение - слово учителя Из повседневного опыта вы знаете, что некоторые тела тонут в воде, а некоторые плавают. Многие считают , что тонут тяжелые, а плавают легкие предметы. Однако, тяжелый танкер , корабль или теплоход держаться на поверхности воды, а легкая монетка тонет. Это означает , что кроме веса, есть какая -то более значимая причина, почему одни предметы тонут , а другие плавают на поверхности жидкости. И мы с вами уже выяснили , что всё дело в Архимедовой силе. Архимед нашел зависимость между весом жидкости, вытесненной предметом, и значением выталкивающей силы. Сегодня на уроке мы будем использовать датчик силы для измерения выталкивающей силы , действующей на полностью погруженный предмет. Порядок выполнения работы Настройка GLX 1.Включите GLX и откройте файл настройки GLX озаглавленный плавучесть. ( Чтобы открыть определенный файлGLX, перейдите на Домашнюю страницу. В домашней странице выбирете файлы данных и нажмите кнопку Активировать√. На экране Файлы данных используйте курсор, чтобы найти нужный вам файл. Нажмите F1 для открытия файла. Нажмите на кнопку домой, чтобы вернуться на Домашнюю страницу. Нажмите F1, чтобы открыть график.) 2.Сила измеряется 10 раз в секунду(10 Гц). Файл показывает значение силы с тремя цифрами в десятичной части в окне Цифры. 3.Нажмите значок «домой» для возвращения на домашнюю страницу. Выберите цифры и нажмите старт √. 4. Подключите Датчик силы к одному из входов на верхней панели GLX. Установка оборудования 1.Установите датчик силы крючком вниз. Подвяжите нить к первому предмету. 2.Установите стакан под сливной трубкой сливного сосуда. Наполните сливной стакан водой, в которую добавьте несколько капель моющего средства, для уменьшения поверхностного натяжения воды. Наполнять стакан необходимо до тех пор, пока вода не начнет вытекать из сливной трубки. 3. Дождитесь, когда вода перестанет капать из сливной трубы. Вылейте воду и вытрите стакан. Эксперимент. 1. Измерьте и запишите массу пустого стакана и поставьте пустой стакан под сливной трубкой сосуда для измерения объёма вытесненной жидкости. 2. Нажмите кнопку Нуль(Zero) чтобы установить Датчик силы на нуль. 3. Подвесьте на крючок Датчика первый предмет. Нажмите старт на датчике, для начала записи данных. 4. Запишите вес первого предмета. 5. Опустите датчик так, чтобы тело, привязанное на нити , полностью погрузилось в воду. 6. Убедитесь, что вытесненная вода перелилась в стакан. 7. Дождитесь, когда вода перестанет капать из сливной трубки, запишите вес предмета в воде в таблицу. По окончании нажмите Стоп. 8. Измерьте массу стакана с вытесненной водой. 9. Анализ результатов измерения: • Вычислите значение выталкивающей силы для предмета. Выталкивающая сила равна весу предмета в воздухе минус вес предмета при погружении в воду. • Вычислите массу вытесненной воды , отняв от массы стакана с водой массу пустого стакана. • Вычислите вес вытесненной воды , умножив ее массу на 9,8 Н/кг. • Запишите результаты в тетрадь .Сделайте анализ на примере ответов на следующие вопросы: 1.Почему существует разница между весом предмета в воздухе и в воде? Существует разница между весом предмета в воздухе и в воде , потому, что в воде на предмет действует выталкивающая сила. 2.Закон Архимеда гласит: Выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости. Согласуются ли наши результаты с законом? Приблизительно равен вес вытесненной воды выталкивающей силе? Почему результаты приблизительно равны? Где допускаем погрешность? 3. Закрепление нового материала. 1)рефлексия (устно) Что нового узнали на уроке? Что Вам показалось наиболее неожиданным? Что Вам больше всего запомнилось и понравилось? и т.д. 2) решение задачи на применение закона Архимеда Стр 151 Упражнение 29 № 1 Дано: Решение V=100см3= Fa= ρg V Fa=1000кг/м3×9,8Н/кг×100×10-6м3≈ =100×10-6м3 ≈1(Н) ρ =1000кг/м3 Fa-? Ответ: 1 Н 4.Итог урока. Домашнее задание: ξ55 стр 147 Упражнение 29 №4 | |
Просмотров: 2115 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|