Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Игровой урок. «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз». <br /><br /> Тема: «Не совсем про физику, но и про неё тоже». <br /><br /> Цель: 1. Получить общую картину усвоения знаний, проверить умение использовать учащимися свои знания, расширить знания, полученные на уроках. 2. Развивать самостоятельность мышления, навыки логического мышления, содействовать формированию идеи познаваемости окружающего мира. 3. Воспитывать умение работать в коллективе, умение излагать свою точку зрения, формировать интерес к физике. Оборудование: карточки с вопросами, портреты учёных Ампера, Вольта, Ньютона, магнитные знаки, две ёмкости, вода, солёная вода, две картофелины, яйцо, чёрные ящики с содержимым, лупа, два подъёмных столика. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков. Вид урока: нетрадиционный (урок-игра). Структура урока: I. Оргмомент. II. Разминка. III. Игра «Морской бой». IV. Физические паузы: 1. определить фамилию учёного; 2. занимательные опыты; 3. раскрытие тайн «чёрных ящиков». V. Подведение итогов. <br /><br /> Ход урока: <br /><br /> I. Группа делится на три команды (три ряда). Учащиеся отвечают по очереди, чтобы каждый принял участие в игре. Подсчёт голосов проводится на доске с помощью магнитных знаков. II. Разминка. Разгадывание кроссворда. <br /><br /> 1. Продукт химической реакции скисания молока. (Кефир). 2. То, без чего не взвесишь тело на рычажных весах. (Гири). 3. Что такое Солнце? (Звезда). 4. Замёрзшая капелька воды. (Градинка). 5. Прибор для измерения малых промежутков времени. (Секундомер). 6. Стеклянная трубка с полукруглым дном. (Пробирка). <br /><br /> Вопрос: Какое ключевое слово можно выделить по вертикали? (физики). Сейчас идёт урок физики. Сообщается тема урока и девиз, под которым он будет проходить. <br /><br /> III. Игра «Морской бой». На доске начерчен квадрат 10 10 клеток. Учитель играет против всех. Расположение кораблей (четырех палубных, трёхпалубных, двухпалубных, однопалубных) отмечено на листе учителя. Объявляется ученикам, сколько каких кораблей на поле. Каждая клетка-цель оценивается в 1 балл. Если ученик попадает в цель, то команде засчитывается 1 балл. Если попали мимо, то учитель задаёт вопрос, а ответ на него оценивается тоже в 1 балл. Ученики выбирают цель по очереди. Если ученик затрудняется ответить, то за него может ответить любой из команды. Если затрудняется с ответом команда, то это может сделать другая. Вопросы к игре «Морской бой»: 1. За чем вода в стакане? (За стеклом). 2. Назовите самую короткую фамилию учёного-физика. (Ом). 3. Кто ввёл в русский словарь слово «физика»? (Ломоносов). 4. Закон Гей-….. (Люссака). 5. Небесный странник. (Облако). 6. Константин Эдуардович …. (Циолковский). 7. По чему лампа ввинчивается в патрон? (По винтовой нарезке). 8. Что в химии и в физике на втором и четвёртом местах? (Буква «И»). 9. Бумажный летательный аппарат – это…(Змей). 10. Ближайшая звезда. (Солнце). 11. Его задача – просто вертеться. (Волчок). 12. Твёрже железа, а разбивается. (Стекло). 13. Металл, научившийся летать. ( Алюминий). 14. Единица силы Ампера. (Ньютон). 15. Что происходит с жидкостью при любой температуре? (Испарение). 16. Ближайшие к нам планеты. (Венера, Марс), 17. Сколько полюсов у Земли? Назовите их. (Два географических и два магнитных – северный и южный). 18. Ёмкость, использованная Архимедом в лабораторных целях. (Ванна). 19. В электрической цепи этот элемент выполняет замыкающую роль. (Ключ). 20. Что за хвойный лес в таблице Менделеева? (Бор). 21. Прибор для получения капель жидкости. (Пипетка). 22. В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица) 23. Акустика – это наука… (О звуке). 24. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр). 25. Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр). 26. Что измеряют авометром? (Силу тока, напряжение, сопротивление) 27. Каким прибором измеряют сопротивление? (Омметром). 28. Как в электрическую цепь включается амперметр? (Последовательно). 29. Как в электрическую цепь включается вольтметр? (Параллельно). 30. Что такое реостат? (Переменное сопротивление). 31. Что такое резистор? (Постоянное сопротивление). 32. Что означает слово «атом»? (Неделимый). 33. Из чего состоит атом? (Ядра и электронов). 34. Из чего состоит ядро атома? (Протонов и нейтронов). 35. Что такое электроёмкость? (Способность проводника накапливать заряд). 36. Из чего состоит конденсатор? (Два проводника и тонкий слой диэлектрика). 37. Что называется электрическим током? (Упорядоченное движение свободных заряженных частиц). 38. Перечислить основные положения МКТ. (Все вещества состоят из частиц, частицы движутся хаотично, частицы взаимодействуют между собой). 39. Что изучает электростатика? (Неподвижные точечные заряды). 40. Поднимаемся мы в гору, Стало трудно нам дышать, А какие есть приборы, Чтоб давление измерять? (Барометр, манометр, тонометр). 41.Процесс превращения жидкости в пар. (Испарение). 42.Вещество, проводящее электрический ток. (Проводник). 43.Английский ботаник, сделавший открытие в физике? (Броун). 44.Что такое температура? (Скорость движения молекул). 45.Элементарная частица, заряженная отрицательно. (Электрон). 46.Элементарная частица, заряженная положительно. (Протон). 47.Вещество, не проводящее электрический ток. (Диэлектрик). 48.Название первого в мире конденсатора. (Лейденская банка). 49.100 С. Сколько это по шкале Кельвина? (283К). 50.Что такое деформация? (Изменение формы и объёма тела). 51.Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца? (365 дней). 52. Где находится южный магнитный полюс? (На северном географическом полюсе). 53. Где находится северный магнитный полюс? (На южном географическом полюсе). 54. Из чего состоит электродвигатель переменного тока? (Из ротора и статора). 55. Устройство для перекачки газов. (Насос). 56. Что такое Марс? (Планета солнечной системы). 57. Назовите агрегатные состояния вещества. (Твёрдое, жидкое, газообразное). 58. Как взаимодействуют одноимённо заряженные тела? (Отталкиваются) 59. «Сначала блеск, затем треск, а потом плеск». Как связано это с физикой? (Гроза). 60. Положительно заряженный электрод. (Анод). 61. Отрицательно заряженный электрод. (Катод). 62. В каком направлении вращается Земля? (С запада на восток). 63. Что означает слово «зодиак»? (Звериный круг или зверинец). 64. Без какой силы не удержишь ручку в руках? (Трения). 65. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. (Тяжести). 66. Естественный спутник Земли. (Луна). 67. Единица измерения мощности. (Ватт). 68. Газ, необходимый для дыхания. (Кислород). 69. Что находится в пустой бутылке? (Воздух). 70. Температура, при которой кипит вода. (100 0С ). 71. Какая вода в море? (Солёная). 72. Замёрзшая вода. (Лёд). 73. Что к нам ближе: Луна или Солнце? (Луна). 74. Сколько в километре метров? (1000 метров). 75. Была твёрдым телом, Стояла с красным носом в стужу, А после превратилась в лужу. (Снежная баба). 76. Где на земном шаре день всегда равен ночи? (На экваторе). 77. Его никто не повстречал ни разу, Но что не скажешь – повторяет сразу. (Эхо). 78. Какой прибор обладает способностью накапливать заряд? (Конденсатор). 79. Первый космонавт Земли. (Юрий Гагарин). 80. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова). 81. Сплав железа с углеродом и другими упрочняющими элементами. (Сталь). 82. Прибор для измерения температуры. (Термометр). 83. Численное значение скорости покоящегося тела. (Нуль). 84. Два атома водорода плюс атом кислорода. (Вода). <br /><br /> По ходу игра прерывается физическими паузами. <br /><br /> IV. Физическая пауза 1: Раньше всех определить фамилию учёного, используя сведения о нём. Описание состоит из 5 пунктов. Если ученики угадывают по первому описанию, то получают 5 баллов и т.д. <br /><br /> «Самый учёный рыцарь» 1. Именно этот английский учёный, получивший за свою деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра 1, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот избран Членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меншиков был неграмотным. 2. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны. 3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее, богу, по словам Ф.Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему. 4. Это учёный-физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений. 5. Философ Г.Гегель шутил: три яблока сгубили мир - яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко. (Исаак Ньютон). <br /><br /> «Создатель первого источника тока». 1. Этот физик, будучи ребёнком, первое слово своё сказал в 4 года, и это было слово «нет». 2. Он открыл и исследовал газ метан. 3. Этот человек был не только физиком, но и химиком, физиологом, изобретателем. С 1815 по 1819 годы он занимал пост директора философского факультета Падуанского университета. 4. По иронии судьбы все приборы и личные вещи учёного – виднейшего специалиста в области электричества, сгорели на выставке, посвящённой его памяти, в результате пожара, вызванного неисправностью электропроводки. 5. Он открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте и расположил их в ряд по величине возникающей между ними разности потенциалов. Его именем названа единица напряжения. (Алекссандро Вольта). <br /><br /> «Учёный-чудак». 1. Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок. 2. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды с сосредоточенным видом он варил в воде свои часы, держа яйцо в руке. 3. Он был малоизвестен при жизни. Имя его сына-поэта знал, чуть ли не каждый. 4. Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы. 5. Этот учёный сделал ряд важнейших открытий, известных теперь почти каждому: он по праву считается одним из создателей электродинамики. Его именем названа единица силы тока. (Андре Мари Ампер). <br /><br /> Физическая пауза 2: Занимательные опыты: 1. Перед вами две стеклянные банки с водой. В каждую из них опустить по клубню картофеля. В первой картофель тонет, во второй – плавает. Объяснить наблюдаемое явление. Ответ. Во второй банке вода солёная, а она имеет большую плотность, чем картофель. Поэтому картофель в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель в ней тонет. <br /><br /> 2.Опустить яйцо в стеклянный сосуд, наполовину заполненный жидкостью. Оно плавает на поверхности. Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (Обычно отвечают, что яйцо всплывёт). Осторожно подливаем воду через воронку по стенке сосуда, пока он не заполнится. Яйцо остаётся на прежнем уровне. Почему? Ответ. В сосуд заранее был налит водный раствор поваренной соли, на поверхности которого яйцо плавало. Затем подлили воду, плотность которой меньше плотности яйца. <br /><br /> Физическая пауза 3: Раскрытие тайн "черных ящиков". (В ящике упрятан конкретный предмет, и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов.) <br /><br /> Чёрный ящик № 1. <br /><br /> Вопрос 1: Заменитель футбольного мяча. Что это? <br /><br /> Выслушав ответы (надувной шар, картофелина, бумажная коробка и другие), извлекаем из "черного ящика" консервную банку. <br /><br /> Вопрос 2: На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры. Каково их назначение? Ответ: гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в теплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счет ее выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов. <br /><br /> Вопрос 3: Когда футболист почувствует сильнее удар мяча: когда бежит навстречу мячу, когда бежит от мяча или когда стоит неподвижно? Ответ: когда бежит навстречу мячу, так как в этом случае скорость мяча относительно человека в сумме больше, чем его скорость относительно земли ( мяча относит. человека = мяча относит. земли + человека относит. земли ). <br /><br /> Чёрный ящик №2. <br /><br /> И, наконец - изюминка нашего урока! Вызывается желающий распаковать "черный ящик". Учащий¬ся сначала вынимает один, потом второй ящик. В нём — шкатулка, в которой лежит обыкновенная изюминка (ребята из класса этого не видят). Учитель предлагает учени¬ку посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, преду¬преждая, чтобы он не говорил классу, что увидел. Затем из шкатулки извлекают изюминку и показывают всему классу. Это и есть изюминка нашего урока. Большего я вам не обещала. Чем богаты, тем и рады. <br /><br /> Вопрос: Куда "исчезла" энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки? Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы. V. Подсчёт баллов. Подведение итогов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает оценки «отлично». Команда на втором месте – оценки «хорошо». Команда на третьем месте – оценки «удовлетворительно». Источник: http://Журнал "физика в школе" | |
Просмотров: 1729 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|