Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

интегрированный урок по (физика + информатика) «Моделирование решения задач по молекулярной физике с помощью MS Excel»
План – конспект интегрированного урока
(информатика + физика).
10-й класс.
Учителя: Дюсембаева Гульнара Аскеровна (учитель физики и информатики),
Завертунова Наталья Николаевна (учитель физики и информатики),
ГУ СШ № 32 г. Петропавловск
Тема урока: «Моделирование решения задач по молекулярной физике с помощью MS Excel»
Цели урока
Образовательные:
• закрепить знание по теме «Молекулярная физика» путем решения задач;
• сформировать у учащихся умение решать физические задачи, используя среду электронной таблицы;
• закрепить умения и навыки учащихся: ввод и редактирование данных в таблицу, выполнение расчетов, использование функции автозаполнения, построение графиков в среде Excel.
Развивающие:
формирование критического и творческого мышления; формирование умения практически применять знания, умения и навыки в различных ситуациях; развивать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
формирование в сознании учащихся научной картины мира, самостоятельности и активности в учебном процессе; использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению физики.
Оборудование:
• компьютеры;
• программное обеспечение: табличный процессор Excel,
• презентация в среде PowerPoint;
• опорный конспект к уроку для учащихся (Приложение).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
А) Физика;
В) Информатика.
3. Моделирование решения физической задачи:
А) Анализ и обсуждение решения задачи;
В) Нахождение решения задачи с помощью MS Excel;
4. Построение с помощью MS Excel графиков и диаграмм, отражающих зависимости различных величин;
5. Анализ полученных результатов, графиков и диаграмм.
6. Подведение итогов.
7. Домашняя работа.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель физики:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, в нем соединены два предмета - информатика и физика. Сегодня на уроке вы будете решать физические задачи и анализировать физические процессы, используя среду электронной таблицы. Во-вторых, в рамках реализации проекта, который мы с вами выполняем, данный урок является первым шагом, чтобы показать прикладное значение информатики при изучении физики.
Учитель информатики:
Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Аристотеля "Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле". Сегодня на уроке мы еще раз должны подтвердить эти слова. Но прежде чем мы приступим к основной цели нашего урока - составлению модели решения физической задачи, немного повторим вопросы физики и информатики.
Актуализация знаний:
Учитель физики:
Так как сейчас мы изучаем "Молекулярную физику", поэтому и задачи будут на применение уравнений состояния идеального газа и газовых законов.
- Какая физическая модель используется в МКТ? Дать характеристику этой модели.
- Какие параметры описывают состояние идеального газа?
- Как связаны между собой макроскопические параметры?
- Что такое изопроцесс? Что такое газовый закон?
- Какие изопроцессы вы знаете?
- Как формулируются газовые законы?
А теперь несколько качественных задач:
1). В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному газу: у поверхности Земли или на больших высотах?
2). Почему любое тело, опущенное в горячую воду, не нагревается выше определенной температуры, как бы долго ни держали его в воде?
3). Почему аэростаты окрашивают в серебристый цвет?
4). Почему в гараже камеры колес автомобиля нагнетают зимой до большого давления, чем летом?
Учитель информатики:
1. В чем заключаются возможности табличного процессора MS Excel?
2. Какого вида информацию можно вводить в ячейки таблицы?
3. Что такое формула?
4. Как записывается формула в ячейку таблицы?
5. Установите соответствие между формулами, которые вы видите на экране и значениями получившимися в соответствующих ячейках. Обоснуйте свой выбор.
6. Почему одна и та же формула дает разные значения?
7. В чем отличие относительной и абсолютной ссылок?
Моделирование решения физической задачи:
Учитель физики:
Так как вам нужно решить физическую задачу с помощью Ms Excel, то я напомню вам этапы решения задачи:
Этапы решения задачи:
1. Анализ условия, поиск общего решения задачи.
2. Решение задачи с помощью компьютера (MS Excel).
3. Анализ полученных результатов.
Задача перед вами следующая:
В цилиндре под поршнем находится воздух при давлении 200 кПа и температуре 27 0 С. Какой массы груз надо положить на поршень после нагревания воздуха до 50 0С, чтобы объем воздуха в цилиндре остался прежним? Площадь поршня 30 см 2 .
Анализ условия:
- О каком веществе идет речь в задаче и что о нем известно?
- Какие величины, характеризующие изменение состояния газа, необходимо найти?
- Какой изопроцесс происходит с газом?
- Как записывается формула газового закона в данной задаче?
- Чем создается давление в цилиндре во втором состоянии?
- Как найти давление груза на поршень?
- Как найти массу груза?
Итак, решим задачу на доске в общем виде.
Учитель информатики:
Следующий шаг в составлении модели решения задачи - это решение задачи с помощью компьютера. На рабочем столе находится файл Задача.xls (Лист1), в котором записаны необходимые данные для решения задачи. Необходимо правильно записать формулы для вычисления вышеуказанных величин в соответствующих ячейках. Какой вид адресации мы буем использовать? Почему?
Учитель физики:
Следующее задание, которое вам необходимо выполнить - это построить график зависимости р(Т), для кислорода массой 16 грамм, находящегося в баллоне объемом 1,6 литра. Начальная температура газа 112 0С, конечная 247 0С с шагом 15 К.
Анализ условия:
- О каком веществе идет речь в задаче и что о нем известно?
- На основе какого уравнения можно установить данную зависимость?
Итак, решим задачу на доске в общем виде.
Учитель информатики:
Следующий шаг в составлении модели решения задачи - это решение задачи с помощью компьютера. В файле Задача.xls откроем Лист2, в котором записаны необходимые данные для решения задачи. Необходимо правильно записать формулы для вычисления вышеуказанных величин в соответствующих ячейках. Какой вид адресации мы буем использовать? Почему?
Давайте вспомним алгоритм построения графиков:
1. Построить таблицу с исходными данными.
2. Выделить диапазон ячеек, необходимых для построения диаграммы.
3. Вызвать Мастер диаграмм командой Вставка - Диаграмма.
4. Выбрать тип диаграммы.
5. Следуя указаниям, установить необходимые параметры диаграммы.
6. Отформатировать полученную диаграмму.
Постройте зависимость р(Т)
Подведение итогов.
Учитель физики:
Давайте проанализируем полученные вами результаты. Как можно охарактеризовать процесс, происходящий с кислородом, используя график? Какие еще данные можно извлечь, исходя из данной графической зависимости?
Учитель информатики:
В чем преимущества и недостатки оформления решения задач с помощью компьютера?
Выставление оценок.
Домашняя работа.
Составьте модель решения следующей задачи с помощью табличного процессора MS Excel:
Баллон вместимостью 40 литров содержит 1,98 кг углекислого газа. Баллон выдерживает давление не выше30•105 Н/м2. При какой температуре возникает опасность взрыва?
Спасибо за урок!
Приложение
Моделирование решения задач по Молекулярной физике
с помощью MS Excel

Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Задание 1
В цилиндре под поршнем находится воздух при давлении 200 кПа и температуре 27 0 С. Какой массы груз надо положить на поршень после нагревания воздуха до 50 0С, чтобы объем воздуха в цилиндре остался прежним? Площадь поршня 30 см 2.
Задание 2
Откройте файл задача.xls, находящийся на рабочем столе, и сделайте математический расчет искомых величин.
Задание 3
Построить график зависимости р(Т), для кислорода массой 16 грамм, находящегося в баллоне объемом 1,6 литра. Начальная температура газа 112 0С, конечная 247 0С с шагом 15 К.
С помощью электронных таблиц Exсel сделайте математический расчет искомой величины и постройте график зависимости давления, под которым находится газ, от температуры, при этом сохраняя постоянной массу кислорода;
Дополнительное задание: отформатируйте полученный график, улучшив наглядное представление данных (формат осей, подписи данных шрифт, цвет, легенда).
Домашняя работа:
Составьте модель решения следующей задачи с помощью табличного процессора MS Excel:
Баллон вместимостью 40 литров содержит 1,98 кг углекислого газа. Баллон выдерживает давление не выше30•105 Н/м2. При какой температуре возникает опасность взрыва?
Категория: Физика | Добавил: zav (2012-12-01) | Автор: Дюсембаева Г.А. и Завертунова Н.Н. E
Просмотров: 3915 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru