Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ В 8 классе (проведенный в рамках декады ЕМ цикла – декабрь 2012 года) Халиков Тахир Гаделзянович - учитель физики и информатики Лесной средней школы Сандыктауского района дата - _ 20.12.2012 г. _ сабақ/урок-_ _ 27 _ _ Тақырып/Тема- Электрическое поле. Напряженность электрического поля Мақсат/Цель- раскрыть материальный характер электрического поля: дать понятие напряжённости электрического поля исходя из её общего определения; Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи: Образовательные: формирование понятия напряжённости электрического поля как силовой характеристики электрического поля; дать понятие о линиях напряжённости и графическое представление электрического поля Развивающие: научить учащихся применять формулу E=F/q в решении несложных задач на расчёт напряжённости, величины пробного заряда и силы, с которой электрическое поле действует на пробный заряд (q). Воспитательные: формирование умения работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету. Сабақ түрі/Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; урок закрепления знаний; урок обобщения и систематизации знаний; Әдіс-тәсілдер/Методы обучения: - методы организации учебно – познавательной деятельности: объяснительно иллюстративный; наглядный (демонстрация картин, иллюстрации, таблицы и др _______________________________ ); словесный или информационно – рецептивный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником); - репродуктивные: способствуют усвоению ЗУН на основе заучивания и через систему упражнений, воспроизведение действий по применению знаний на практике, - методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: создание эмоционально – нравственных ситуаций, неожиданность, - методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности: устный, письменный, индивидуальный, текущий, - методы исследовательской деятельности: частично – поисковый метод. Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/оборудование, наглядные пособия: - _ _ _ _ _ _ _ электрофорная машина, набор электрических султанов, электрометр,интеракт.доска, презентация на тему «Эл.поле. Напряженность ЭП», эбонитовая палочка, соединительные провода, кодоскоп Сабақ барысы/ Ход урока I. Орг момент - проверка отсутствующих – - проверка готовности к уроку II. Ориентировочно – мотивационный этап – объявление цели и задач урока III. Актуализация знаний, практических и умственных умений – (проверка Д/З, повторение пройденного материала) - летучка - 1).как получить –q, 2).как получить +q,3).+?+, 4).+?-,5). Закон Кулона _ -устный опрос _ 1. Закон Кулона (фронтальный опрос): а) Назовите учёного, который установил на опыте закон взаимодействия точечных электрических зарядов в вакууме. (Французский учёный Ш. Кулон в 1795 году). б) Как назывался прибор, с помощью которого был экспериментально установлен закон Кулона? (Крутильный динамометр, или как он тогда назывался крутильные весы). в) Сформулировать закон Кулона. г) Написать формулу закона Кулона. д) С каким законом из раздела «Механика» можно провести аналогию для закона Кулона? (С законом всемирного тяготения: ; ). е) Указать границы применимости закона Кулона (а) заряды должны быть неподвижными, б) точечными ). IV. Новая тема_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1. Электрическое поле: а) Ссылаясь ряд опытов, учитель подводит учащихся к понятию электрического поля (пространство вокруг заряженного тела) и его обнаружению. Учащиеся вспоминают, что обнаружить электрическое поле можно с помощью магнитной стрелки из бумаги (или фольги). Тут же учитель показывает, что обнаружить электрическое поле можно также с помощью электрометра. Как вывод предыдущих наблюдений учащиеся подводятся к утверждению о том, что электрическое поле как любой вид материи – материально и существует независимо от нашего сознания. (По аналогии вспоминаем о гравитационном поле). 2. Характеристики электрического поля а) Напряжённость. (Учащимся напоминается о том, что любой вид материи можно каким – то образом охарактеризовать. То же самое можно сделать и с электрическим полем). Одной из характеристик электрического поля является – напряжённость: Уточняется, что напряжённость электрического поля является силовой характеристикой электрического поля. б) Напряжённость единичного заряда. (Согласно закону Кулона): ; – напряжённость единичного заряда. в) Принцип суперпозиции (наложения) полей: значит 3. Графическое представление электрических полей Силовые линии поля – линии напряжённости. Силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде С помощью силовых линий можно показать графическое представление электрических полей. Практически наглядное получение силовых линий поля можно показать с помощью электрофорной машины и электрических султанов. Поочерёдно, соединяя электрические султаны с электрофорной машиной, получаем наглядную демонстрацию графического представления электрических полей. Одновременно с опытом, с помощью кодоскопа на экран проецируется графическое представление поля. I. Поле одиночного заряда: (демонстрация) а) поле одиночного положительного заряда: (графическое представление) б) Поле одиночного отрицательного заряда: (графическое представление) 4. Напряжённость – векторная величина Надо сказать, что в отличии от других векторных величин напряжённость , как векторная величина характеризуется не длиной вектора, а густотой нанесения линий напряжённости на единицу площади. V. Работа по закреплению и контролю знаний Физический диктант: 1. Закон сохранения электрического заряда (формула) (Qобщ = ) 2. Закон Кулона (формула) ( ). 3. Вид материи, который осуществляет взаимодействие заряженных тел, находящихся на определённом расстоянии друг от друга (Электростатическое поле) 4. Единица измерения заряда (1 Кл) 5. Прибор для обнаружения электрического поля (Электрометр). 6. Формула напряжённости электрического поля ( ;). 7. Единица измерения напряжённости ( ). 8. Каким прибором пользовался Ш. Кулон для исследования и вывода своего закона?(Крутильным динамометром или крутильными весами). 9. Силовая характеристика электрического поля (Напряжённость). 10. Показать графическое представление электрического поля одиночного положительного заряда. Ответы учащихся собрать. - (во время решения задачи найти среднюю оценку учащегося) Решение задачи:(На доске заготовка, закр-я от учащихся, краткая запись задачи, к-ую необходимо решить). Задача: На заряд Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015Н. Определить напряжённость поля в этой точке. Дано: Решение: q = Кл ? Ответ: VI. Обобщение по пройденному материалу: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - работа с учебником – стр 123 (по вопросам) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ VII. Рефлексивно – оценочный этап. Итог урока _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -отметить наиболее активных учащихся _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -общие рекомендации по подготовке дом.задания _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -оценки за урок _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ VIII. Домашнее задание – выучить - пар-ф32, упр15(2) _ _повторить - _ пар-фы 30-31 _ | |
Просмотров: 4799 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|