Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках физики (из опыта работы) Гордюшина ЭлинаАнатольевна КГУ СОШ № 15 учитель физики Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий. Цель статьи - рассмотрение методов, позволяющих стимулировать и формировать интерес учащихся к изучению физики, тем самым активизировать деятельность на уроке и повышать качество знаний. Мне, как и каждому учителю, хочется, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. При этом результатом моей работы является овладение обучающихся системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Поэтому вопросы активизации познавательной деятельности школьников относят к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Для решения этой проблемы необходимо: -предупредить пассивность учащихся на уроках и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний; -формировать у учащихся стремление к получению знаний, умений; -развивать творческие способности, самостоятельность школьников, учитывая при этом их познавательные интересы. Развитие познавательной активности и творческих способностей школьников может быть обеспечено включением в учебный процесс активных методов усвоения курса физики, среди которых важное место занимает метод гипотезы. Отмечу те характерные черты данного метода, с которыми я знакомлю учащихся и которые обеспечивают состоятельность научной гипотезы. Первое: с одной стороны, гипотеза должна пройти логический анализ (ее необходимо сопоставить с теми известными фактами, справедливость которых неоднократно и надежно обоснована), а с другой, - она не должна «приспосабливаться» к фактам, кажущимся само собой разумеющимися и соответствующими здравому смыслу. Второе: гипотеза требует своего экспериментального подтверждения, а поэтому должна быть принципиально проверяема. Третье: всякая научная гипотеза должна быть плодотворной, а это значит, что выдвинутая вначале для объяснения одного единственного явления, она в случае своего подтверждения должна надежно служить в дальнейшем при исследовании широкого круга природных явлений. Главным же в процессе овладения и применения на уроках метода гипотез я считаю целенаправленное и постепенное формирование у учащихся в ходе изучения программного материала умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы, опытным путем их проверять, что развивает логику мышления, умение применять методы исследования явлений, законов, ранее изученных и новых фактов, анализировать , обобщать и систематизировать полученные знания. Все это приводит к единственному результату: успешности учебы и прочности знаний, что повышает качество знаний при изучении физики и повышение интереса к предмету. Логика изложения может быть представлена такой «цепочкой»: проблемная ситуация – выдвижение гипотезы - обоснование ее – экспериментальное доказательство гипотезы. Приведу пример, отражающий логику и «механику» включения метода гипотезы в процесс объяснения нового материала. При изучении темы «Основы молекулярно-кинетической теории» 10 классе мы хотим подвести учащихся к пониманию того, что вещество обладает внутренней энергией. Для этого необходимо проанализировать основные положения МКТ и понятия потенциальной и кинетической энергий . При изучении темы « Действие на погруженное в жидкость тело» в 7 классе во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила. Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу. Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой). Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?». При использовании метода гипотезы у учащихся развивается навыки исследовательского метода. Процесс овладения научным знанием в процессе исследования, в ходе самостоятельной постановки и решения проблем приносит удовлетворение и имеет эмоциональную окраску. Ученик ощущает себя равным учителю на высказывание научных суждений. Это способствует раскованности и развитию познавательной инициативы ученика, без которой не может идти речь о полноценном процессе формирования личности. Как показывает опыт, при обучении школьников на основе овладения методами научного познания учебная деятельность каждого ученика всегда индивидуальна. Личностно - ориентированный учебный процесс на основе этого метода позволяет развивать творческую активность учащихся. Личностную позицию можно формировать при выполнении самостоятельных исследований. Исследования учащихся проводятся в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления → выдвижение гипотезы → планирование проверочного эксперимента → подбор приборов и материалов → постановка опыта → представление результатов → формирование выводов. Таким образом, одним их главных мотивов к продолжению любой дея-тельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов - нет желания к продолжению деятельности. Нет желания - нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным. Литература: 1. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. – М.:Высшая шко-ла,1961г. 2. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение.1980г. 3. Коваленко И.Б. «Организация исследовательской деятельности уча-щихся на базе межпредметной связи физики и астрономии», «Физика в школе», №6,2003. 4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотно-сти школьников на 2012-2016г. Постановление Правительства РК от 25.06.2012г. №832. Стр.3 | |
Просмотров: 1455 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|