Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Элективный курс для 9 класса "Практикум решения физических задач. Механика"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ПРОГРАММА
Профильного курса

«Практикум решения физических задач.
Механика»
Естественно-математического направления
С профилиризацией «математика»

1 час в неделю
9 класс

Срок реализации программы 1 год

Программа согласована и утверждена в СГПИ в 2009 г.

Рецензент доцент кафедры физики и методики преподавания физики СГПИ

Абдрахманова Р.Р._______________________

Пояснительная записка

При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но необходима интеграция этих знаний, нужно формировать синтезирующее мышление школьника способного осуществлять межпредметные связи при изучении основ наук.
Математика и физика находятся в неразрывной связи друг с другом. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента. Поэтому содержание и методы физики зависят от уровня математической подготовки учащихся. В элективном курсе рассматриваются разделы кинематика, динамика, законы сохранения энергии и импульса, раздел статики. Рассматриваются задачи олимпиадного уровня и дифференцированные задачи. Рассмотрение этих задач дает целостное представление о взаимосвязи физических величин.
В программе приводится примерное распределение учебного времени. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи решаемые с учителем и задачи для самостоятельного решения. Основными формами учебных занятий являются рассказ, беседа, семинар.

Курс является открытым, в него можно включать новые темы, увеличивать или уменьшать количество задач по каждой теме.

Пособие предназначено для учащихся 9 классов общеобразовательных школ с естественно-математическим направлением, а также для абитуриентов занимающихся подготовкой к поступлению в ВУЗ.
Требования к уровню подготовки учащихся


В рамках данного курса учащиеся должны знать и уметь :

• Скалярное произведение векторов

• Уметь строить вектора и их проекции

• Уметь вычислять длину вектора

• Находить скорость, перемещение , ускорение при неравномерном прямолинейном и криволинейном движении

• Строить и читать графики зависимости кинематических величин от времени при неравномерном движении

• Понимать физический смысл таких понятий и величин как относительность механического движения

• Применять законы сохранения для объяснения реактивного движения

Вычислять скорость при упругом и неупругом ударе нескольких тел

Цель курса:

• Сформировать умения читать и строить графики зависимости кинетических величин от времени пи равноускоренном движении
• Уметь применять математические знания для решения задач физики
• Знать области и границы применения ньютоновской механики
• Понимать физический смысл таких понятий как сила, импульс, скорость , перемещение
• Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Задачи курса:
• Сформировать умение вычислять числовые значения физических величин, производить исследование функции при решении физических задач
• Записывать зависимость кинематических величин в векторной и скалярной формах
• Уметь найти математические способы решения физических задач
• Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной дисциплины

Примерное планирование элективного курса
Примерное планирование элективного курса
№ урока Число часов тема Содержание материала
1,2 2 Векторы и действия с ними Проекции векторов, сложение векторов
3,4 2 Прямолинейное равномерное движение Вычисление средней скорости, графики скорости и перемещения
5,6 2 Прямолинейное неравномерное движение Вычисление скорости , перемещения, ускорения чтение и построение графиков
7,8 2 Криволинейное движение Вычисление линейной и угловой скоростей, частоты, периода, центростремительного и тангенсального ускорений
9,10 2 Законы Ньютона 1,2,3 законы Ньютона
11,12 2 Движение тела по наклонной скорости
13,14 2 Закон всемирного тяготения Первая космическая скорость, искусственные спутники
15,16 2 Вес тела
17,18 2 Импульс. Закон сохранения импульса
19,20 2 Реактивное движение

21,22 2 Работа и энергия Закон сохранения и превращения энергии, работа как мера изменения энергии
23,24

2 Мощность и КПД КПД наклонной плоскости
25,26 2 Динамика вращательного движения Момент импульса, момент силы, момент инерции
27,28 2 Статика
29,30 2 Гидро- и аэромеханика Подъемная сила крыла. Закон Архимеда. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды
31 1 Колебания и волны Уравнение колебаний, период, частота, скорость и длина волны. Превращение энергии при колебаниях
32 1 Олимпиадные задачи


Литература

1. Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих. «Физматгиз»,1963г.
2. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средней школы. Под редакцией А.Н. Колмагорова. М., «Просвещение» 1990 г.
3. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средней школы. Под редакцией М.И.Башмаков. М., «Просвещение», 1992 г.
4. Производная и интеграл. Пособие для учителей. Виленкин Н.Я. и Мордкович А.Г. М., «Ппрсвещение», 1976 г.
5. Денищева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Б.А., Дидактические материалы по алгебре и начала анализа для 10-11 классов средней школы. М., Изд. Дом «Генжер» г.
6. Мясников С.П. Пособие по физике. Издательство «Высшая школа». 1976г
7. Гусак Д.А. Пособие к решению задач по высшей математике. Издательство «Высшая школа» 1967 г.
8. Матвеева Т.А. Соболев А.Б. Электронный практикум по математике в техническом университете. Новосибирск. 1995г.
9. Матвеева Т.А. Информатизация математического образования, 2003 г. Екатеринбург
10. Апатова Н В Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994 г.
11. Константинова С.М. Проблемы и перспективы информатизации в новом понимании качества образования.- Педагогический вестник ВКО, 2006г.
12. Концепция информатизации образования в РК, 2000г.

13.Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. М.,
«Просвещение» 1989 г.
14.Егерев В.К. Сборник задач для поступающих в вузы. М., Высшая
школа. 1988 г.
15.Гусев В.А. Мордкович А.Г. Математика. Справочные материалы. М.,
«Просвещение» 1990 г.
16.Соболь Б.В. Пособие для подготовки в единому национальному
тестированию. Феникс 1997 г.
17.Шарыгин И.Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 10
кл. М., «Просвещение». 1991 г
18.Бексултанова К.Н. Тестовые задания решения.ответы по
математике для поступающих в вузы. Издательство «Келешек –
2030». 2003 г.
Категория: Физика | Добавил: A_P (2013-01-23) | Автор: Полежаева Алла E
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru