Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» ПРОГРАММА Профильного курса «Практикум решения физических задач. Механика» Естественно-математического направления С профилиризацией «математика» 1 час в неделю 9 класс Срок реализации программы 1 год Программа согласована и утверждена в СГПИ в 2009 г. Рецензент доцент кафедры физики и методики преподавания физики СГПИ Абдрахманова Р.Р._______________________ Пояснительная записка При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но необходима интеграция этих знаний, нужно формировать синтезирующее мышление школьника способного осуществлять межпредметные связи при изучении основ наук. Математика и физика находятся в неразрывной связи друг с другом. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента. Поэтому содержание и методы физики зависят от уровня математической подготовки учащихся. В элективном курсе рассматриваются разделы кинематика, динамика, законы сохранения энергии и импульса, раздел статики. Рассматриваются задачи олимпиадного уровня и дифференцированные задачи. Рассмотрение этих задач дает целостное представление о взаимосвязи физических величин. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи решаемые с учителем и задачи для самостоятельного решения. Основными формами учебных занятий являются рассказ, беседа, семинар. Курс является открытым, в него можно включать новые темы, увеличивать или уменьшать количество задач по каждой теме. Пособие предназначено для учащихся 9 классов общеобразовательных школ с естественно-математическим направлением, а также для абитуриентов занимающихся подготовкой к поступлению в ВУЗ. Требования к уровню подготовки учащихся В рамках данного курса учащиеся должны знать и уметь : • Скалярное произведение векторов • Уметь строить вектора и их проекции • Уметь вычислять длину вектора • Находить скорость, перемещение , ускорение при неравномерном прямолинейном и криволинейном движении • Строить и читать графики зависимости кинематических величин от времени при неравномерном движении • Понимать физический смысл таких понятий и величин как относительность механического движения • Применять законы сохранения для объяснения реактивного движения Вычислять скорость при упругом и неупругом ударе нескольких тел Цель курса: • Сформировать умения читать и строить графики зависимости кинетических величин от времени пи равноускоренном движении • Уметь применять математические знания для решения задач физики • Знать области и границы применения ньютоновской механики • Понимать физический смысл таких понятий как сила, импульс, скорость , перемещение • Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Задачи курса: • Сформировать умение вычислять числовые значения физических величин, производить исследование функции при решении физических задач • Записывать зависимость кинематических величин в векторной и скалярной формах • Уметь найти математические способы решения физических задач • Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной дисциплины Примерное планирование элективного курса Примерное планирование элективного курса № урока Число часов тема Содержание материала 1,2 2 Векторы и действия с ними Проекции векторов, сложение векторов 3,4 2 Прямолинейное равномерное движение Вычисление средней скорости, графики скорости и перемещения 5,6 2 Прямолинейное неравномерное движение Вычисление скорости , перемещения, ускорения чтение и построение графиков 7,8 2 Криволинейное движение Вычисление линейной и угловой скоростей, частоты, периода, центростремительного и тангенсального ускорений 9,10 2 Законы Ньютона 1,2,3 законы Ньютона 11,12 2 Движение тела по наклонной скорости 13,14 2 Закон всемирного тяготения Первая космическая скорость, искусственные спутники 15,16 2 Вес тела 17,18 2 Импульс. Закон сохранения импульса 19,20 2 Реактивное движение 21,22 2 Работа и энергия Закон сохранения и превращения энергии, работа как мера изменения энергии 23,24 2 Мощность и КПД КПД наклонной плоскости 25,26 2 Динамика вращательного движения Момент импульса, момент силы, момент инерции 27,28 2 Статика 29,30 2 Гидро- и аэромеханика Подъемная сила крыла. Закон Архимеда. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды 31 1 Колебания и волны Уравнение колебаний, период, частота, скорость и длина волны. Превращение энергии при колебаниях 32 1 Олимпиадные задачи Литература 1. Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих. «Физматгиз»,1963г. 2. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средней школы. Под редакцией А.Н. Колмагорова. М., «Просвещение» 1990 г. 3. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средней школы. Под редакцией М.И.Башмаков. М., «Просвещение», 1992 г. 4. Производная и интеграл. Пособие для учителей. Виленкин Н.Я. и Мордкович А.Г. М., «Ппрсвещение», 1976 г. 5. Денищева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Б.А., Дидактические материалы по алгебре и начала анализа для 10-11 классов средней школы. М., Изд. Дом «Генжер» г. 6. Мясников С.П. Пособие по физике. Издательство «Высшая школа». 1976г 7. Гусак Д.А. Пособие к решению задач по высшей математике. Издательство «Высшая школа» 1967 г. 8. Матвеева Т.А. Соболев А.Б. Электронный практикум по математике в техническом университете. Новосибирск. 1995г. 9. Матвеева Т.А. Информатизация математического образования, 2003 г. Екатеринбург 10. Апатова Н В Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994 г. 11. Константинова С.М. Проблемы и перспективы информатизации в новом понимании качества образования.- Педагогический вестник ВКО, 2006г. 12. Концепция информатизации образования в РК, 2000г. 13.Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. М., «Просвещение» 1989 г. 14.Егерев В.К. Сборник задач для поступающих в вузы. М., Высшая школа. 1988 г. 15.Гусев В.А. Мордкович А.Г. Математика. Справочные материалы. М., «Просвещение» 1990 г. 16.Соболь Б.В. Пособие для подготовки в единому национальному тестированию. Феникс 1997 г. 17.Шарыгин И.Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 10 кл. М., «Просвещение». 1991 г 18.Бексултанова К.Н. Тестовые задания решения.ответы по математике для поступающих в вузы. Издательство «Келешек – 2030». 2003 г. | |
Просмотров: 1867 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|