Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Интегрированный урок по биологии и физике. 8 класс. Тема: СТРОЕНИЕ ГЛАЗА КАК ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. «Глаза – это зеркало души». Л. Толстой. ЦЕЛЬ: • Ознакомить учащихся с видами линз, ходом лучей в линзах, строением глаза ЗАДАЧИ: • учащиеся познакомятся с видами линз, со строением глаза, рассмотрят взаимосвязь строения и функций с точки зрения биологии и физики; • учащиеся будут учиться работать в группе, учиться искать путь решения проблемы путем выслушивания мнений друг друга. • Учащиеся будут развивать речь, логику и память ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя - объявление цели, задач и хода урока. - Сегодня у нас не совсем обычный урок биологии или физики, а совместный, то есть интегрированный урок. Мы, одновременно будем работать на двух досках, интерактивной и обычной, составляя на ней опорную схему нашего урока. И что из этого получится, мы увидим в конце урока. 2. Актуализация. Петр 1 «прорубил окно» в Европу, а что является нашим с вами «окном» в окружающий мир? 3.Реализация. Вот на этот вопрос мы сегодня и попробуем ответить. Итак, - КАК МЫ ВИДИМ? Учитель физики С самой ранней эпохи еще до древних греков, когда, как об этом говорит легенда, Аполлон разъезжал в огненной колеснице по небу, и до наших дней, когда Бродвей утопает в сиянии огней, свет очаровывал человека и в то же время представлялся ему неразрешимой загадкой. Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о том, что же представляет свет в действительности. Однако, несмотря на это, свет позволил нам познать окружающий мир при помощи нашего зрения. Давайте обсудим, какие источники света вы знаете? ( учащиеся называют источники света) Затем учитель предлагает классифицировать источники света, предложенные на слайде. После обсуждения, учащиеся записывают в тетради следующую схему: Источники света Естественные Искусственные Огонь… лампа Светлячок компьютер - Историческое развитие представлений о зрении. Древние греки считали, что человек видит за счет «щупальцев» выходящих из глаз .При этом предполагалось, что мы видим вещи, направляя на них эти « щупальца». Глаза слепого не испускают их, поэтому он не может видеть До эпохи возрождения никто серьезно не возражал против этой теории. Одним из первых выдвинул последовательную теорию света, основанную на наблюдениях и экспериментах, был Исаак Ньютон. Формулирую теорию света, Ньютон рассматривал две гипотезы: одну согласно которой свет – это волновая энергия. С другой стороны он рассматривал свеет как поток частиц. Согласно Ньютону свет состоит из малых частичек вещества, испускаемых во всех направлениях по прямым линиям. Если эти лучи состоящие из частиц попадают в наш глаз , то мы видим их источник. Приблизительно в то же самое время, когда Ньютон предложил корпускулярную теорию, Христиан Гюйгенс, голландский астроном и физик, выдвинул теорию света. По мнению Гюйгенса, свет распространяется волновым фронтом. Чем дальше волновой фронт от источника, тем более плоским он становится. Световые волны, приходящие непосредственно от источника вызывают ощущение видения. Учитель биологии: ( Эволюция органов зрения у животных). - Давайте вспомним из курса зоологии, какое строение имеют глаза у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития. Например, у простейших, это – светочувствительный глазок, который только мог улавливать источник света и тепло, идущее от него. червей – орган, улавливающий направление света. У насекомых – это уже фасеточное зрение, а у млекопитающих животных и человека – сложный орган зрения – глаз. (Одновременно с объяснением и повторением на обычной доске по методике «Критического мышления через чтение и письмо» - Fichbone мы наклеиваем скелет рыбы с опорными вопросами и ответами). Так давайте же более подробно разберем, какое строение имеет глаз человека, как одного из анализаторов. По ходу объяснения и беседы, ученики в рабочих тетрадях по биологии делают опорную схему, приведенную ниже. Работа идет у интерактивной доски с изображением строения глаза. После обсуждения учащиеся записывают в тетрадях следующую схему: Строение глаза: I. Вспомогательный аппарат (брови, веки, ресницы, слезная железа, канальцы, нервы и кровеносные сосуды). II.Глазное яблоко. Оболочки: 1. Наружная (Склера) – белочная (белая)– роговица (прозрачная). 2. Средняя – сосудистая – радужная – зрачок – хрусталик. Адаптация – приспособление; (зрачок) Аккомодация – изменение; (хрусталик) 3. Внутренняя – сетчатка – рецепторы 1. колбочки (цвет). Желтое пятно. 2. палочки (свет). Слепое пятно (зрительный нерв). Как закрепление, очень кратко строение глаза повторяем у обычной доски, работая по методике Fichbone - За счет чего видит глаз? Учитель физики: С точки зрения физики глаз является системой линз. Прежде чем говорить о строении глаза, давайте познакомимся с основными типами линз: В тетради записывается следующая запись: Линзы Двояковыпуклые двояковогнутые Затем рассматривается подробно ход луча в линзе. Демонстрируется видеоролик в котором показан непосредственных ход луча, а затем строится схема хода лучей через собирающую и рассеивающую линзы. Затем , учащимся раздаются линзы разной толщины и предлагается рассмотреть текст через эти линзы и ответить на вопрос: «Какие особенности линз вы отметили? Что вам показалось интересным?» Учащиеся сказали, что для лучшего рассмотрения текста , они держали линзы на разном расстоянии от бумаги. Причем, чем толще линза, тем ближе они подносили ее к тексту. Рассмотрев следующий слайд, делается вывод: Чем толще линза – тем меньше фокусное расстояние. Затем учитель физики раздает учащимся следующий набор линз: двояковыпуклая, плосковыпуклая и предлагает сделать заключение какую роль эти линзы могут играть в строении глаза. Для этого на интерактивной доске выводится слайд с картинкой глаза и схематичным изображением линз. Учащимся дается некоторое время на обсуждение, а затем фронтально обсуждается полученный результат и делается построение на доске. В результате обсуждения получилось: Плосковыпуклая линза – хрусталик Двояковыпуклая линза – стекловидное тело . . Учитель биологии: рассказывает о дефектах зрения – близорукость, дальнозоркость и дальтонизм. Учитель физики: Ребята, а как можно исправить эти дефекты зрения? (учащиеся предлагают воспользоваться очками). Но, очки – это оптический прибор, изготовленный с применением либо собирающей, либо рассеивающей линзы. Учащимся предлагается исправить близорукость или дальнозоркость подбирая различные типы линз для очков. - Итак, давайте подведем итоги и сделаем общие выводы. - Чем же является орган зрения у человека с точки зрения биологии? - Правильно, анализатором. - А с точки зрения физики? - Конечно же, оптической системой. - А если мы говорили насколько важно бережно обращаться с линзами то, как необходимо обращаться с нашими природными «линзами», с нашими глазами, чтобы сохранить зрение? - Безусловно, беречь! Давайте завершим построение нашей рыбы, нам осталось наклеить только хвост – наши выводы по теме урока. Общие выводы: 1. АНАЛИЗАТОР! 2. ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА! 3. БЕРЕЧЬ! 4. РЕФЛЕКСИЯ. Гигиена зрения. Все мы читали в детстве «Вредные советы» Г. Остера, которого все любят за его тонкий юмор. Так давайте вместе попробуем составить такие вредные советы, для желающих испортить свое зрение. 5.Домашнее задание: Биология. П.20. Задачи, вопросы после параграфа. Физика. Эссе « Линзы в жизни человека и животных» | |
Просмотров: 2811 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|