Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Куровская Зинаида Евгеньевна, учитель физики Белоградовской СШ, с.Белоградовка, Тимирязевский район, Северо-Казахстанскаяобласть СОВРЕМЕНЫЙ УРОК ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «Современный урок- это открытие, по содержанию превосходящее заключенное в учебнике, и изобретение по форме, которого в учебнике нет» Вопрос современности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию школы, учителей, родителей, учащихся. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества. Современный урок должен быть интересным, познавательным, полезным, насыщенным; быть актуальным и информативным; нести позитивный настрой. Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Использование современных информационных технологий на уроках позволяет значительно повысить качество обучения, интерес детей к обучению, сотрудничеству и сотворчеству. Рассмотрим актуальность применения ИКТ при изучении физики. Формы работы с компьютером очень разнообразны Они зависят от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете: • Компьютер + Проектор • Компьютер + Принтер • Компьютерный класс При варианте «Компьютер + Принтер»: учитель может: готовить к урокам • дидактический раздаточный материал • оформлять наглядный материал • заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися • создавать опорные конспекты к уроку • создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности расширяются : • возможность подачи материала в форме презентаций • возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала • проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда один ученик работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой) • проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций При занятиях в «Компьютерном классе»: • Проводить индивидуальное тестирование • Заниматься групповой исследовательской работой • Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя • Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность При этом самостоятельность учащихся активизируется и, что немаловажно, они могут работать в индивидуальном темпе. Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах: • Подготовка к уроку, проведение урока, внеурочная работа При подготовке к уроку учитель может: • Быстро найти необходимый материал • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал) • Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона.) • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся Второй этап - проведение урока. • Фотографии, видео, рисунки дают возможность визуализировать физические явления и процессы (особенно те, которые касаются микромира), сделать урок наглядным, и, как следствие, более доступным для понимания. • Слайды могут сопровождать лекцию учителя • С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля. Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка) В данном случае учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Поскольку физика является одним из интереснейших и сложных предметов, то появление компьютера в школе играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, но можно использовать видеофильмы, анимацию, модели, которые разработаны и представлены на дисках. Все это можно органично вписать в структуру урока. На уроках физики я использую и наглядный эксперимент, пользуясь принципом: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и электронные образовательные ресурсы. Это очень интересно учащимся. Есть очень много интересных физических процессов в физике, которые на опыте просто не покажешь. Моделирование процессов позволяет наглядно увидеть зависимости между величинами. На этих уроках учащиеся самостоятельно проводят компьютерный эксперимент, делают выводы о зависимости величин, идет процесс познания, а не передачи знаний учителем. Такие уроки наиболее ценны и интересны. Сложнее всего научить учащихся решать разного типа задачи, работать с графиками, таблицами. Я нашла, на мой взгляд, достаточно простой способ, позволяющий мне это все применять на практике - применение мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации к урокам, составленные в программе Power Point, являются более качественными и интересными. Неудобство в работе создает и просмотр презентаций с большим количеством слайдов 30 – 45. Даже при показе через плеер презентаций, объемные презентации – долго загружаются, объекты интерактивного взаимодействия могут совсем не появиться. Понимаю, что Медиатека – сетевая версия, предназначена для работы в компьютерном классе, где можно избежать подобных проблем, но в кабинете один компьютер. Однако, конструктор – презентаций позволяет очень быстро, в течение 10 - 30 минут подготовить нужную для урока информацию (подготовка такого же рода презентации в программе PP займет час - полтора). Кроме того, простота работы с конструктором делает возможным его применение на коллективных учебных занятиях, где малая группа учащихся может самостоятельно и быстро подготовить сообщение по заданной теме, может создавать собственные темы и работать с ними, может получать рекомендации от учителя на просмотр готовых презентаций. Используя программу Power Point, я представляю уроки в виде презентации на весь урок - 45 минут. Для этих тем методика в большей степени ориентирована на уроки изучения нового материала. Структура таких уроков примерно одинакова, дети это легко запоминают и с удовольствием работают. Каждый элемент слайда несет смысловую нагрузку. На слайде самая минимальная информация. Фон, текст, рисунки и т.д. все подчинено цели и результату урока. После объявления темы урока, я учу детей формулировать цель урока, мы вместе обсуждаем её и, по щелчку мыши, видим на экране то, что нам нужно. Детям легко учиться на таких уроках, так как они хорошо знают, чем будут заниматься на каждом этапе. После изучения теоретического материала, переходим к тренингу и учимся решать задачи, строить графики, составлять таблицы, анализировать их. Такие уроки - презентации, я разработала на каждую тему курса физики с 7- 11 класс, в течение 2- лет. Эффективность таких уроков зависит во многом от практических навыков, полученных на них. Чем больше ребенок выполнит практических заданий, тем прочнее будут приобретенные навыки. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях: - мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; - использую готовые медиалекции; - подготовка дидактических материалов для уроков; - использование готовых программных продуктов по своей дисциплине; - работа с электронными учебниками на уроке; - проведение компьютерных лабораторных работ, - поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; - работа на уроке с материалами Web-сайтов; - разрабатываю тесты, используя готовые программы - оболочки; - применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний. Источниками иллюстративного материала для создания уроков служат: - CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », фирмы « Физикон »); - материалы из Интернет - источников; - материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий; - электронные учебники: Использование компьютеров и ИД в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютерный урок обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке. Использование ИКТ на уроках физики - является важнейшим условием повышения качества образования. Итак, пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее использовать, с моей точки зрения, на уроках для демонстрации, компьютерного тестирования, создания программируемой учебной среды (диалог ученик или группа учеников – компьютер), выполнения виртуальных лабораторных работ; во внеурочное время - для подготовки учащимися рефератов, докладов. Использование компьютерных технологий – это необходимость, которую диктует уровень развития современного образования. Конечно, подготовка уроков с применением ИКТ более тщательная, трудоёмкая. Требует больше времени. ИТ используются на любом этапе урока: для обозначения темы урока; как сопровождение объяснения (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты, видеклипы, флипчарты и т.д.); для контроля учащихся. Эффективность таких уроков значительно выше. Создаётся эффект присутствия, у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. В силу своего образования я не только учитель информатики, но еще и учитель математики с удовольствием использую ИКТ на своих уроках(особенно на уроках геометрии). При использовании компьютера или интерактивной доски на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и аудиорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Использование ИКТ при обучении школьников ведёт к повышению качества образования. Анализируя данную ситуацию, напрашивается вывод, что учащиеся: • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; • формируется информационная культура, которая так необходима современному школьнику в современном социуме. Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 6545 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|