Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Система подготовки к ЕНТ по физике через профильные курсы. Полежаева А.В. Учитель физики КГУ « СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского» г. Семей ЕНТ это вершина проверки знаний, как учащихся, так и эффективности работы учителя. И чтобы результаты были высокими необходим многолетний, системный подход к подготовке учащихся. Для того чтобы добиться высоких результатов начинать подготовку к ЕНТ нужно с 7 класса. Делаю я это следующим образом. Я создала банк тестовых заданий, состоящий из заданий предложенных сборниками для подготовки к ЕНТ за предыдущие 8 лет. Эти задания я разбила по темам и составила отдельные сборники для всех классов с 7 по 11. Мои ученики начинают решать ЕНТешные задания, начиная с 7 класса. Поэтому к 11 классу они успевают прорешать абсолютно все задания, когда- либо предложенные сборниками для подготовки к ЕНТ. Решение тестовых заданий может быть предложено в качестве домашней работы, в качестве короткой проверочной работы или полноценной контрольной работы по пройденной теме. Кроме того, в 10-11 классах я веду профильные курсы: «Использование цифровой лаборатории «Архимед» в обучении решению экспериментальных задач по физике» и «Практикум решения физических задач повышенной трудности». Содержание данных курсов ориентировано на подготовку учащихся к сдаче ЕНТ. Курс «Использование цифровой лаборатории «Архимед» в обучении решению экспериментальных задач по физике» построен следующим образом: на каждую тему отводится два учебных часа: первый час - это теоретическое решение задач по данной теме. Для решения подбираются типовые задачи, наиболее часто встречающиеся на тестировании, а также задачи, для решения которых применяется универсальный алгоритм решения. Второй час - это экспериментальная проверка ответа полученного при решении задач. Такой подход дает возможность оценить единство теории и практики, а ученики, в следующий раз, решая задачи, невольно начинают задумываться, а правдоподобный ли ответ они получили. В качестве домашнего задания задаются тематические тестовые задания, соответствующие данной теме. В течение недели учащиеся решают тестовые задания, получают консультации и сдают решения на проверку. Хочу обратить внимание, что тестовые задания предлагаются двух видов: закрытые и открытые. Таким образов в течение двух часов одиннадцатиклассники полностью повторяют одну из тем. Курс рассчитан на 10 и 11 класс, поэтому за два года ученики успевают повторить все разделы физики. Для успешного решения физических задач, самое трудное – это математическая формулировка задачи в виде алгебраического уравнения и т.д. Поэтому в 10-11 классе я веду профильный курс «Практикум решения физических задач повышенной трудности». Цель этого курса познакомить учащихся с переходом от физических явлений к их математическому выражению. Подборка задач соответствует основным темам школьного курса физики, где можно использовать элемент математического анализа – производную, интеграл, исследование функции, логарифмические тождества: – «Кинематика»: если изменение координаты задано уравнением вида x = x(t), то производная первого порядка от координаты по времени есть скорость, т.е. (t) = x'(t), а производная второго порядка от координаты по времени, или производная первого порядка от скорости по времени, есть ускорение, т.е. a(t) = x"(t) = ' (t); – «Импульс»: при определении импульса по формуле p = m он определяется по скорости тела как производной от координаты по времени. – «Механические колебания»: энергетический подход (метод производной) позволяет вывести дифференциальные уравнения второго порядка, описывающие процессы в математическом и пружинном маятниках, затем получить формулы для периодов колебаний, а также рассчитать период колебаний сложных колебательных систем; – «Термодинамика»: использование производной позволяет решать задачи на нахождение экстремальных значений параметров в циклах идеального газа; – «Постоянный ток»: производная позволяет определить величину внешнего сопротивления в цепи постоянного тока, при которой полезная мощность принимает максимальное значение; – «Электромагнитные колебания»: энергетический подход (метод производной) позволяет вывести дифференциальное уравнение второго порядка, описывающее процессы в идеальном колебательном контуре, а затем получить формулу Томсона; - «Радиоактивный распад»: использования логарифмическую функцию можно вычислить число распавшихся атомов. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач физики. Каждому занятию по физике предшествует занятие по алгебре. Где учитель математики повторяет с учениками , например понятие производной и ее свойства, а на уроке физике учитель физики рассматривает эту же производную с точки зрения применения ее для изучения физических процессов. Такой подход дает хороший результат, как в плане подготовки физики, так и математики. На изучение одной темы отводится два часа занятий по физике и два часа занятий по математике. На первом уроке фронтально решаются на доске задачи. Учитель рассказывает об основных алгоритмах решения задач, предлагает для решения типовые задачи. На втором уроке основную часть задач решают учащиеся, а учитель выступает в роли индивидуально консультанта. Со всеми заинтересованным я готова при личном знакомстве поделиться своими материалами. Кроме того подготовка к ЕНТ идет и при помощи компьютерного репетитора, который каждый ученик устанавливает на своем домашнем компьютере. Компьютерную программу подготовки к ЕНТ я создала из тестовых заданий прошлых лет и постоянно пополняю по мере появления новых. Консультации проходят в послеобеденное время или по интернету. Как результат: достаточно высокие баллы, полученные на ЕНТ, а учащиеся, пройдя такую планомерную подготовку к тестированию, не бояться идти на экзамен. | |
Просмотров: 2646 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|