Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

МЕжпредметная конференция об экологических проблемах окружающей среды
Межпредметная конференция
об экологических проблемах окружающей среды. (Для учащихся 8-9 классов)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об экологических проблемах окружающей среды; продолжить работу по развитию у учащихся навыков самостоятельно делать выводы и обрабатывать информацию.

План конференции:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Доклады: «Парниковый эффект», «Разрушение озонового слоя атмосферы», «Кислотные осадки», «Фотохимический смог».
3. Обсуждение докладов.
4. Подведение итогов конференции.



1. Вступительное слово ведущего: Сегодня одни из самых тревожных слов - «экологическая катастрофа». Ежедневно мы слышим предос¬тережения: «Образумьтесь, люди!», «Будущее Земли в опасности!», «На нас - ответственность перед настоящим и будущим!». Но все они так и останутся лишь призывами, благими намерениями, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличений. Эта тревога так серьезна, что настоящей проблемой по охране окружающей среды занимаются интенсивно не только экологи, но и химики, физики, биологи, метеорологи. Задача сохранения земли, пригодной для обитания человека и всех других организмов, не может быть решена без сотрудничества всех стран и всех народов Земли, а также без повышения экологической культуры каждого человека.
В последние годы жизни человеку угрожают «парниковый эффект», озоновые «дыры», кислотные дожди и фотохимический смог. Наша конференция посвящена раскрытию сущности этих явлений.
Ребята подготовили сообщения и доклады.

1-й ученик: Сообщение «Парниковый эффект».
Некоторые газы, составляющие незначительную долю атмосферы, подобно стеклянной крыше парника, хорошо пропускают солнечную радиацию, но задерживают уходящее длинноволновое тепловое излучение Земли. К ним относятся диоксид углерода, метан, оксид азота, хлорфторуглероды. Поскольку в этом отношении они подобны стеклянной крыше парника, их часто называют парниковыми газами.
Несмотря на то, что суммарное содержание парниковых газов в атмосфере очень мало, увеличение концентрации хотя бы одного из них приводит к тому, что в атмосфере начинает задерживаться больше тепла, в результате чего повышается средняя температура атмосферы Земли и ее поверхности. Повышение температуры внутренних слоев атмосферы и поверхности Земли, обусловленное накоплением в атмосфере парниковых газов, называется парниковым эффектом.
Последние данные показывают, что поступление и накопление в атмосфере диоксида углерода и метана, обусловленное хозяйствен¬ной деятельностью человека, приводит к потеплению климата Земли. Предполагают, что повышение температуры даже на 1°С может при¬вести к значительному изменению атмосферной циркуляции и условий увлажнения почвы и, как следствие, к сильному смещению зон, опти¬мальных для земледелия и других видов хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, затронуло бы жизненные интересы миллиардов людей. Антропогенное потепление может стать причиной таяния полярных льдов и повышения среднего уровня Мирового океана.
Среди путей, предотвращающих повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, выделяют сокращение масштабов сжигания органического топлива, сохранение лесов, приостановку процессов, приводящих к снижению концентрации органического вещества (гумуса) в почве.


2-й ученик: «Разрушение слоя озона атмосферы
Стратосферный озон Оз образуется, когда молекула кислорода, поглощая коротковолновую радиацию Солнца, распадается на два атома кислорода, каждый из этих атомов соединяется с другой молекулой кислорода, образуя молекулу озона.
Озон легко поглощает ультрафиолет и распадается на первоначальные компоненты 02 и О. Освободившийся атом кислорода и образует молекулу озона. При неизменных условиях скорость образования озона равна скорости его распада.
Содержание озона в атмосфере не достигает и одной миллион¬ной доли от содержания остальных газов, однако именно озон поглощает большую часть солнечной ультрафиолетовой радиации, не давая ей достигнуть земной поверхности. Если снижение концентрации озона вблизи поверхности Земли оказало бы оздоравливающее влияние на загрязненные местности, то снижение концентрации стратосферного озона опасно, поскольку следующее за этим увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности, влечет за собой много неприятных последствий. Оно повышает частоту раковых заболеваний кожи и катаракты, повреждает сельскохозяйственные культуры и разрушает фитопланктон - микроскопические растения, являющиеся начальным звеном пищевой цепи в океане.
Главными виновниками снижения концентрации озона в атмос¬фере являются хлорфторуглероды, в особенности CFC13 и CF2CL2. Атомы хлора, входящие в состав хлорфторуглеродов, выбрасываемых в атмосферу, разрушают слой озона.

«Озоновая «дыра» - это область резко пониженной концентра¬ции озона в стратосфере. Она в более очевидной форме наблюдается над Антарктикой, где в последнее десятилетие весеннее содержание озона снизи¬лось на 50%. В Антарктике и, в какой-то степени, в Арктике низкие темпера¬туры способствуют ускорению процессов, разрушающих слой озона.
Выводы о состоянии слоя озона в целом по земному шару пока еще делать рано, но уже сейчас можно сказать о том, что за последние 20 лет зимой и ранней весной в средних и высоких широтах северного полушария потери озона составляли от 2% до 10%, причем большие потери отмечались в высоких широтах.

3-й ученик: Сообщение «Кислотные» дожди.
«Кислотные» дожди (к которым относятся также кислотные снега, туман и роса) являются, в основном, побочным продуктом химичес¬ких реакций в атмосфере, в которых участвуют оксиды азота и диоксид серы. В ходе различных реакций, таких, как соединение с водой, эти газы могут превращаться, соответственно, в азотную и серную кислоты, которые хорошо растворяются в воде. Капельки такого раствора, падающие на Землю, и представляют собой «кислотный» дождь.
Источником оксидов серы и азота являются теплоэлектростан¬ции, нефтеперерабатывающие, металлургические заводы, транспорт и т.д.
«Кислотные» дожди наносят колоссальный ущерб здоровью людей и материальным средствам. Под их влиянием гибнут озера вместе со своими обитателями, корродирует почва, массивы лесов превращаются в мертвые леса. «Кислотные» дожди разъедают не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень.


4-й ученик: Сообщение «Фотохимический смог».
Неприятным явлением в современных городах и их окрестнос¬тях является фотохимический смог. Этим термином обозначают смесь газов, образующуюся в нижних слоях атмосферы, где солнечная радиация воздействует на некоторые газы (особенно на оксиды азота и углеводороды, содержащиеся в выхлопах автомобилей); в результате образуются газы с высокой реакционной способностью, очень вредные для живых организмов.
Главным продуктом таких фотохимических реакций является озон, который, в основном, и воздействует на глаза и легкие, и наносит вред деревьям и сельскохозяйственным культурам. Именно «густоту» смога обычно выражают через концентрацию озона на уровне земной поверхности.
Защита докладов и подведение итогов конференции.
Категория: Экология | Добавил: tatyana01 (2013-05-03) | Автор: Стемасова Татьяна Алексеевна E
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru