Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Ознакомление детей с обитателями уголка природы Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает воспитателям решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам. Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов. Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить детей к предстоящему наблюдению за живым объектом, вызвать интерес к нему, а также уточнить, что о данном объекте уже известно детям. Такую работу воспитатель может организовать во второй половине дня накануне занятия или утром в день его проведения. Здесь возможно рассматривание иллюстраций, демонстрация диафильмов и диапозитивов, чтение книг, работа в уголке природы и т.д. Так, в младшей группе перед занятием по ознакомлению с комнатными растениями воспитатель может организовать осмотр уголка природы: обратить внимание на красоту цветущих растений, побеседовать о том, как надо ухаживать за ними, предложить полить их. В средней группе накануне занятия, на котором дети познакомятся с птицей, её поведением, воспитатель может внести, в группу пустую клетку, спросить, чей это дом. Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить внимание детей на объекте. Поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, однотипно. С самых первых минут необходимо создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу радости. Поэтому на данном этапе воспитатель стремится заинтересовать детей загадкой, коротким стихотворением, проблемной ситуацией. Например, В старшей группе воспитатель устанавливает демонстрационный стол и предлагает кому- либо покрыть его клеенкой. Затем воспитатель дает дежурным задание принести таз с водой, поставить его на стол, а рядом положить тряпочки. На вопросы ребят, для чего все это готовится, взрослый отвечает: «Догадайтесь сами. Подумайте, на каком занятии нам могут понадобиться эти предметы?» К обсуждению постепенно подключаются другие дети. Воспитатель выслушивает ответы детей, подчеркивает правильный ответы детей и предлагает начать занятие. Третий этап – основной. Условие его можно разделить на несколько частей. Первая часть: Наблюдение за объектом в целом. Ее цель – создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Этот момент особенно важен для младших дошкольников, внимание которых еще не очень неустойчиво. Например, воспитатель знакомит детей с кроликом – он подносит животное к каждому ребенку, предлагает погладить, рассмотреть поближе. Дети с радостью это делают, начинают вспоминать, где и когда они видели кролика, чем его кормили. Хороший эмоциональный заряд. Заботливое отношение к животному, интерес к нему – база для дальнейшего наблюдения, переход к следующей, во второй части, цель которой – изучение объекта, формирование представление об особенностях его внешнего вида. Питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения, т.е. не преподносить готовые знания, а так организовать деятельность детей, чтобы они сами «добывали» эти знания. Можно заранее подготовить вопросы, стимулирующие активную мыслительную деятельность, например: Почему попугай не падает с жердочки? Что будет делать хомячок, найдя пищу? Или предложить проблемные ситуации. Например, на занятии в младшей группе воспитатель не рассказывает, что ест и пьет кошка, а ставит перед ней миски с молоком, водой, мясом, рыбой и т.п. Наблюдая, дети находят ответ на поставленные вопросы. Чтобы показать старшим дошкольникам роль зрения, слуха, чутья животного в поисках пищи, воспитатель предлагает поместить пакеты одинакового цвета различные продукты, плотно закрыть их и положить перед кошкой. Дети наблюдают, как животное обнюхивает пакеты, затем разрывает один из них когтями и ест мясо. Они сами делают вывод: кошка по запаху узнала, что здесь лежит мясо. Можно предложить детям «обследовать» объект: погладить животное, чтобы узнать, каков характер его покрова; потрогать некоторые части тела, например панцирь у черепахи, чтобы понять, твердый он или нет. На некоторых занятиях (например, по ознакомлению с птицей или рыбой) такие приемы не могут быть использованы. Чтобы все-таки дать детям более точное представление о покрове изучаемого объекта, целесообразно подготовить для рассматривания и обследования перья птички, чешуя рыбы. При рассматривании животных желательно придерживаться определенного плана: сначала обратить внимание детей на туловище, затем на голову, ноги, хвост. Так можно вести наблюдение, например, за ежом, кошкой. Если же у животного имеются интересные особенности внешнего вида, то лучше начать наблюдение с них. Так, знакомя детей с белкой, следует сразу обратить внимание на ее хвост; С кроликом – на уши. Ознакомление с растением лучше начинать с его ярких частей – цветов; если их нет, то с листьев или стеблей, т.е. с того, что крупнее, заметнее, ярче. Чтобы подчеркнуть какие-то особенности объекта, можно использовать художественное слово. Например, в средней группе предложить детям загадку: Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. После того как они отгадают, спросить: «Где у кролика комочек пуха?» Дети осматривают животное и находят этот маленький комочек – хвостик. Дети лучше освоят, что и как животное ест, если сами покормят его. После наблюдения они правильно отвечают на вопросы: «Как ест морская свинка? Что вы слышите при этом?» и сами делают вывод: «Морская свинка грызет овощи – у нее острые зубы» Третья часть занятия посвящена обобщению. Дошкольники, опираясь на только что полученные и уже имеющиеся знания, могут делать самостоятельные выводы. Например, в конце занятия в старшей группе воспитатель обращается к детям с вопросами: «Можно ли назвать хомяка грызуном? Почему? Каких грызунов вы знаете? Почему всех этих животных мы называем грызунами?» Четвертая часть занятия – заключительная. Ее цель – подведение итогов. Здесь важно не повторяться, избегать перечисления того, о чем уже было сказано, лишь двумя - тремя вопросами подвести детей к логическому завершению занятия. Например: «Чем вам понравился кролик?», Что интересного вы узнали о хомячке?», «Почему комнатные растения выращивают дома?». В этой же части желательно дать установку на дальнейшее самостоятельное наблюдение (если объект остается жить в уголке природы). Таким образом, сочетание на занятиях разнообразных приемов дает возможность воспитателю не только сообщить детям определенные знания об обитателях уголка природы, но и сформировать интерес к наблюдениям за ними, развить познавательные способности. | |
Просмотров: 1614 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|