Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Ознакомление детей с обитателями уголка природы
Ознакомление детей с обитателями уголка природы
Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает воспитателям решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.
Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов.
Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить детей к предстоящему наблюдению за живым объектом, вызвать интерес к нему, а также уточнить, что о данном объекте уже известно детям. Такую работу воспитатель может организовать во второй половине дня накануне занятия или утром в день его проведения. Здесь возможно рассматривание иллюстраций, демонстрация диафильмов и диапозитивов, чтение книг, работа в уголке природы и т.д. Так, в младшей группе перед занятием по ознакомлению с комнатными растениями воспитатель может организовать осмотр уголка природы: обратить внимание на красоту цветущих растений, побеседовать о том, как надо ухаживать за ними, предложить полить их. В средней группе накануне занятия, на котором дети познакомятся с птицей, её поведением, воспитатель может внести, в группу пустую клетку, спросить, чей это дом.
Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить внимание детей на объекте. Поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, однотипно. С самых первых минут необходимо создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу радости. Поэтому на данном этапе воспитатель стремится заинтересовать детей загадкой, коротким стихотворением, проблемной ситуацией. Например, В старшей группе воспитатель устанавливает демонстрационный стол и предлагает кому- либо покрыть его клеенкой. Затем воспитатель дает дежурным задание принести таз с водой, поставить его на стол, а рядом положить тряпочки.
На вопросы ребят, для чего все это готовится, взрослый отвечает: «Догадайтесь сами. Подумайте, на каком занятии нам могут понадобиться эти предметы?» К обсуждению постепенно подключаются другие дети. Воспитатель выслушивает ответы детей, подчеркивает правильный ответы детей и предлагает начать занятие.
Третий этап – основной. Условие его можно разделить на несколько частей. Первая часть: Наблюдение за объектом в целом. Ее цель – создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Этот момент особенно важен для младших дошкольников, внимание которых еще не очень неустойчиво. Например, воспитатель знакомит детей с кроликом – он подносит животное к каждому ребенку, предлагает погладить, рассмотреть поближе. Дети с радостью это делают, начинают вспоминать, где и когда они видели кролика, чем его кормили.
Хороший эмоциональный заряд. Заботливое отношение к животному, интерес к нему – база для дальнейшего наблюдения, переход к следующей, во второй части, цель которой – изучение объекта, формирование представление об особенностях его внешнего вида. Питания и т.д.
В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения, т.е. не преподносить готовые знания, а так организовать деятельность детей, чтобы они сами «добывали» эти знания.
Можно заранее подготовить вопросы, стимулирующие активную мыслительную деятельность, например: Почему попугай не падает с жердочки? Что будет делать хомячок, найдя пищу?
Или предложить проблемные ситуации. Например, на занятии в младшей группе воспитатель не рассказывает, что ест и пьет кошка, а ставит перед ней миски с молоком, водой, мясом, рыбой и т.п. Наблюдая, дети находят ответ на поставленные вопросы.
Чтобы показать старшим дошкольникам роль зрения, слуха, чутья животного в поисках пищи, воспитатель предлагает поместить пакеты одинакового цвета различные продукты, плотно закрыть их и положить перед кошкой. Дети наблюдают, как животное обнюхивает пакеты, затем разрывает один из них когтями и ест мясо. Они сами делают вывод: кошка по запаху узнала, что здесь лежит мясо.
Можно предложить детям «обследовать» объект: погладить животное, чтобы узнать, каков характер его покрова; потрогать некоторые части тела, например панцирь у черепахи, чтобы понять, твердый он или нет. На некоторых занятиях (например, по ознакомлению с птицей или рыбой) такие приемы не могут быть использованы. Чтобы все-таки дать детям более точное представление о покрове изучаемого объекта, целесообразно подготовить для рассматривания и обследования перья птички, чешуя рыбы.
При рассматривании животных желательно придерживаться определенного плана: сначала обратить внимание детей на туловище, затем на голову, ноги, хвост. Так можно вести наблюдение, например, за ежом, кошкой. Если же у животного имеются интересные особенности внешнего вида, то лучше начать наблюдение с них. Так, знакомя детей с белкой, следует сразу обратить внимание на ее хвост; С кроликом – на уши. Ознакомление с растением лучше начинать с его ярких частей – цветов; если их нет, то с листьев или стеблей, т.е. с того, что крупнее, заметнее, ярче.
Чтобы подчеркнуть какие-то особенности объекта, можно использовать художественное слово.
Например, в средней группе предложить детям загадку:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
После того как они отгадают, спросить: «Где у кролика комочек пуха?» Дети осматривают животное и находят этот маленький комочек – хвостик.
Дети лучше освоят, что и как животное ест, если сами покормят его. После наблюдения они правильно отвечают на вопросы: «Как ест морская свинка? Что вы слышите при этом?» и сами делают вывод: «Морская свинка грызет овощи – у нее острые зубы»
Третья часть занятия посвящена обобщению. Дошкольники, опираясь на только что полученные и уже имеющиеся знания, могут делать самостоятельные выводы. Например, в конце занятия в старшей группе воспитатель обращается к детям с вопросами: «Можно ли назвать хомяка грызуном? Почему? Каких грызунов вы знаете? Почему всех этих животных мы называем грызунами?»
Четвертая часть занятия – заключительная. Ее цель – подведение итогов. Здесь важно не повторяться, избегать перечисления того, о чем уже было сказано, лишь двумя - тремя вопросами подвести детей к логическому завершению занятия. Например: «Чем вам понравился кролик?», Что интересного вы узнали о хомячке?», «Почему комнатные растения выращивают дома?».
В этой же части желательно дать установку на дальнейшее самостоятельное наблюдение (если объект остается жить в уголке природы).
Таким образом, сочетание на занятиях разнообразных приемов дает возможность воспитателю не только сообщить детям определенные знания об обитателях уголка природы, но и сформировать интерес к наблюдениям за ними, развить познавательные способности.
Категория: Экология | Добавил: НадяЮсупова (2013-06-30) | Автор: Юсупова Нуржауар Рахметовна E
Просмотров: 1608 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru