Экологическая мозаика Эту истину знаю от роду И ее никогда не таю «Кто не любит родную природу, Тот не любит Отчизну свою» М. Романова Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. В.Берестов. Начало занятия начинается с разминки в игровой форме для создания атмосферы открытости и внимания друг другу. Цель разминки – «Мне приятно тебе сказать, что…» - установление контакта между участниками, создание позитивной среды общения. Наступила весна. Брызнули первые лучи мартовского солнца,и, появились первые ростки подснежников. Наступает апрель – пылают тюльпаны, в мае нежно светятся ландыши, прострелы, гусиный лук. Эти растения покрывают степь весенним цветущим ковром. Многие из этих растений стали редкими. Одна из причин исчезновения растений связана с хозяйственной деятельностью человека: распашкой земель, выпасом скота, осушением болот, строительством городов и промышленных предприятий. Освоение степей, пустынь, солонцов уже привело к резкому сокращению численности «невзрачных» солянок, злаков, осок, «неказистых» кустарников. С использованием речных пойм и осушением болот уже во многих местах исчезают рогоз, росянка, вахта, жители водоемов – кубышки, кувшинки, водяные лютики. Другая причина – изменения в окружающей среде, не связанные с деятельностью человека, – извержения вулканов, сильные засухи, наступление пустыни, горные лавины. Проблемой охраны растительного мира занимаются многие учереждения: ботанические институты, ботанические сады, заповедники, заказники. В состав заповедников входят территории, на которых имеются природные объекты, представляющие особую научную ценность (редкие ландшафты, редкие виды растений и животных). Заказники – это участки, в пределах которых под особой охраной находится не весь природный комплекс, как в заповеднике, а лишь отдельные его элементы: растительность, все или некоторые виды животных. Одна из форм охраны редких и исчезающих видов живых организмов – создание Красной книги. Плакат: (определение) «Красная книга содержит список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, содержит программу работ по их спасению». (Советский энциклопедический словарь). Как правильно вы понимаете эту формулировку? (разбираем). Можно устроить игру – конкурс: 1. По исчезающим растениям или животным в РК. Дети делятся на две команды через 2 минуты отвечают, та команда у которой больше количество названых видов , та и победила. А теперь немного отдахнем и познакомимся с экологической мозаикой, оформленной в виде ромашки. Ребята по желанию отрывают лепестки и зачитывают познавательную информацию. 2. конкурс: Найти из картинок растения или животных которые обитают в РК. Исчезающий вид в нашей местности: тюльпан поникающий. Удивительное, нежное, красивое растение степного Казахстана, популяция вида исчезает вследствие хозяйственной деятельности человека. Трудно представить, что когда – то весны будут приходить без аромата этих нежных цветов. Мак тоненький. Наиболее известным (еще в далеком прошлом) был мак снотворный в странах Средиземноморья, Передней и Средней Азии. Опиум (от греческого слова опоs – сок), добываемый из незрелых маковыхкоробочек, был известен еще в Древней Греции как лекарственное средство и не утратил своего назначения и в настоящее время.опиум является ценным сырьем для изготовления различных наркотиков, применяемых в медецине в качестве обезболивающих и снотворных средств. Все маки имеют крупные яркие цветки, что служит причиной их сбора на букеты. Вследствие этого вид подвержен исчезновению. Ландыш майский – высоко декоративный, редкий вид. П.И.Чайковский писал: О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски в них и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей. Ландышу приходится расплачиваться за свою красоту, его рвут люди. Вид быстро исчезает, только заповедные территории могут сохранить популяции ландыша. 3 конкурс: «Общественные слушания по поводу сохранения исчезающих растений». 1-ая группа называется: Местные жители 2-ая: Любители цветов. 3-ья: Школьники – цветоводы, члены кружка. У каждой группы есть на столе бумага, ручки, карандаши. А теперь, ребята представьте такую картину. Наступила весна. Появились первые цветы: подснежники, крокусы, тюльпаны. Эти скромные цветы родной природы никого не оставляют равнодушными. Вы идете в степь. Ваши действия? Обыграйте это в мини – сценке. Но каждая группа определяет свои действия, исходя из определенной для вас социальной роли - местных жителей и кружковцев – цветоводов. Приятно любоваться цветами. Часто хочется принести их домой или подарить близким людям. Однако прежде чем сорвать цветок, вспомните, что вы знаете о нем. Может быть, он ядовит, и тогда лучше его не трогать. Возможно, вы встретили редкий цветок, требующий охраны. В этом случае, конечно, он должен остаться нетронутым. Не следует обрывать цветы рядом с городом или другими населенными пунктами. Вспомните, что цветок превращается в плод с семенами. Срывая цветок, мы губим все растения, которые могли бы вырасти из семян. Часто после сбора цветов гибнет и материнское растение. Оставшись без наземной части, многие первоцветы в следующем году уже не порадует нас цветами. Пожалуйста, не забывайте об этом. Пускай цветет зеленый терем – Просторный мирный дом растений. Входи в него не диким зверем, А в сердце с самой доброй верой. Подведение итогов: домашнее задание было написать: реферат о редких и исчезающих растениях. Давайте из ваших рефератов сделаем Красную книгу. И пополнится она или нет зависит от нас. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА: В Чехословакии не разрешено рвать цветы. В Канаде в национальных парках не предупреждают, что нельзя рвать, ломать. Для них аксиома: человек на природе гость и должен вести себя соответственно. В Германии туристы, рыболовы, охотники обходятся без костров. За последние 2000 лет на планете уничтожено 140 видов птиц и 106 видов крупных млекопитающих. Человек может обходиться без воздуха 5 минут, без воды – 5 дней, без пищи – 5 недель. В Казахстане имеется 758 растений редкого сорта, 730 видов растений, которые не встречаются в других странах. Плохая экологическая обстановка является причиной 20% смертей. За лето один тополь поглащает до 44 кг. Вредных веществ, столько же береза, ясень. Карагач выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Очень важно убедиться в каком настроении уходит ребенок после занятия. Детям предлагается нарисовать понравившийся цветок и раскрасить его цветными карандашами. Цвет передает психологическое настроение. Красный – восторженное. Оранжевый - радостное, теплое. Желтый – светлое, приятное. Зеленый – спокойное. Синий – грустное.
|