Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА НА БАЗЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА « КЫЗЫЛЖАР ОРАНЖЕРЕЯСЫ» Моренец Светлана Николаевна – учитель географии с.ш. №32; ПДО ГККП «Кызылжар оранжереясы»; СКО, Петропавловск Данная разработка содержит формы организации работы экологического кружка «Школа юного эколога» на базе учреждения дополнительного образования – ботанического сада «Кызылжар оранжереясы». Ресурсы уникального комплекса представляют большие возможности для обучения, развития и воспитания детей в области изучения, преумножения и охраны природы. Совместная работа школы и ботанического сада ведется уже много лет, эта работа обусловлена, прежде всего, близостью расположения, многолетним шефством Петропавловского мясокомбината (на базе которого и создан ботанический сад) над средней школой №32, а в данное время это совместная учебно-воспитательная работа природоохранного направления. Цель: создание условий для обучения, развития и воспитания экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Задачи: Формировать осознанную ответственности за судьбу природы каждым человеком; Развивать познавательный интерес учащихся, творческую активность; Научить учащихся пользоваться научной литературой; Всемерно использовать интегрированный подход в экологической работе; Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам; Изучать растительный и животный мир родного края, Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования; Изготовление поделок из природного материала; Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их способности; В условиях перехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан - “Стратегия 2050”. В программе экологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальных проблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образования и воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека - гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условиях напряженной социально-экологической действительности”.[1] Уникальный комплекс садово-паркового искусства находится в городе Петропавловске, где зеленеют пальмы и лимоны, восточная туя, жасмин и другие экзотические растения со всего света. Сад был основан в 1912 году и является одним из старейших в Казахстане, предпосылками к его созданию были промышленные цели, для удовлетворения потребности мясоконсервного комбината в ингредиентах - репчатый лук и лавровый лист Со временем комплекс получил свое дальнейшее развитие, благодаря заслуженному агроному Казахстана, профессору СКГУ Р.Х. Рязапову, энтузиасту своего дела - ботанический сад «Кызылжар оранжереясы» стал известен далеко за пределами области. В данный момент ботанический сад служит: научно-познавательной, экспозиционной (для культивирования растений и их показа студентам и учащимся), научной (для проведения учебно-научных исследований и сохранения генофонда растений), заповедной (для сохранения и размножения уникальных, типичных и редких сообществ естественной растительности региона) и общественной ( для обслуживания посетителей и организации экскурсий) базой. Ботанический сад – особо охраняемая природная территория, основным видом деятельности которой является охрана, воспроизводство и использование редкого растительного материала, проведение учебных, обзорных экскурсий. Показ растений посетителям, а также осуществление обмена их с другими учреждениями ботанического профиля. Экспозиция Ботанического сада включает в себя: оранжерею, зимний сад, скверы, пруд для водоплавающих птиц, виварий (зимник)- для содержания и разведения животных и птиц, приют для раненых диких птиц и животных, зооуголок, вольеры с экзотическими видами птиц, аквамир с экзотическими видами рыб Зимний сад имеет высоту купола – 22м, производственная оранжерея – 7 м. Площадь - 1088,2 м2 и 886м2 соответственно. Достопримечательностью Зимнего сада является финиковая пальма, датированная 1795 годом, а также необычайной красоты дерево родом из Японии – Сакура Исходя из основных направлений работы «Кызылжар оранжереясы»- Ботанический сад, в 2010 году на базе ботанического сада был организован экологический кружок «Школа юного эколога», в который вошли дети из разных школ города. Было организовано две возрастные группы: младшая (дети среднего школьного возраста) и старшая ( 10-11 класс). В этом учебном году кружок посещает одна возрастная группа учащееся 7-8 классов. В ботаническом саду созданы все условия для занятий, есть экокласс, конференц-зал, практические работы ведутся в Зимнем саду, оранжерейном комплексе, зооуголке. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. [2] Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, специалистам в разных сферах природоохранной деятельности. В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяют посещение Зимнего сада и оранжереи, а также использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Программа кружка построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем. [3] Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится участие в экологических субботниках, акциях, мероприятиях. Практические работы в ботаническом саду, оранжерее позволяют прививать учащихся к труду, дают дополнительные знания в вопросах ботаники, зоологии. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. [4] Занятия проводятся в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их. [5] Ожидаемый результат. В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять: познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека; бережное отношение к природе; творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди! самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Профессиональную заинтересованность в области экологического образования. Реализация работы экологического кружка может проявляться в разных направлениях: демонстрация презентаций, экологических представлений; участие в областных конкурсах, соревнованиях, КВН; учебно-исследовательские конференции; статьи в СМИ и фотовыставки; выставки поделок из природных материалов; экологический туризм. Примерный учебный план работы экологического кружка «Школа юного эколога» 1.Экология. Основы науки. Что изучает экология, ее цели и задачи. Ученые и этапы становления науки. Зачем нужно изучать экологию? 2.Ботанические сады – и их роль в экологическом образовании. Ботанические сады. История создания ботанического сада в г. Петропавловске. Учебно-познавательные и научные ресурсы ботанического сада. Практические и научно-исследовательские работы в ботаническом саду 3.Экологические проблемы г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области. Загрязнение воздуха. Загрязнение внутренних вод. Истощение почвенного покрова. Состояние растительного и животного мира. Охраняемые природные территории нашей области. 4.Экологические мероприятия, конкурсы, субботники, акции. Международный День охраны животных. Школьный экватор (праздник эколого-географического направления). Международный День птиц. Экологическая тропа (праздник ко Дню Земли). Экологические субботники, акции. 5.Работа со СМИ. Написание статей в школьную, городскую, областную печать. Проведение фоторепортажей, фотоконкурсов. 6.Экологический туризм. Подготовка к туристскому походу с экологической направленностью. Проведение похода Каждое занятие в ботаническом саду имеют особый эмоциональный настрой, в любое время года, даже когда на улице стоит наша суровая снежная зима, воет ветер, мы окружены зеленым многообразием пальм, цветов, лавровых деревьев, пением птиц, в такие минуты особо понимаешь, как уникальна наша природа и что все в руках человека. Коллектив ботанического сада – то группа высокопрофессиональных специалистов, единомышленников, энтузиастов, которые своим примером показывают ребятам свою любовь к выбранной профессии, к сохранению очень ранимой природы земного шара. Такими занятиями осуществляется главная цель: воспитанию личностного отношения к природе, труду человека, привитие норм и правил поведения, эстетического восприятия, а в целом экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Литература 1. Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014года. Стратегия «Казахстан – 2050» 2. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя.М.,1984 3. Бобылева Л.Д.Практика экологического воспитания школьников.//Биология в школе.-1994.-№3, с12-14 4. Пономаренко Е.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания//Образование.-2007.-№5.с 138-140 5. Бельгибаев М.Е. Геоэкология и природопользование// Экологическое образование в Казахстане.-2009.-№2.с4-9 | |
Просмотров: 992 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|