ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА» (34ч) Объяснительная записка Большой город, хотя и имеет преимущества информационного центра и дает простор для социального выбора, - далеко не лучшее место для жизни, поскольку выходит за крайний закон оптимальности. Современный город – средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему, как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе имеет важное значение. Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, социальных. Это способствует развитию межпредметных связей, а краеведческий подход – умению применять полученные знания на практике. Цель программы: воспитание ответственного отношения подростков к городской среде, развитие общей экологической культуры в процессе разнообразной педагогически организованной деятельности. Задачи: помочь школьникам освоить методики, позволяющие: - выявлять наиболее актуальные для города экологические проблемы; - получать качественные и количественные показатели экологического состояния городской среды; - использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиска решения экологических проблем своего города. ВВЕДЕНИЕ (2ч) Базовое содержание: Предмет изучения урбоэкологии. Город и человек. История развития городов, основные требования к заложению городов, их классификация. Понятие «городская среда» и экологический подход к ее изучению. Экологические проблемы города (природные, ресурсо-хозяйственные и социальные). Горожанин. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Причины урбанизации. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете. Основные понятия: урбанизация, урбоэкология, городская среда, горожанин. Демонстрации: иллюстрации древних и фотографии современных городов, график роста численнос- ти населения Земли, схема «Экологические проблемы города». Тема I. ГОРОД КАК ЭКОСИСТЕМА (4ч) Базовое содержание: Город – наземная антропогенная (искусственная) экосистема. Особенности городской экосистемы, ее сходства и различия с природными экосистемами. Социальные, технические и природные элементы города. Разнообразие городских экосистем: различия в ГП, численности населения, историческом развитии, экономической базе, сфере жизнеобеспечения, проблемах. Характеристика городского сообщества: роль озеленения городов (эстетическая, воздухоочистительная, выделение фитонцидов, создание микроклимата, ионизация воздуха, шумозащитная). Проблемы, связанные с обитанием животных в городе (кошек, собак, птиц, грызунов, насекомых). Экосистемный подход к изучению городской среды, теоретические и эмпирические методы ее изучения. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование. Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование. Службы экологического мониторинга в нашей области. Основные понятия: городская экосистема, техносфера, социальная сфера, микроклимат, фитонциды, ионизация, биоиндикаторы, экологический мониторинг, экологическая экспер- тиза. Демонстрации: видеофильм «Животный мир городов», таблица «Экологический мониторинг нашей области». Практические работы: 1. Описание экосистемы своего города по плану. 2. Интервью «Мой город сегодня и полвека назад». 3. Мини-сочинение «За что я люблю свой город». Дискуссия: «Надо ли уничтожать бездомных животных?» или «Кто мы: друзья или враги?» Тема II. ВОДОСНАБЖЕНИЕ ГОРОДОВ (5ч) Базовое содержание: Источники городского водоснабжения. Современная система водоснабжения нашего города, загрязнение воды (бытовые, промышленные и сельскохозяйственные стоки). Понятие ПДК. Изучение системы водоочистки (механический, химический, биологический методы, хлорирование и озонирование). Классификация воды по ее качеству (питьевая, очищенная, промышленная, техническая). Самоочищение водоемов. Использование воды. Культура водопотребления: экономное и рациональное использование воды в быту. Водоохранные мероприятия, экономия воды. Основные понятия: водоснабжение, водоочистка, сточные воды, предельно-допустимая концентра- ция (ПДК), водоохранная зона, самоочищение водоемов. Демонстрации: схема очистного сооружения. Практические работы: 1. Определение качества воды на основе ее физических свойств (цвета, запаха, вкуса, привкуса); 2. Подсчет суточного потребления воды в семье, выработка рекомендаций по экономии воды; 3. Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?». Экскурсия на водозабор или водоочистное сооружение города. Тема III. ВОЗДУШНЫЙ БАССЕЙН ГОРОДА (2ч) Базовое содержание: Источники загрязнения воздушного бассейна города: естественные и искусственные. Смог. Состояние воздушного бассейна в Республике Казахстан и нашем городе. Последствия загрязнения воздушного бассейна (изменение городского микроклимата, заболевания людей, кислотные и радиоактивные осадки, загрязнение воды и почвы). Меры по охране городского воздуха (использование материалов периодической печати). Решение задач по оценке качества воздуха. Основные понятия: смог, кислотные и радиоактивные осадки. Демонстрации: схема «Источники загрязнения атмосферы» Практическая работа: Изучение запыленности снежного покрова (листвы) на различных участках города (у дороги, школы, жилых домов) и сравнение показателей. Конференция: «Загрязнение воздушного бассейна городов». Тема IV. ГОРОДСКИЕ ОТХОДЫ (4ч) Базовое содержание: Актуальность проблемы городских отходов. Общая классификация отходов. Что изучает гарбология? Ущерб окружающей среде и здоровью людей. Способы утилизации отходов (сжигание, вывоз на свалку, вторичное использование), их достоинства и недостатки. Пути решения проблемы. Ситуация с городскими отходами в нашем городе, решение экологических задач. Уличный мусор и экологическая культура горожан. Основные понятия: гарбология, утилизация, диоксины, канцерогены, компостирование, рекультива- ция. Демонстрации: схема «Современное захоронение отходов», фотостенд «Всем нам знакомый мусор». Практические работы: 1. Изучение бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю; 2. Оценка экологического состояния контейнера для мусора; 3. Социологический опрос «Как сделать наш город чистым?» Тема V. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (3ч) Базовое содержание: Различные виды транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный) и их влияние на окружающую среду. Актуализация проблемы. Автомобильный транспорт – одна из важнейших проблем в городе. Различные аспекты этой проблемы: загрязнение воздуха, воды, гибель людей, потребление сырья и энергии, дорожное строительство, автосервис и др. Ситуация с автотранспортом в нашей области, городе. Решение экологических задач. Дискуссия: Автомобиль «за» и «против». Ролевая игра: «Суд над автомобилем». Творческая работа: Транспорт будущего (разработка нового, экологически чистого средства передвижения). Тема VI. ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ГОРОДА (2ч) Базовое содержание: Традиционные источники энергии: запасы и потребление. Новые (альтернативные) экологически чистые источники энергии (солнечная, приливно-отливная, ветровая, внутренняя энергия Земли, водородное топливо). Преимущества и недостатки различных видов энергии. Энергоснабжение города, основные потребители энергии (промышленный, бытовой сектор, транспорт). Пути решения энергетической проблемы. Решение задач. Основные понятия: энергопотребление, энергоснабжение, традиционные и альтернативные источни- ки энергии. Практическая работа: Анкетирование: «Экономно ли моя семья расходует электроэнергию?» Выработка рекомендаций. Экскурсия: на ТЭЦ или иную электростанцию. Тема VII. ЖИЛЬЁ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ (4ч) Базовое содержание: Городская квартира как экосистема. Особенности действия на человека абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении. Источники загрязнения жилого помещения, его последствия. Домашние животные: проблемы содержания. «Незваные гости», их вред. Поиск решения проблемы. Роль комнатных растений. Основные приемы фитодизайна. Основные понятия: электросмог, антропотоксины, фитодизайн. Демонстрации: выставка комнатных растений; схема «Квартира как экосистема», схема «Источники загрязнения жилого помещения». Практическая работа: Санитарно-эстетическая оценка жилого помещения. Выработка рекомендаций по улучшению экологической обстановки своего дома. Тема VIII. ЗДОРОВЬЕ ГОРОЖАНИНА (6ч) Базовое содержание: Здоровье людей – основной показатель экологического благополучия городской среды. Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Ритмы жизни человека. Влияние физических и химических загрязнений на здоровье. Высокая плотность населения в городе и ее последствия (эпидемии, стрессы, преступность и др.). Проблемы взаимоотношений людей в городе. Образ жизни человека и его здоровье. Рациональное питание. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) и здоровье. Здоровье населения нашего города (статистический материал). Основные понятия: биоритмы, шумовое загрязнение, стресс, эпидемия. Демонстрации: шкала уровней шума, схема «Биоритмы». Практические работы: 1. Тесты «Мой образ жизни», «Стресс». Выработка рекомендаций по здорово- му образу жизни. 2. Решение задач. Тема IX. ГОРОД БУДУЩЕГО (2ч) Базовое содержание: Перспективы развития городов. Город будущего – экологически чистый город. Равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, улучшение качества жизни населения, реализация принципов экологического равновесия. Строительство новых экологичных городов – экосити (экополис). Проекты подводных, подземных, надземных, космических, плавающих городов, их достоинства и недостатки. Основные понятия: экологический город (экосити, экополис). Демонстрации: иллюстрации проектов городов будущего. Творческая работа: Разработка проекта «Города будущего» с учетом изученных экологических аспектов и его защита.
Источник: http://"Биология в школе" 2001-2002, В.А. Самкова. Экологический практикум "Город, в котором я живу" |