Цель: формирование экологической культуры младших школьников. Задачи: обогащать знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; формировать нормы поведения в природе; развивать память, внимание, мышление, речь; умение думать, рассуждать, высказывать свое мнение; оценивать поступки людей; воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней. Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, насекомых, грибов; запись «Голоса птиц»; видео «Сохраним природу»; на фоне меняющихся картин природы – песня «Места родные» Ю. Антонова; телевизор и видео. Ход занятия. I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе». - В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем- всем. II. «Стань другом природы». 1. Вступительная беседа. - Что такое природа? (это окружающий нас мир, та часть, которая не создана руками человека). - Что такое живая природа? (Это животные и растения) - Что относится к неживой природе? (вода, земля, воздух). - А человек? Какое он имеет отношение к природе? 2. Слово педагога. - Сегодня мы поговорим о нашей планете, ее природе, о нас, о нашем отношении к природе. В природе все взаимосвязано. Заболеет лес или река и всем нам будет плохо. Человек – часть природы. Человек наделен разумом. Познавая окружающий мир, люди пользуются природными богатствами. - Подумайте и скажите, для чего человек рубит лес? (чтобы получить дрова, материал для строительства, для изготовления мебели). - Человек перегораживает реки: строит плотины и получает электричество. Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать. - Если постоянно рубить деревья, что может произойти? (деревьев станет меньше, и они могут совсем исчезнуть). - Как можно помочь природе в данном случае? - От природы человек берет все необходимое для жизни. Природа радует всех своей красотой, которую воспевали в своих творениях поэты, музыканты, художники. 3. Чтение стихотворений детьми. Кабатаева Рабига: Осень! Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят. Бурова Валя: Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. 4. Показ картин о природе. - Какие чувства вызывает картина? 5. Чтение рассказа О.Кургузова «Лес – это не просто деревья». (Из книги «По следам Почемучки», глава 5 «Лесные тайны», в сокращении). - Рано утром мы с мамой и папой снова отправились в лес. - Где же лес? – спросил я папу. – Никакого леса там нет. Просто много- много деревьев…и все… - Нет, не все, - говорит. – Лес – это не просто много деревьев, это целый мир. Но открывается царство леса только очень внимательному человеку. Царство леса состоит как бы из нескольких этажей, - говорит папа. – В лесу есть и подземелье. Там, под землей, живут в норках и маленькие мыши, и большие барсуки. В первом наземном этаже – в траве и опавшей листве – живут разные насекомые. Второй этаж – кустарник – место, где обитают некоторые птицы: здесь они вьют свои гнезда. Другие птицы живут на самом верхнем этаже – на деревьях. 6. Ответы на вопросы. - Что нового узнал мальчик про лес? - про какие этажи в лесу рассказал папа? - Почему лес – это не просто деревья? Задание: составьте модель леса из картинок (картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, грибов и т.д.) - Это, ребята, настоящий лес. Теперь он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы, и птицы… Представьте себе этот лес. Чего здесь не хватает? ( Голосов птиц). 7. Аутотренинг «Голоса птиц». 8. Беседа. - Какое значение имеет лес для человека? Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там, где лес – всегда чистый воздух. Лес – это дом для птиц и животных. Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов. Наша жизнь неотделима от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Но мы не должны забывать, что она нуждается в защите. Деревья, травы, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. - Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто там живет. Не трогайте, не обижайте зверей. Каждый из них делает природе полезное дело. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. 9. Пословицы о природе. - Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте. - Кто природу губит, тот свой народ не любит. - Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Как вы понимаете эти пословицы? 10. Релаксационная пауза. Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. Он меньше всего утомляет человека. Достаточно 1 минуту посмотреть на зеленые растения, чтобы отдохнули глаза. Комнатные растения помогают спокойно работать. - Давайте мы отдохнем и посмотрим на комнатные растения. 11. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Как бы ты поступил? А) Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо магнитофон включить погромче». Б) Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой, в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом. В) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре. (Рассуждения и ответы детей). Это интересно! - Консервные банки сохраняются в земле почти 100 лет, полиэтиленовые пакеты – 200 лет, а со стеклянными банками вообще ничего не делается. - На месте костра и пожарищ земля не зарастает 5-6 лет. - Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу? 12.Составление правил поведения в природе. - Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. - Не рвать цветы. - Не ломать деревья, кусты. - Не ловить бабочек, жуков. - Не оставлять мусор в лесу. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара. 13. Обобщение. - Что значит любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно). - Чем мы можем помочь природе? (сажать деревья, подкармливать птиц). Вывод: чтобы услышать пение птиц, полюбоваться красотой природы, необходимо знать и выполнять правила поведения в природе. Отрывок из стихотворения Шеффера «Человек» … Ты, человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей. И помни истину простую: Нас много, а она одна! Видео «Сохраним природу» III. Итог занятия. Замечательный писатель М. Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Запомните: вы тоже – частица природы. Не обижайте ни дерева, ни кошки, ни муравья. Не обижайте и друг друга. Давайте дарить друг другу поляны с цветами, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережем нашу красивую планету!
Источник: http://журнал" Начальная школа", опыт работы |