Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Внешкольный этикет «Стань другом природы»
Цель:
формирование экологической культуры младших школьников.

Задачи:
обогащать знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; формировать нормы поведения в природе;
развивать память, внимание, мышление, речь; умение думать, рассуждать, высказывать свое мнение; оценивать поступки людей;
воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Оборудование:
картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, насекомых, грибов; запись «Голоса птиц»; видео «Сохраним природу»; на фоне меняющихся картин природы – песня «Места родные» Ю. Антонова; телевизор и видео.

Ход занятия.

I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе».
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем- всем.

II. «Стань другом природы».
1. Вступительная беседа.
- Что такое природа? (это окружающий нас мир, та часть, которая не создана руками человека).
- Что такое живая природа? (Это животные и растения)
- Что относится к неживой природе? (вода, земля, воздух).
- А человек? Какое он имеет отношение к природе?

2. Слово педагога.
- Сегодня мы поговорим о нашей планете, ее природе, о нас, о нашем отношении к природе.
В природе все взаимосвязано. Заболеет лес или река и всем нам будет плохо. Человек – часть природы. Человек наделен разумом. Познавая окружающий мир, люди пользуются природными богатствами.
- Подумайте и скажите, для чего человек рубит лес? (чтобы получить дрова, материал для строительства, для изготовления мебели).

- Человек перегораживает реки: строит плотины и получает электричество.
Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать.

- Если постоянно рубить деревья, что может произойти? (деревьев станет меньше, и они могут совсем исчезнуть).
- Как можно помочь природе в данном случае?

- От природы человек берет все необходимое для жизни.
Природа радует всех своей красотой, которую воспевали в своих творениях поэты, музыканты, художники.

3. Чтение стихотворений детьми.

Кабатаева Рабига:
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Бурова Валя:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

4. Показ картин о природе.
- Какие чувства вызывает картина?

5. Чтение рассказа О.Кургузова «Лес – это не просто деревья».
(Из книги «По следам Почемучки», глава 5 «Лесные тайны», в сокращении).

- Рано утром мы с мамой и папой снова отправились в лес.
- Где же лес? – спросил я папу. – Никакого леса там нет. Просто много- много деревьев…и все…
- Нет, не все, - говорит. – Лес – это не просто много деревьев, это целый мир. Но открывается царство леса только очень внимательному человеку.
Царство леса состоит как бы из нескольких этажей, - говорит папа. – В лесу есть и подземелье. Там, под землей, живут в норках и маленькие мыши, и большие барсуки. В первом наземном этаже – в траве и опавшей листве – живут разные насекомые. Второй этаж – кустарник – место, где обитают некоторые птицы: здесь они вьют свои гнезда. Другие птицы живут на самом верхнем этаже – на деревьях.

6. Ответы на вопросы.
- Что нового узнал мальчик про лес?
- про какие этажи в лесу рассказал папа?
- Почему лес – это не просто деревья?

Задание: составьте модель леса из картинок (картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, грибов и т.д.)
- Это, ребята, настоящий лес. Теперь он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы, и птицы…
Представьте себе этот лес. Чего здесь не хватает? ( Голосов птиц).

7. Аутотренинг «Голоса птиц».

8. Беседа.
- Какое значение имеет лес для человека?
Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там, где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и животных.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Наша жизнь неотделима от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Но мы не должны забывать, что она нуждается в защите.

Деревья, травы, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

- Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто там живет. Не трогайте, не обижайте зверей. Каждый из них делает природе полезное дело. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

9. Пословицы о природе.
- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
- Кто природу губит, тот свой народ не любит.
- Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Как вы понимаете эти пословицы?

10. Релаксационная пауза.
Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. Он меньше всего утомляет человека. Достаточно 1 минуту посмотреть на зеленые растения, чтобы отдохнули глаза. Комнатные растения помогают спокойно работать.
- Давайте мы отдохнем и посмотрим на комнатные растения.

11. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Как бы ты поступил?
А) Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо магнитофон включить погромче».
Б) Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой, в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом.
В) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
(Рассуждения и ответы детей).

Это интересно!
- Консервные банки сохраняются в земле почти 100 лет,
полиэтиленовые пакеты – 200 лет,
а со стеклянными банками вообще ничего не делается.
- На месте костра и пожарищ земля не зарастает 5-6 лет.

- Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу?

12.Составление правил поведения в природе.

- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.
- Не рвать цветы.
- Не ломать деревья, кусты.
- Не ловить бабочек, жуков.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

13. Обобщение.

- Что значит любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно).
- Чем мы можем помочь природе? (сажать деревья, подкармливать птиц).
Вывод: чтобы услышать пение птиц, полюбоваться красотой природы, необходимо знать и выполнять правила поведения в природе.

Отрывок из стихотворения Шеффера «Человек»
… Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!

Видео «Сохраним природу»

III. Итог занятия.

Замечательный писатель М. Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Запомните: вы тоже – частица природы. Не обижайте ни дерева, ни кошки, ни муравья. Не обижайте и друг друга.
Давайте дарить друг другу поляны с цветами, небо, море. Не будем уничтожать природу.
Сбережем нашу красивую планету!

Источник: http://журнал" Начальная школа", опыт работы

Категория: Экология | Добавил: Prettywoman (2011-02-18) | Автор: Дергунова Вера Николаевна E
Просмотров: 2699 | Комментарии: 1 | Теги: открытое занятие по экологии | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru