Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Т.Цафт " Заповедники"
Заповедники
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы -
по праву называют природными лабораториями. Они
особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять
направления изменений природной Среды под влиянием
деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного
и разумного использования ее богатств.
Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело
выбирать. И места для наших заповедников отыскивали
крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы
жизни делу создания заповедников и вложили в него свою
любовь к делу. Заповедники наши прекрасны, и вызывают
восхищение, у всякого кому приходится бывать там.
Исключительная роль заповедников в сохранении и
восстановлении редчайших животных, растений,
неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы.
Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие
животные стали промысловыми, они дают нам сейчас
пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.
Многие Российские географы, ботаники, особенно
зоологи и охотоведы прошли трудную, но хорошую школу в
заповедниках. Немало крупных ученых нашей страны в
течении десятилетий были сотрудниками заповедникам, а
некоторые и по сей день трудятся в этих природных
лабораториях. В дали от культурных центров и всякого
комфорта, в дождь и вьюгу или под палящим солнцем
пустынь, они добывают тот первичный научный материал,
без которого невозможно движение вперед научной мысли.
Самые яркие и интересные исследования по экологии
зверей и птиц, были выполнены в заповедниках.
Описания заповедников в подавляющем
большинстве основаны на работах сотрудников этих
заповедников.
Для составления научного прогноза изменений
природной среды в дальнейшем, оценки влияния различных
форм человеческой деятельности на природные комплексы
и отыскания методов наиболее рациональной эксплуатации
природных ресурсов исключительное значение
приобретают заповедные территории. И как эталоны
природных экосистем они требуют комплексного
исследования. Очевидна необходимость иметь эталоны всех
основных экосистем и, следовательно, совершенствовать и
расширять заповедную сеть.
Это и определило быстрое увеличение количества
заповедников в последние годы. За истекшие 8 лет
организованно 25 заповедников и появилась новая для
нашей страны форма заповедная -
природные(национальные парки) .
Значение заповедных территорий стало очевидным
и в глобальном масштабе. Национальных(провинциальных)
парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН,
было, 1035, из которых ј организованна за последние
несколько лет. Особенно быстрый рост заповедных
территорий происходил в развивающихся странах.
Главным образом на заповедных территориях, в том
числе и в некоторых наших заповедниках, были поставлены
работы по международной биологической программе.
Весьма примечательно, что один из выводов МБП
принятый при обсуждении итогов работы гласил, что
постановка исследований любой крупной экологической
проблемы современности немыслима без анализа
процессов, происходящих на заповедных территориях. В
частности, разработка метода управления процессами в
антропогенных экосистемах (поля, пастбища, искусств. леса
и пр.) и отыскание приемов повышения их биологической
продуктивности невозможны без познания законов
действующих в естественных, нетронутых в охраняемых
экосистемах. В связи с этим новая программа ЮНЕСКО
“Человек и биосфера” придает заповедникам
исключительное значение.
Российские заповедники с первого момента их
создания предназначались “исключительно для решения
научных и научно-технических задач страны” . В этом
специфика и принципиальное отличие заповедников от
других форм охраняемых территорий как у нас, так и за
рубежом.
При организации сети советских заповедников в
основу были положены научные принципы, не утратившие
своего значения и в настоящее время.
Сущность заповедников: · Выбираемые под
заповедники территории были в наименьшей степени
изменены под влиянием хозяйственной деятельности
человека · Природные комплексы заповедников включали
редкие виды животных и растений (или редкие экосистемы)
· Заповедники служили образцами ландшафтно-
географических зон · Территории заповедников были
достаточны для обеспечения саморегуляции происходящих
природных процессов · В первую очередь заповедовались
“эталоны” тех ландшафтов, которым угрожала опасность
исчезновения.
Не менее замечательно и то, что советские и то, что
Российские заповедники для выполнения своей задачи
эталонирования естественного хода природных процессов
всегда проводили непрерывные стационарные
исследования, для обеспечения которых имели свой
постоянный штат научных сотрудников.
Предыстория образования заповедников в России.
Распад феодализма и развитие капитализма в России
повлекли за собой почти ничем неограниченное,
беспорядочное и массовое истребление лесов, зверей, птиц
и рыб. Закон об охоте 1892г. защищал лишь права
землевладельцев, но был крайне несовершенным с точки
зрения охраны природы, в частности зверей и птиц.
Катастрофическое уменьшение численности многих
видов животных, так же как и резкое сокращение площади
лесов, стало очевидным в России к началу XX века. Бобры,
соболи, каланы, лоси и многие другие пушные и
промысловые звери стали редкостью. Все меньше и меньше
становилось водоплавающей и особенно степной дичи.
В это время заповедников в России не было, и она
заметно отстала в деле охраны природы от многих
передовых стран Западной Европы и Америки.
Создавшееся положение вызвало движение за охрану
природа, необходимость которой стала очевидной для
ученых, многих просвещенных людей и наиболее
прогрессивных общественных людей и государственных
деятелей. В конце прошлого века В. В. Докучаев одним из
первых обратил внимание на исключительную важность
изучения заповедных целинных степей для практических
целей их правильного использования.
Так, в 1882 году по инициативе местного
самоуправления был организован заповедник в районе
Кронцуой бухты и на полуострове Асачи на Камчатке. В
1898 г. Ф. Э. ФальцФейн создал частный заповедник на юге
Украины. Широкое движение по охране природы началось
в России в 1905-1906 гг. по инициативе московского
общества испытателей природы.
Российские заповедники сейчас.
Основная задача заповедников состоит в
строжайшей охране эталонов дикой природы
соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и
анализа тех изменений, которые вносит в природу человек.
Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных
и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и
практическое значение. Это тот драгоценный генетический
фонд, который может оказаться крайне необходимым
человечеству.
Оберегая лесные массивы, имеющие водо-охранное,
почвозащитное или климатическое значение,
восстанавливая и увеличивая численность ценных зверей и
птиц, а так же охраняя места линьки и зимовки
водоплавающих птиц и нерестилища рыб, заповедники
выполняют большие народнохозяйственные задачи.
Заповедники стали резервуарами редких животных и
растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь
такие эндемичные и реликтовые растения, как фламинго,
белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал,
бобр, выхухоль, калан, котик и многие другие.
Заповедниками уже достигнуты значительные успехи
по восстановлению численности и расширению ареала
многих животных, в недавнем прошлом стоявших на грани
полного уничтожения. В первые годы организации
заповедников, их задачи и направление работы часто
определялись как резервы особенно ценных животных,
охрана и изучение которых были центральным вопросом.
Так, Воронежский назывался бобровым, Хоперский -
выхухолевым, Брагинский - соболиным, Кандалашский
гагачьим и т.п. Позднее они все стали комплексными.
Наши потребности растут, и от природы мы берем
все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить
восполнение природных ресурсов по принципу
расширенного воспроизводства. В этом главная задача
охраны природы сегодня. Таким образом, охрана природы с
экономической точки зрения есть управление природными
ресурсами, обеспечивающее их расширенное производство.
Категория: Экология | Добавил: tatyana_tsaft (2011-03-28)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru