Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Репортаж : « Неизвестный полигон». Команда"ЭкоПатриот".ООШ №134
Репортаж из серии журналистские расследования:
« Неизвестный полигон».
( Команда «Экообраз» «Общеобразовательной основной школы №134
г.Караганды»: Жунусова Айдана,9 класс; Цафт Альберт, 9класс;
Быстрова Валентина, 9 класс; Сагынаев Жасулан,
8 класс.)

Наверное для каждого жителя нашего города известно, что Семипалатинский полигон связан с чудовищным опытом над своим народом, над его будущим и прошлым. И это не пустые слова – в них заложен огромный смысл уничтожения целого поколения из-за политических амбиций бывшего руководства государства, эпохи гонки вооружения.
Мы назвали репортаж «Неизвестный полигон» потому, что многие годы после закрытия полигона в г. Семипалатинске информация была засекречена. Только в 2000 годы многие сведения о настоящих событиях стали известны общественности. Из нашего репортажа читатель узнает в какую глобальную экологическую катастрофу мирового значения была бы вовлечена наша страна, если бы Указом Президента Республики Казахстан за номером 409 от 29 августа 1991 года не был закрыт Семипалатинский испытательный ядерный полигон почти с 40-летним стажем испытаний.
Семипалатинский регион был для Казахстана Хиросимой, Нагасаки и Чернобылем с 1949 по 1989 гг. Основной удар ядерной мощи 470-ти взрывов приняла на себя природа Полигона ( в т.ч. 26 наземных, 90 воздушных и 354 подземных!).Населению региона сполна достались радиоактивные осадки, страх и болезни. Об этом говорят многочисленные захоронения, где на многих могильных плитах стоят даты смерти людей так и не доживших до зрелого и престарелого возраста. О переполненных городских специализированных больницах лечатся дети с диагнозом «лейкемия». Пройдёт 50-100 лет и более, а последствия будут необратимы ещё многие –многие годы.
Полигон расположен на территории трёх областей РК и занимает площадь 18 500кв.км,периметр его составляет около 600 км. С 1949 по 1963 гг. 116 взрывов были произведены в атмосфере и на поверхности земли. Всего за пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов, газовая фракция 69 подземных взрывов. Основной вклад в радиоактивное загрязнение территории Полигона и зоны его воздействия внесли проводившиеся в период с 1949 по 1963 годы наземные и воздушные взрывы. Уже после первого взрыва, произведённого в ветреную и дождливую погоду, облако вышло за пределы Полигона в северо-восточном направлении, образовав радиоактивный след протяжённостью до 300 км. Для посёлка «Долонь» ( 70 км. от границы Полигона) суммарная доза облучения составила 200 Бэр( половину летальной дозы); за весь период испытаний – 448 Бэр.
Несмотря на предпринимавшиеся впоследствии меры по выбору более благоприятных метеоусловий, облака продолжали свои смертоносные маршруты. При взрыве термоядерного устройства мощностью 400 килотонн 12 августа 1953 года образован самый грязный юго-восточный след, на котором по расчётным данным по состоянию на 1994 год осталось более 50000 Кюри биологически значимых нуклидов цезия -137, стронция-90 и плутония. Данные о маршрутах движения облаков и их радиационных параметрах были впоследствии положены в основу расчётных дозовых нагрузок. Однако они не дают представления о первоначальных и современных уровнях загрязнения окружающей среды - основы нормативной радиологической оценки.
В период проведения подземных испытаний выбросы радионуклидов в атмосферу продолжались, но в гораздо меньшем объёме. Более 99% активности подземных взрывов – свыше 10 миллионов Кюри – осталось в недрах Полигона., а это уже отсроченная опасность! В результате подземных ядерных взрывов на площадках «Балапан» и «Дегелен» существенно повысилась трещинность скальных пород, что ведёт к ускорению процесса миграции радионуклидов с подземными водами от полостей взрывов по направлению подземного стока – на отдельных участках до 2-х километров от источника. Специалистов тревожит возможность подземного, либо комбинированного переноса радионуклидов в направлении регионального стока к долине реки Иртыш, на берегах которой живёт около 2 миллионов человек.
В период ядерных испытаний систематические радиоэкологические исследования не проводились. Вся информация такого рода была крайне засекречена.Отсутствие объективной информации в совокупности с впечатлением от регулярных ощутимых взрывов и предпринимавшихся властями попыток обследования и лечения жителей наиболее пострадавших поселений, сформировали напряжённую обстановку. Только после прекращения испытаний в 1989 году начались планомерные масштабные радиоэкологические исследования. На территории Полигона и зоны его воздействия общей площадью более 300 тысяч квадратных километров проведены аэрогаммаспектрометрическая и радиогидролитохимическая съёмки, позволившие получить общую картину загрязнения ограниченной детальности. В различных районах Семипалатинской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей установлены повышенные концентрации цезия-137, расходящиеся от Семипалатинского полигона по следам прохождения облаков взрывов. Наличие сверхнормативного загрязнения цезием137(свыше 1 Кюри на кВ.км.) установлено только в пределах территории бывшего Семипалатинского полигона, на отдельных участках площадью 4,5 тыс. км. или четверти территории Полигона. Картина цезиевого загрязнения даёт общее представление об уровне содержания других радионуклидов.Однако накладки следов облаков разных взрывов и многолетний процесс миграции существенно нарушили корреляции, что усложняет проведение радиоэкологической оценки. Остаётся слабо изученной ситуация с уровнем пространственным распределением загрязнения плутонием. Выявлено наличие горячих частиц урана и плутония, уже известных по чернобыльской зоне и глобальным выпадением,т.е. активность урана сконцентрирована в точке размером 10 микрон, что на несколько порядков повышает её физиологическое действие. Проблема горячих частиц потенциально опасна загрязнением атмосферы в период частых в этой зоне пыльных бурь, и последующим ингаляционным облучением людей.
Важной задачей является реабилитация природной среды Полигона в пределах возможного, учитывая огромные масштабы и специфику загрязнения. К настоящему моменту разработана Программа реабилитации природной среды полигона, которая содержит шесть комплексных экологических проектов и находится на стадии поиска доноров, подготовки и реализации проектов.
1. На часть работ проекта «Полная радиологическая оценка полигона» выделены средства Программой НАТО «Наука во имя мира» ( 500 тысяч долларов США). Проект находится в стадии реализации. В 2000 году завезено дозиметрическое оборудование и проведено опробование участка. Казахстанские партнёры – КазГУ, ИЯФ и ИРБЭ НЯЦ РК.
2. С Департаментом международного сотрудничества Великобритании 2.10.00 МПРООС подписан меморандум о финансировании проекта «Устойчивая стратегия землепользования». Предварительный бюджет – 601 тыс. фунтов стерлингов ( 900.000 долларов).Начало работ с 2001 года.
3. Проекты «Мониторинг окружающей среды» и « Очистка подземных вод от загрязнения авиатопливом» приняты к рассмотрению программой ТАСИС.
4. МИД и МАГАТЭ подготовлено обращение к донорам о выделении средства на завершение проекта « Полная радиологическая оценка Полигона».
Проблемы Семипалатинского региона нельзя назвать локальными проблемами нашей республики. Казахстан первым проявил добрую волю и закрыл одну из основных кузниц ядерного оружия. А это способствовало ослаблению гонки вооружений. Этому примеру должны последовать и другие страны.
Успех решения вопроса о ликвидации последствий экологической катастрофы на примере Семипалатинского полигона, будет свидетельствовать о том, насколько международное сообщество подготовлено к решению глобальных гуманистических задач в начале третьего тысячелетия.
В заключении небольшая справка: в 2007 году Указом Президента Казахстана город Семипалатинск был переименован в г. Семей.

Категория: Экология | Добавил: tatyana_tsaft (2011-04-04)
Просмотров: 1223 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru