Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Сикидина Л.В. ГУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат №7 акимата города Сарани». Карагандинская область Экологическое образование и воспитание на уроках и во внеурочное время Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение». Овладевать знаниями о нашем «доме» надо начинать с самого детства. Первая встреча с лесом, рекой, плодовым садом, яркой бабочкой, лягушкой, майским жуком происходит много раньше, чем ребёнок переступит порог школы. Первые слова о величии природы, её удивительном многообразии, ранимости и исчерпаемости, ребёнок должен услышать от родителей, затем – в детском саду, потом – на первых школьных уроках. Более глубокое экологическое образование призвана дать школа и, конечно же, такие школьные предметы, как биология и география. На уроках и внеклассных мероприятиях обучающиеся входят в мир наук о природе, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и с окружающей средой, накапливают экологические знания, умения и навыки. Природа познаётся не только созерцательно, но и осмысленно, на основе знаний. Но одних знаний, умений и навыков недостаточно. Экологическое образование должно сочетаться с экологическим воспитанием. Настойчиво и умело. Целенаправленно и на нравственной основе. Иного пути нет. Основными целями обучения географии и биологии является осознанное усвоение фундаментальных знаний, в том числе и экологических, и обобщённых приёмов, самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях. Одна из ролей школьного предмета «Биология» в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы. Биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем. Одной из целей обучения предмета «Биология» является воспитание личности, обладающей умениями эффективно применять знания о сохранении, охране многообразия экосистем и видов. В соответствии с этой целью необходимо при обучении биологии решить задачу – развивать представления о структуре и функциях экосистем и их воздействии на человека. Содержание учебного предмета «География» выстраивается в соответствии с развитием трёх содержательных линий: естественно - научные системы в их взаимодействии; естественно – научные методы исследования явлений природы; естественно – научное мировоззрение человека. Основной целью обучения предмета «География» является осознанное усвоение фундаментальных теоретических знаний и обобщённых приёмов самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях. В соответствии с этой целью определены задачи учебного предмета «География». Среди них – способствовать бережному отношению к природе своей местности; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира. В системе школьного образования предметы «География» и «Биология» играют большую роль в развитии, экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения и позволяют решить поставленные задачи. Как и в других областях знания, экологическое образование молодёжи должно быть опережающим, и следовательно, должно отражать состояние науки, эволюционировать вслед за развитием научных задач и программ, готовить к решению очередных проблем общества. Экология обманчива кажущейся своей простотой. На деле она требует системного мышления, которое создаётся лишь постепенно, в результате хорошо продуманной системы обучения и воспитания. Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитие новой морали. Весь смысл экологической культуры человека – уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними своё поведение и деятельность. Для решения этих поставленных целей и задач необходимо использовать различные технологические приёмы. Эпиграфом для некоторых уроков в старших классах по экологическим проблемам можно использовать саркастическое изречение одного журналиста «Чем больше окружающей среды, тем меньше окружающей природы». Далее использовать диалог – рассуждение. Во главу угла поставить вопрос о приостановлении процесса разрушения природы. В ходе диалога подвести старшеклассников к выводу о том, что чем полнее будут освещаться экологические проблемы, тем реальнее можно оценить экологическое состояние своего города, района, области и определить пути решения этих проблем. Экология – это, прежде всего гласность. Учитель должен воспитать в школьниках умение видеть экологические проблемы, принимать активную жизненную позицию в сохранении природы. Другой формой работы, позволяющей осуществлять экологическое образование, являются экологические игры. В 6-7 классах на уроках биологии можно проводить небольшие ролевые игры «Знакомые незнакомцы». Обучающиеся, играя роли известных всем растений или животных, знакомятся с данными, малоизвестными большинству людей. При этом используются стихи, загадки, шарады. Можно загадать старинную загадку: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленать, а четвёртое – людям колодец». Четыре угодья – четыре отгадки: первое – банный веник, второе – лучина для освещения изб, третье – береста на горшки, четвёртое – берёзовый сок. В старших классах – это игры – диспуты, игры – собеседования, игры – пресс-конференции, игры - диалоги. И по времени они могут занимать небольшую часть урока. Тематика таких уроков может быть самой различной: «Экология Центрального Казахстана», «Пути решения глобальных экономико-экологических проблем», «Экология воздушного бассейна» и другие. Вопросы для обсуждения на пресс – конференциях отбираются, составляется её план. Затем идёт поиск и подбор материала. Распределяются роли. Деловой характер игр учит школьников не просто эмоциональному восприятию экологических проблем, а активному мышлению, действию. При закреплении учебного материала по вопросам охраны окружающей среды используется работа в группах. Например, на уроке географии в 6 классе по теме «Охрана вод», класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание. Для 1 группы: после отдыха на берегу реки, что вы сделаете с мусором? Варианты ответов: 1) выбросим в реку; 2) оставим на берегу реки; 3) предпримем что-то другое. Для 2 группы: после половодья в низменных местах (старицах) остались рыбы. Каковы будут ваши действия? Варианты ответов: 1) такова деятельность реки, мы ничего не можем сделать; 2) надо отловить рыб и взять их домой; 3) Пустить рыб и их мальков в воду. Для 3 группы: каковы будут ваши действия для того, чтобы построить дом на берегу реки? Варианты ответов: 1) вырубить лес для очистки места для строительства; 2) выбрать безлесое (открытое) место, находящееся примерно в 300м от воды; 3) построить дом близко от реки. Для 4 группы: Какой вид лодки целесообразно использовать на маленькой речке (моторную или простую)? Ответы обучающиеся объясняют. Делают выводы по каждому заданию. При изучении новых тем в старших классах для формирования информационной компетентности используются иные формы работы. На уроке биологии в 11 классе по теме «Современное экологическое состояние окружающей среды» изучаются загрязнители атмосферы, литосферы, гидросферы обучающимися самостоятельно. Работают 3 группы по таким заданиям: 1) прочитайте текст учебника и предложенную дополнительную литературу по теме; 2)«сверните» текст в виде схемы, кластера, таблицы, рисунка; 3) объясните, используя составленное, прочитанное. Укрепившись в народном сознании традиции, пословицы, поговорки, приметы, поверья всегда влияли на отношение людей к окружающей природе. Чаще оно выражалось в добре, но случалось и наоборот. Так невежественные предрассудки и суеверия о вредности жаб, лягушек, сов, змей, сычей, филинов, летучих мышей способствовала уменьшению их числа. На уроках рассеиваются эти суеверия и предрассудки. Существующая до сих пор традиция сбора раннецветущих растений привела к сокращению ареалов многих видов подснежников, пролески. Пословицы и поговорки можно использовать в виде игр по принципу: «обучение и воспитание через развлечение». Для уроков отбираются пословицы и поговорки с экологической окраской. Например, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Одно дерево срубил – посади сорок», «Если хочешь, чтобы страна была богатой, береги и охраняй землю», «Аист на крыше – мир на Земле» и другие. Пословицы разбиваются на 2 смысловые части, которые помещаются в разные конверты или записываются в разных столбцах. Обучающиеся должны сложить правильно пословицы. Во внеклассной работе, при проведении школьных конкурсов, олимпиад играют важную роль вопросы экологической направленности. Например. Какое влияние на живую природу может оказать разрушение озонового слоя атмосферы? Как влияет жизнь в крупных городах на здоровье людей? К каким экологическим последствиям ведёт применение большого количества удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве? На уроках обобщающего повторения и во внеурочное время помогают реализации целей и задач школьного предмета география игровые технологии, технология Блума. Опыт изложен в публикациях игры «Счастливый случай» по теме «Природные районы Казахстана» в журнале «Внеклассная работа в школе» в мае 2008 года, разработки урока по обобщению знаний по теме «Крупные природные районы Казахстана» в журнале «Мастер-класс» в декабре 2008 года. Использование метода проектов во внеурочной деятельности учителя способствует реализации задач предметов «География» и «Биология». Они помогают приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно - географического познания действительности. Реализуются главные цели обучения предмета «Биология». Это позволяет подготовить географически и биологически грамотную личность, обладающую экологическим стилем мышления, ориентирующуюся в научной картине мира, усвоившую понятия и методы географического и биологического познания, умения эффективно использовать знания о здоровом образе жизни, об охране видов, об устойчивом развитии Казахстана. Кроме этого формируются такие умения, как создание презентаций, работы на компьютере. В связи с переходом на 12-летнее обучение предполагается развитие у обучающихся ключевых компетентностей. Это позволяет делать метод проектов. Он способствует развитию следующих компетентностей: - компетентности разрешения проблем (самоменеджмента), которая заключается в умении определять проблему, принимать решение; ставить цель своей деятельности, планировать; осуществлять оценку своей деятельности и результатов; - информационной компетентности, которая заключается в принятии решений на основе критически осмысленной информации; самостоятельной постановке целей, планировании; самостоятельном анализе, отборе, преобразовании, сохранении и переносе информации, её использовании для планирования; - коммуникативной компетентности, которая заключается в использовании разнообразных средств устной и письменной коммуникации; в отборе стилей и жанров, адекватном решении задач; выражении своей точки зрения; осуществлении продуктивного взаимодействия; в построении коммуникации в группе с людьми для получения общего результата. Примером межпредметного проекта является «Красная книга Казахстана». В работе над проектом принимают участие большая часть обучающихся с 6 по 11 классы. Каждый обучающийся пишет миниреферат об объекте Красной книги и рисует описанный объект. В результате работы создаётся наглядное пособие «Красная книга Казахстана», которое используется на уроках географии и биологии при изучении соответствующих тем. Метод проектов является одним из способов интегрирования предметов гуманитарного и естественного циклов. Примером такой интеграции является проект «Изучение проблемы ядерных испытаний и их последствий на примерах художественной и публицистической литературы, свидетельствах очевидцев». Над этим проектом работают обучающиеся школы под руководством 2 учителей русского языка и литературы, географии и биологии. Инициаторами выбора темы являются сами обучающиеся. Актуальность проета заключается в том, что часть Семипалатинского ядерного полигона находилась на территории бывшего Егиндыбулакского района Карагагндинской области. Многие жители данного района переехали в город Сарань. Не все работники школы знали о социальных льготах, предоставляемых гражданам, проживавшим на территории Семипалатинского ядерного полигона. В результате работы обучающиеся приобщены к научно-исследовательской деятельности; осуществлению работы по правовому консультированию родителей, работников школы о предоставляемых социальных льготах гражданам, проживавшим на территории Семипалатинского полигона; составлению ходатайства, по которому работникам школы были предоставлены дополнительные оплачиваемые отпуска. Этот проект находит широкое использование на уроках при изучении радиоактивного воздействия на человека и другие живые организмы. Использование метода проектов приобщает ученика к постижению истины и способствует подготовке грамотной личности В судьбе природы – наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений. Мы начали разрушать природу, нам и восстанавливать её. Список литературы • Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан. Утверждён приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010г. Астана. 2010 год. • Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год». Астана. 2010 год. • Концепция экологического образования Республики Казахстан. – Алматы: «Қазақ университеті», 2003. • Гузеев В. «Метод проектов как частный случай интегральной технологии» // директор школы. 1995. - №6. • Лизинский В.М. «О методической работе в школе». - Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002 • С.С. Контаев и другие «Компетентностный подход к подготовке конкурентноспособной личности в условиях 12-летнего образования». Караганда, 2007. • Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». - Москва. «Народное образование», 1998 Собственные публикации по теме • Публикация в журнале «Внеклассная работа в школе». Игра «Счастливый случай». Тема «Природные районы Казахстана». Май 2008 год. • Публикация в журнале «Мастер-класс». Обобщение знаний по теме «Крупные природные районы Казахстана». Декабрь 2008 год. • Сборник региональной научно-практической конференции «Географическое образование в Центральном Казахстане», посвящённой 20-летию кафедры географии КарГУ имени Е.А. Букетова 25 ноября 2010 года. «Школьная география: развитие современных методов преподавания» | |
Просмотров: 5759 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|