Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Двадцать первый век прогнозировали как информационно-экологический. Факт этот подтверждается, что позволяет говорить о приоритетности и актуальности экологического образования подрастающего поколения. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, решить эту проблему можно только «посредством Глобального Воспитания», т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений. Основные положения Стратегии развития Казахстана 2030 «Экология и природные ресурсы» включены в Программу действий Правительства Республики Казахстан и в Плане мероприятий по ее реализации. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке самой системы и политики природоохранения. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением. Начальное естественнонаучное образование, имеющее в казахстанской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания изобразительного искусства , где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс изобразительного искусства рассматривается под различными названиями. Буквально, слово «экология » означает – «наука о доме». В «Советском энциклопедическом словаре » говорится, что экология – это наука, «изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а так же практические проблемы её охраны». Иными словами, задачи экологии состоят в том, чтобы установить, какой вред человек причинил природе, и найти способы, как этот вред устранить. Понятие «природа» (в переводе с древнегреческого – создавать, вырастить, рождаться) было центральным понятием античной философии. Последующая философия зафиксировала разрыв между природой и человеком, который формировался в рамках религиозного, в основном, христианского мировоззрения. Его пытались преодолеть многие мыслители и художники: в творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрера, Галилея рассматривается попытка отрешиться от религиозного дуализма, восстановить в правах природное, чувственное начало. С эпохи Возрождения наблюдается переориентация художественно – эстетического сознания в отношении природы. Художники всё чаще обращаются к натуре, прочное место в живописи занимает пейзаж. Подчёркивается специфическое качество человека «благоговеть перед красотой и изяществом мира» (Томас Мор). Великие художники и педагоги – гуманисты говорят о природе как источнике и вдохновителе познания и мастерства (Дюрер, Альберти). Научный подход к изучению природы распространился среди педагогов. В этом отношении примечательны философско – педагогические воззрения К.Д. Ушинского. Он писал: «Педагог должен, прежде всего, учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы». Педагог указывал на огромное воспитательное значение красоты природы в развитии личности. Можно выделить четыре формы проведения занятий по экологическому воспитанию на уроках изобразительного искусства: 1. Получение заданий на изготовление из природного материала интересных поделок (задание преследует несколько целей: учит видеть и понимать прекрасное в самых обычных предметах и явлениях природы; ребята приучаются к самостоятельной работе по изготовлению и красочному оформлению поделок, при этом развиваются вкус, фантазия, творческая инициатива и др.качества личности); 2. Процесс поиска в природе (не разрушая её) подходящего материала (сучков, корешков, шишек); 3. Процесс оформления поделок (при помощи клея, пластилина, красок); 4. Представление работ на конкурс. В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре, народным календарным праздникам, национальным праздникам и обрядам. Большой популярностью пользуются экологические викторины. Они служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а так же расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность. Заслуживает внимания такая форма экологического воспитания школьников, как проведение диспутов, этических бесед с использованием материалов периодической печати, литературы, кино, уделяющих проблеме охраны природы важное место. Беседы проводятся на такие темы, как: «За что мы любим лес», «О пользе птиц», «О четвероногих друзьях», «О любви ко всему живому». Эти беседы вызывают живой интерес к природе. В качестве наглядности используются репродукции художников, работы учащихся, различные фотографии. В рамках школьной программы предусматриваются встречи с работниками зоопарков, ботанических садов, музеев, в результате которых расширяются знания учащихся об окружающем нас мире. Важную роль в воспитании экологической культуры играет и выпуск стенных газет: «Экологический вестник», «Красная книга», «Наша планета». Газету могут нести информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомить с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы. В летнее время может быть организован экологический кружок. Педагог имеет возможность во время прогулок и экскурсий развивать воображение детей, обогащать их чувства и впечатления. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи: 1) Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах, даже вес); 2) Видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке; 3)Создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то , чего недостает для воплощения замысла; 4) Рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки ( чужие- критично, но тактично),по возможности исправлять их; 5) Рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку с натуры. Итак, экологическое образование и воспитание школьников на уроках изобразительного искусства только тогда может быть эффективным, когда носит комплексный, многоаспектный и системный характер. Тесная связь на уроке изобразительного искусства, художественного слова, музыки, природоведения создаёт эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1988. 2. Глазачев С. Н., Кубанцев Б. С., Мочалова П.П. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. – Волгоград : ГПИ им. А. С. Серафимовича, 1983. 3. Байтулин И. Д., Байтулин А.И., Богачев В.А., Дускаев К.К., Родионов А. М. Экология Республики Казахстан. – Алматы : НАН, 2001. 4. Лыкова И. Летняя мастерская. Время развивать воображение // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 79 – 87. 5. Камзина А.А. Об экологическом образовании и воспитании // Воспитание школьника. – 2004. - №3. – С.25 – 26. | |
Просмотров: 3516 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|