Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства
Двадцать первый век прогнозировали как информационно-экологический. Факт этот подтверждается, что позволяет говорить о приоритетности и актуальности экологического образования подрастающего поколения. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, решить эту проблему можно только «посредством Глобального Воспитания», т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений. Основные положения Стратегии развития Казахстана 2030 «Экология и природные ресурсы» включены в Программу действий Правительства Республики Казахстан и в Плане мероприятий по ее реализации.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке самой системы и политики природоохранения. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в казахстанской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания изобразительного искусства , где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс изобразительного искусства рассматривается под различными названиями.
Буквально, слово «экология » означает – «наука о доме». В «Советском энциклопедическом словаре » говорится, что экология – это наука, «изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а так же практические проблемы её охраны». Иными словами, задачи экологии состоят в том, чтобы установить, какой вред человек причинил природе, и найти способы, как этот вред устранить.
Понятие «природа» (в переводе с древнегреческого – создавать, вырастить, рождаться) было центральным понятием античной философии. Последующая философия зафиксировала разрыв между природой и человеком, который формировался в рамках религиозного, в основном, христианского мировоззрения. Его пытались преодолеть многие мыслители и художники: в творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрера, Галилея рассматривается попытка отрешиться от религиозного дуализма, восстановить в правах природное, чувственное начало. С эпохи Возрождения наблюдается переориентация художественно – эстетического сознания в отношении природы. Художники всё чаще обращаются к натуре, прочное место в живописи занимает пейзаж. Подчёркивается специфическое качество человека «благоговеть перед красотой и изяществом мира» (Томас Мор). Великие художники и педагоги – гуманисты говорят о природе как источнике и вдохновителе познания и мастерства (Дюрер, Альберти).
Научный подход к изучению природы распространился среди педагогов. В этом отношении примечательны философско – педагогические воззрения К.Д. Ушинского. Он писал: «Педагог должен, прежде всего, учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы». Педагог указывал на огромное воспитательное значение красоты природы в развитии личности.
Можно выделить четыре формы проведения занятий по экологическому воспитанию на уроках изобразительного искусства:
1. Получение заданий на изготовление из природного материала интересных поделок (задание преследует несколько целей: учит видеть и понимать прекрасное в самых обычных предметах и явлениях природы; ребята приучаются к самостоятельной работе по изготовлению и красочному оформлению поделок, при этом развиваются вкус, фантазия, творческая инициатива и др.качества личности); 2. Процесс поиска в природе (не разрушая её) подходящего материала (сучков, корешков, шишек); 3. Процесс оформления поделок (при помощи клея, пластилина, красок); 4. Представление работ на конкурс.
В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре, народным календарным праздникам, национальным праздникам и обрядам.
Большой популярностью пользуются экологические викторины. Они служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а так же расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность.
Заслуживает внимания такая форма экологического воспитания школьников, как проведение диспутов, этических бесед с использованием материалов периодической печати, литературы, кино, уделяющих проблеме охраны природы важное место. Беседы проводятся на такие темы, как: «За что мы любим лес», «О пользе птиц», «О четвероногих друзьях», «О любви ко всему живому». Эти беседы вызывают живой интерес к природе. В качестве наглядности используются репродукции художников, работы учащихся, различные фотографии.
В рамках школьной программы предусматриваются встречи с работниками зоопарков, ботанических садов, музеев, в результате которых расширяются знания учащихся об окружающем нас мире.
Важную роль в воспитании экологической культуры играет и выпуск стенных газет: «Экологический вестник», «Красная книга», «Наша планета». Газету могут нести информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомить с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы.
В летнее время может быть организован экологический кружок. Педагог имеет возможность во время прогулок и экскурсий развивать воображение детей, обогащать их чувства и впечатления. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:
1) Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах, даже вес); 2) Видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке; 3)Создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то , чего недостает для воплощения замысла; 4) Рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки ( чужие- критично, но тактично),по возможности исправлять их; 5) Рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку с натуры.
Итак, экологическое образование и воспитание школьников на уроках изобразительного искусства только тогда может быть эффективным, когда носит комплексный, многоаспектный и системный характер. Тесная связь на уроке изобразительного искусства, художественного слова, музыки, природоведения создаёт эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1988.
2. Глазачев С. Н., Кубанцев Б. С., Мочалова П.П. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. – Волгоград : ГПИ им. А. С. Серафимовича, 1983.
3. Байтулин И. Д., Байтулин А.И., Богачев В.А., Дускаев К.К., Родионов А. М. Экология Республики Казахстан. – Алматы : НАН, 2001.
4. Лыкова И. Летняя мастерская. Время развивать воображение // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 79 – 87.
5. Камзина А.А. Об экологическом образовании и воспитании // Воспитание школьника. – 2004. - №3. – С.25 – 26.
Категория: Экология | Добавил: ТатьянаСолнечная (2011-12-09) | Автор: Лысенко Татьяна Егоровна E
Просмотров: 3516 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru