Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

«Страдание и боль в целях совершенствования науки» или «День когда рухнул мир» (Семипалатинский полигон - трагедия ХХ и XXI века)
Самая большая боль современного общества – это ядерное оружие. Оно само по себе не страшней остального оружия – оно страшно своими последствиями. Человечество до сих пор не может определить размеры урона наносимого ядерным оружием. Жители Хиросимы, Нагасаки, штата Невада, города Семей ощущают эти проблемы на себе, но не знают о них многого.
Правду о Семипалатинском испытательном ядерном полигоне впервые мир узнал после создания международного антиядерного движения ''Невада – Семипалатинск'', основной целью которого было закрытие ядерных полигонов. Это движение в Семипалатинске возглавил поэт Олжас Сулейменов. В настоящее время он выдвинут ЮНЭСКО на Нобелевскую премию. Через два с половиной года после существования организации указом президента Н.А. Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт, а ещё через пять лет были прекращены ядерные взрывы на всех полигонах мира. Это была большая победа международных антиядерных сил.[1]
Первым эту проблему поднял писатель Олжас Сулейменов, так как люди творчества более восприимчивы к человеческой боли, переживаниям и страданиям. Именно он стал основателем движения ''Невада – Семипалатинск'', и его поддержали соратники Мухтар Шаханов, Роллан Сейсенбаев и другие. Но до сих пор эта тема под запретом. Очень сложно найти тексты произведений или анализ на них, рассказывающих правду о Семипалатинском полигоне, нет информации даже во всемирной сети Интернет.
Первым и наиболее ярким было произведение Роллана Сейсенбаева. В художественно-документально-публицистическом рассказе “Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир” Р. Сейсенбаев описывает, как в глазах семилетнего Роллана “рухнул мир”: он был свидетелем первого испытания водородной бомбы “на земле великих и святых людей”, где веками жили казахи, “мирно кочуя и никого не обижая”, которая дала казахскому народу Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова и других великих писателей. Счастливый ребёнок ни за что не поверил бы, если бы ему сказали, что первозданную природу человек погубит собственными руками.
Как передаёт автор, на мгновение после взрыва адской бомбы читатель вместе с мальчиком ощущает: “И – тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она – вечная колыбель, баюкающая нас”[2]. Однако эта иллюзия кратковременна, ибо словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингисских гор: “Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу – в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть” [2].
“Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся ещё один – отчаянный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее, она билась, как в падучей…”[2].
В целом весь рассказ Р. Сейсенбаева не следует воспринимать как прямое отражение собственной судьбы и страдания автора. Вначале так и происходит. Учитывая роль художественных средств, читатель осознаёт, что горькие раздумья писателя об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы – всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа – обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Образ природы воспринимается как символ в его самодовлеющем, эмоционально обобщающем иносказательном значении. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая – за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе. Спустя полтора-два десятка лет на земле, где проводятся атомные испытания, появляются дети, одни больные лейкозом, которые живут недолго, у других не зарастает темечко, третьи – калеки.
“Стыдно, но мне не хотелось ещё раз смотреть в лицо одной из многочисленных трагедий нашего народа. Слишком много горя навиделся я на родных просторах. В Джамбуле мне показали жертв химизации – детей с двумя головами, тремя руками и ногами, до сих пор помню эти обезображенные нечеловеческие лица, отчаяние матерей, стыдливое молчание отцов”[2].
Для усиления образной выразительности прозаической речи в новелле писатель использует поэтический синтаксис. Одним из наиболее часто употребляемых его фигур является риторический вопрос. “… на карте некогда свободной степи сейчас вряд ли найдёшь место, где можно вдохнуть чистого воздуха, выпить чистой воды, босиком пройти по родной земле, не опасаясь облучиться, отравиться, заразиться”[2].
Писатели первыми подняли проблему «жертв» ядерных испытаний, но и ученые не остались равнодушными. В г. Семее создан Научно-исследовательский институт Радиационной медицины и экологии, работа которого направлена на изучение последствий испытаний водородной бомбы. Сотрудники данного института во главе с Мулдагалиевым Т.Ж. ведут исследовательскую работу по ликвидации последствий испытаний.
Мы представляем Вам результаты НИИ радиологического центра города Семей. Первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе было проведено 29 августа 1949 года. Мощность бомбы составила 22 килотонны. Создание полигона было частью атомного проекта, и выбор был сделан, как оказалось впоследствии, весьма удачно — рельеф местности позволил проводить подземные ядерные взрывы и в штольнях, и в скважинах.
12 августа 1953 года на полигоне был испытан термоядерный заряд РДС-6с мощностью 400 килотонн [3]. Взрыв был низкий воздушный, заряд размещался на башне высотой 30 м. над землёй. В результате этого испытания часть полигона была очень сильно заражена радиоактивными продуктами взрыва и до сих пор в некоторых местах сохраняется небольшой фон. 22 ноября 1955 года было проведено испытание термоядерной бомбы РДС-37 на высоте около 2 км сбрасыванием с самолёта.[3]
После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (в воздухе, космосе и под водой), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.
С 1949-1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах. Суммарная мощность ядерных зарядов испытанных за период 1949-63 годы на Семипалатинском полигоне в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму[3]. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Данные, собранные советскими учёными в ходе испытаний, до сих пор засекречены.
Результаты медицинских исследований показали:
- установлена высокая корреляционная зависимость (доза-эффект) связи существенного повышения показателей заболеваемости и смертности при дозах превышающих 250 мЗв;
- избытки показателей и смертности получены по онкологическим заболеваниям, БСК, эндокринной системы, болезням системы дыхания;
- рассчитаны вклады радиогенных факторов риска в патогенетические механизмы формирования вышеуказанных заболеваний, установлены индуцированные радиацией эффекты преждевременного старения, получены материалы, повреждающие наличия возможного наследования детерминированных эффектов ионизирующего излучения среди потомков лиц, подвергавшихся прямому облучению;
- разработаны методы ранней диагностики и профилактики радиационно-индуцированных заболеваний среди населения с дозами облучения, превышающих 250 мЗв.
Выходит, великий переворот в жизни человечества, связанный с внедрением ядерной энергии, открыл невиданные ранее возможности в решении многих проблем социального и экономического характера. Особую тревогу вызывает высокий показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями, который является самым высоким в Республике. Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями в 2004году снизился на 1,8% и составил 289,8 на 100 тысяч населения, против 295,2 в 2003 году ,и тем не менее превышает в 1,5 раза республиканский показатель (194,2 на 100 тысяч населения). Наиболее неблагополучными являются Зыряновский (432,8), Шемонаихинский(416,5), Глубоковский(392,1) районы, г.Усть-Каменогорск(407,0 на 100 тыс. населения).
По структуре заболеваемости: на 1 месте рак кожи – 44,8%, на 2 месте рак легких – 39,5%, на 3 месте рак желудка 27,4% и на 4 месте рак молочной железы 26,5%. Специалисты НИИ отмечают, что пора рассматривать данную патологию как эпидемию и принимать более действенные неотложные меры. Конечно, открытие филиала НИИ онкологии и радиологии, строительство лучевых центров в г. Семипалатинске и г. Усть-Каменогорске, открытие маммологического центра в г. Семипалатинске, установление компьютерных томографов в консультативно-диагностическом центре г. Усть-Каменогорска, в Клинико-учебном центре Семипалатинской государственной медицинской академии в областном центре реабилитации населения, открытие цитологических лабораторий, дальнейшая активизация работы двух областных онкологических диспансеров улучшит своевременность раннего выявления онкопатологии, что приведет к продлению жизни и трудоспособности онкобольных. Это позволяет в условиях широкого использования ядерной энергии в различных отраслях народного хозяйства свести до минимума поступление радиоактивных веществ в окружающую среду.
В НИИ имеются данные о жителях сел, рядом с которыми проводились ядерные испытания, от жителей мы узнали, что и после окончания взрывов продолжали рождаться дети с физическими отклонениями. Жители говорят и о множестве суицидов, и о том, что страшные болезни уносят жизни людей и сейчас в расцвете сил. [3]
В городе Семее, бывшем центре бывшей Семипалатинской области, живет семилетний «хрустальный мальчик» Уалихан Сериккалиев. Его кости настолько хрупкие и ломкие, что переломы у него случаются очень часто. В медицине это называется «Остеогенез». Вылечить Уалихана практически невозможно, можно только облегчить его страдания и просто поверить в чудо.
И родители верят, они даже ходили к гадалке, которая сказала, что их сын непременно будет ходить. Отец ребенка Саржанкали и мать Жанна делают для своего сына все возможное. В свое время продали дом, чтобы купить дорогостоящие лекарства и начать лечение в научно-исследовательском институте Астаны. Но деньги закончились быстро, да и Сержанкали сильно заболел, работать теперь он не может. Он вынужден сидеть дома, имея вторую группу инвалидности. У Сержанкали высокое давление и постоянные сердечные приступы, он считает, что это последствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ведь Сержанкали в свое время жил в Абайском районе, в эпицентре проводившихся взрывов, да еще три года служил на корабле, перевозившем атомное оружие. Однако врачи и компетентные органы не берут это во внимание. По их мнению, мальчик Уалихан не входит в число пострадавших вследствие ядерных испытаний. До недавнего времени заболевание Уалихана не входило в список заболеваний из-за ядерных испытаний, пенсия у мальчика была 14 600 тенге (около 97 долларов). Дело в том, что ребенок родился спустя десять лет после закрытия полигона, а значит его заболевание никак не вызвано полигоном, объясняла комиссия. Сейчас его дело пересмотрели и добавили немного, теперь он будет получать чуть больше 20 000 тенге (около 133 долларов). [1]
Для Уалихана нет специальной коляски, в которой ему было бы по-настоящему удобно и сидеть, и лежать. Их семье обещали выделить одну, но на этом дело и остановилось. Обещали дать и квартиру, в очереди они уже стоят уже четвертый год, но она идет медленно, и ждать новоселья им придется долго, говорят родители Уалихана.
Уалихан очень веселый и умный ребенок. Он лучше любого сверстника разбирается в компьютере, любит играть в гонки и читать книги. Несмотря ни на что, он шутит и вселяет уверенность в своих родителей.
Несмотря на большую имеющуюся информацию по состоянию здоровья населения по Семипалатинскому региону многие вопросы деятельности полигона нуждается в тщательном и глубоком изучении. А такая проблема как общий ущерб, причинённый полигоном до сих пор остаётся, открытой.
Литература:
1. http://www.allbest.ru/ Правда о Семипалатинском полигоне.
2. Сейсенбаев Р. Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир. 1990 г.
3. Доклад НИИ Радиационной медицины и экологии на парламентские слушания «Охрана здоровья и социальная защита населения территории прилегающей к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону» 2005г
Категория: Экология | Добавил: pol1974 (2012-02-09) | Автор: Тимченко О.Н.,Жуйрикбаева С.К. E
Просмотров: 6580 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru