Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Роль школьных лесничеств в экологическом образовании Казахстана. В последнее время задачи экологии значительно расширились и они вышли за пределы ранее установленных целей. Началось интенсивное изучение экологии человека прежде всего в связи с развитием охраны здоровья. Экология человека – это интегральная наука, изучающая взаимоотношения человека как биосоциального существа с окружающей природой и прежде всего «очеловеченной средой». В ней рассматриваются проблемы народонаселения, здравоохранения, усовершенствование физических и психических возможностей человека. При этом, как и общая экология, экология человека развивается на пяти уровнях: организменном, популяционном, видовом, биоценотическом и биогеоценотическим. Но человек биосоциальное существо, поэтому нельзя рассматривать экологию человека вне взаимоотношений природы и общества. На этой основе формируется социальная экология. В современных условиях человечество получило практически неограниченные возможности воздействовать на природу. На наших глазах преобразуется облик планеты – исчезают леса, а вместе с ним и ранее процветавшие виды растений и животных, осушаются болота. Из – за варварского отношения к природе всё привело к тому, что нарушилось равновесие между человеком и природой. А это повлекло за собой такие последствия, как изменение климата, образование «парникового эффекта», выпадение кислотных дождей, уменьшение или сокращение озонового слоя, сокращение запасов ископаемых и т.д., а главное началось отрицательное влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека, экономику страны и т.д., что в дальнейшем приводит к глобальным катастрофам. Только тогда человек стал задумываться над тем, какой вред нанес природе, а прежде всего – себе. Поэтому для человека главной задачей стало сохранение единства жизни на планете. Для этого создаются природоохранные территории. Документ, где внесены редкие виды растений и животных – Красная Книга. Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности. Немаловажную роль в развитии всесторонне развитой личности играет экологическое образование и воспитание в школе. Экологическое воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Необходимость воспитывать экологически грамотное поколение возникло еще в третей четверти XX века. Экологическая проблема относится не только к одной взятой стране или государству, но и всего человечества в целом. От воспитанного подрастающего поколения зависит судьба человечества. Огромный вклад в экологическое образование школьников вносит создание школьных лесничеств на базе школ вблизи резерватов. Помимо этого, в школах стали уделять внимание экологическому образованию учащихся, проводятся различные внеклассные мероприятия, создаются творческие экологические группы, где под руководством учителей учащиеся рассматривают некоторые вопросы экологии. Школы близлежащие к резерватам «Семей Орманы» и «Иртыш Орманы» принимают активное участие по ввостановлению лесистости соснового бора по средством школьных лесничеств. Основными задачами их являются увеличение лесистости на территориях резерватов, экологическое образование и просвещение населения, привитие здорового образа жизни, вовлечение общественности в решении социальных и экологических проблем. Школьное лесничество, которое было создано на базе Кара – Мурзинской средней школы в 2009 году, тоже реализует эти задачи. Наше лесничество, согласно календарному плану, проводит наблюдения за животными растительным миром , ведет вспомогательную работу в помощь лесничим, проводит агитацию среди населения по сохранению лесного бора, в пожароопасный период готовит листовки с обращениями по сбережению целостности лесного сообщества (экосистемы). Также проводится экспериментальная работа по выращиванию сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой в условиях школьной теплицы. фото 1 фото 2 фото 3 Согласно плану мы проводим исследовательскую работу: изучение природных материалов, проведение пропаганды среди населения, например: «Рогаткам - бой» - профилактическая беседа на общешкольной линейке, «Новый год без гибели елочки» беседа с местным населением. Кроме бесед, принимаем активное участие в работе научного отдела Канонерского филиала ГУ ГЛПР «Семей Орманы»: выезжаем на патрулирование лесного бора, а также вместе с работниками лесного хозяйства очищаем прилегающую к лесу территорию и привлекаем членов школьного лесничества к работе в Канонерском филиале. Члены нашего лесничества проводят работу по оказанию помощи птицам: в школьной мастерской ученики старших классов и среднего звена самостоятельно изготавливают скворечники, кормушки, которые затем развешивают по обширной территории соснового бора в местах скоплений птиц и животных для подкормки их в зимний период. В весенне - летний период проводим санитарную очистку территории водоёма. Осенью члены лесничества собирают шишки сосны обыкновенной на семена. С ранней весны до поздней осени оказываем помощь жительнице села Кара-Мурзы Корневой Т. А. по сбору лекарственных трав нашего края. В течение лета рассматриваем виды полезных и вредных насекомых нашего лесничества, так же занимаемся изучением видового состава шляпочных грибов Кара-Мурзинского соснового бора. В настоящее время нами определено примерно 15 видов съедобных грибов.Но главной нашей работой с 2009 года стало, выращивание сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой в условиях школьной теплицы. К сожалению, наша первая попытка вырастить годовалые сеянцев сосны обыкновенной в 2009 году не удалась по причине непригодности семян. А в 2010 году мы успешно справились с этой задачей и к лету мы получили саженцы сосны обыкновенной. Посев семян проделывали два раза: первый посев- 3марта, второй посев- 27 марта, так как среднесуточная температура в это время становится оптимальной для проращивания семян примерно +17 градусов – днем, а ночная не опускается ниже -0. Деятельностью школьного лесничества является не только работа в стенах школы, но и участие в различных слетах и конференциях. Например: на первом областном слете школьных лесничеств и экологических групп проводимом в государственном национальном парке Казахстана Катон – Карагае в 2010 году, мы заняли третье место. Учащеся 10 класса - Пономарёва Т. и Игенова А. приняли участие в Международном юниорском лесном конкурсе, который проходил в г. Москве. В конкурсе принимали участие представители более 50 стран мира. фото 4 фото 5 Таким образом, за период деятельности нашего лесничества проделана работа по оказанию помощи Канонерскому филиалу восстановление реликтового бора, проведение профилактических бесед с местным населением о сохранности наших лесных богатств, охране молодых посадок от лесных пожаров. В целом работа интересна и увлекательна а главное это помогает воспитать в учащихся экологически грамотных людей, настоящих патриотов своей Родины, бережливых вотношении природы, а главное при тесном контакте с окружающей природой учащиеся лучше понимают взаимосвязь человека с окружающим миром. И в заключение хочу добавить, что создание школьных лесничеств благородное дело, ведь лес - это главное богатство нашей страны. | |
Просмотров: 1339 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|