Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Роль школьных лесничеств в экологическом образовании Казахстана
Роль школьных лесничеств в экологическом образовании Казахстана.
В последнее время задачи экологии значительно расширились и они вышли за пределы ранее установленных целей. Началось интенсивное изучение экологии человека прежде всего в связи с развитием охраны здоровья. Экология человека – это интегральная наука, изучающая взаимоотношения человека как биосоциального существа с окружающей природой и прежде всего «очеловеченной средой». В ней рассматриваются проблемы народонаселения, здравоохранения, усовершенствование физических и психических возможностей человека. При этом, как и общая экология, экология человека развивается на пяти уровнях: организменном, популяционном, видовом, биоценотическом и биогеоценотическим. Но человек биосоциальное существо, поэтому нельзя рассматривать экологию человека вне взаимоотношений природы и общества. На этой основе формируется социальная экология.
В современных условиях человечество получило практически неограниченные возможности воздействовать на природу. На наших глазах преобразуется облик планеты – исчезают леса, а вместе с ним и ранее процветавшие виды растений и животных, осушаются болота. Из – за варварского отношения к природе всё привело к тому, что нарушилось равновесие между человеком и природой. А это повлекло за собой такие последствия, как изменение климата, образование «парникового эффекта», выпадение кислотных дождей, уменьшение или сокращение озонового слоя, сокращение запасов ископаемых и т.д., а главное началось отрицательное влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека, экономику страны и т.д., что в дальнейшем приводит к глобальным катастрофам. Только тогда человек стал задумываться над тем, какой вред нанес природе, а прежде всего – себе. Поэтому для человека главной задачей стало сохранение единства жизни на планете. Для этого создаются природоохранные территории. Документ, где внесены редкие виды растений и животных – Красная Книга.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Немаловажную роль в развитии всесторонне развитой личности играет экологическое образование и воспитание в школе.
Экологическое воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
Необходимость воспитывать экологически грамотное поколение возникло еще в третей четверти XX века. Экологическая проблема относится не только к одной взятой стране или государству, но и всего человечества в целом. От воспитанного подрастающего поколения зависит судьба человечества.
Огромный вклад в экологическое образование школьников вносит создание школьных лесничеств на базе школ вблизи резерватов.
Помимо этого, в школах стали уделять внимание экологическому образованию учащихся, проводятся различные внеклассные мероприятия, создаются творческие экологические группы, где под руководством учителей учащиеся рассматривают некоторые вопросы экологии. Школы близлежащие к резерватам «Семей Орманы» и «Иртыш Орманы» принимают активное участие по ввостановлению лесистости соснового бора по средством школьных лесничеств. Основными задачами их являются увеличение лесистости на территориях резерватов, экологическое образование и просвещение населения, привитие здорового образа жизни, вовлечение общественности в решении социальных и экологических проблем.
Школьное лесничество, которое было создано на базе Кара – Мурзинской средней школы в 2009 году, тоже реализует эти задачи. Наше лесничество, согласно календарному плану, проводит наблюдения за животными растительным миром , ведет вспомогательную работу в помощь лесничим, проводит агитацию среди населения по сохранению лесного бора, в пожароопасный период готовит листовки с обращениями по сбережению целостности лесного сообщества (экосистемы). Также проводится экспериментальная работа по выращиванию сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой в условиях школьной теплицы.


фото 1 фото 2 фото 3

Согласно плану мы проводим исследовательскую работу: изучение природных материалов, проведение пропаганды среди населения, например: «Рогаткам - бой» - профилактическая беседа на общешкольной линейке, «Новый год без гибели елочки» беседа с местным населением. Кроме бесед, принимаем активное участие в работе научного отдела Канонерского филиала ГУ ГЛПР «Семей Орманы»: выезжаем на патрулирование лесного бора, а также вместе с работниками лесного хозяйства очищаем прилегающую к лесу территорию и привлекаем членов школьного лесничества к работе в Канонерском филиале. Члены нашего лесничества проводят работу по оказанию помощи птицам: в школьной мастерской ученики старших классов и среднего звена самостоятельно изготавливают скворечники, кормушки, которые затем развешивают по обширной территории соснового бора в местах скоплений птиц и животных для подкормки их в зимний период. В весенне - летний период проводим санитарную очистку территории водоёма. Осенью члены лесничества собирают шишки сосны обыкновенной на семена.
С ранней весны до поздней осени оказываем помощь жительнице села Кара-Мурзы Корневой Т. А. по сбору лекарственных трав нашего края. В течение лета рассматриваем виды полезных и вредных насекомых нашего лесничества, так же занимаемся изучением видового состава шляпочных грибов Кара-Мурзинского соснового бора. В настоящее время нами определено примерно 15 видов съедобных грибов.Но главной нашей работой с 2009 года стало, выращивание сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой в условиях школьной теплицы. К сожалению, наша первая попытка вырастить годовалые сеянцев сосны обыкновенной в 2009 году не удалась по причине непригодности семян. А в 2010 году мы успешно справились с этой задачей и к лету мы получили саженцы сосны обыкновенной. Посев семян проделывали два раза: первый посев- 3марта, второй посев- 27 марта, так как среднесуточная температура в это время становится оптимальной для проращивания семян примерно +17 градусов – днем, а ночная не опускается ниже -0.

Деятельностью школьного лесничества является не только работа в стенах школы, но и участие в различных слетах и конференциях. Например: на первом областном слете школьных лесничеств и экологических групп проводимом в государственном национальном парке Казахстана Катон – Карагае в 2010 году, мы заняли третье место. Учащеся 10 класса - Пономарёва Т. и Игенова А. приняли участие в Международном юниорском лесном конкурсе, который проходил в г. Москве. В конкурсе принимали участие представители более 50 стран мира.


фото 4 фото 5

Таким образом, за период деятельности нашего лесничества проделана работа по оказанию помощи Канонерскому филиалу восстановление реликтового бора, проведение профилактических бесед с местным населением о сохранности наших лесных богатств, охране молодых посадок от лесных пожаров.
В целом работа интересна и увлекательна а главное это помогает воспитать в учащихся экологически грамотных людей, настоящих патриотов своей Родины, бережливых вотношении природы, а главное при тесном контакте с окружающей природой учащиеся лучше понимают взаимосвязь человека с окружающим миром.
И в заключение хочу добавить, что создание школьных лесничеств благородное дело, ведь лес - это главное богатство нашей страны.
Категория: Экология | Добавил: olga_shab (2012-03-01) | Автор: Шабаршова Ольга Сергеевна E
Просмотров: 1339 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru