Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
ГУ «Вспомогательная школа-интернат» ИГРА-КОНКУРС «Цветы – улыбка природы» Подготовила: Колесникова И.И. г.Семей, 2011 г. Коррекционно-развивающая цель: развивать желание к познанию окружающего мира; память внимания, творческие способности. Воспитательная цель: развивать эстетический вкус, учить видеть и по-нимать прекрасное в окружающем мире, воспитывать потребность бережно относиться к природе. Познавательная цель: Расширить кругозор знаний учащихся о проис-хождении названия цветов, их особенностях и применении в быту. Ресурсы: кроссворд «Цветы» на листе ватмана; иллюстрации цветов; макет ромашки с заданиями на лепестках; поляны на листах ватмана; книги о цветах для ватмана; диск с музыкальной записью «Вальс цветов» П.И.Чайковского; подарок жюри, выполненный руками учащихся - «Волшебный цветок добра» с пожеланиями; видео фильм «Цветочная фантазия». призы. Методы: Словесный, наглядный, игровой, интеграционный, проектно-конструкторский, психологический. Форма проведения: Активная. Тип занятия: Комбинированный. Ход игры-конкурса. I. Круг радости «Цветик-семицветик». Дети: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли. Быть, по-моему, вели. (Дети в кругу. Один из них, изображая слетевший с цветка лепесток, от-рывается и летит к любому сокласснику со словами: «Я желаю тебе стать…» Например. «добрым», «смелым», «уверенным» в себе и т.п. А тот, в свою очередь «летит» с пожеланиями к следующему»). II. Ведущий: Друзья, как радуют взор эти яркие краски цветов, их изящные очертания! Наверное, нет ничего совершеннее в природе, чем цветы! Они и украшение; и лекарство, и пища, и символы. С ними связаны традиции, обычаи и даже множество поучительных историй, о которых мы тоже с вами сегодня поговорим. Г.Х.Андерсен когда-то написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной и в лютый холод - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Чтец 1: Всю жизнь цветы не оставляют нас, Прелестные наследники природы. Они заходят к нам в рассветный час, В закатный час заботливо заходят. Они нам продлевают время встреч. Откладывают время расставаний. Мы души и сердца должны беречь От хищных рук, от зла и прозябанья. Любая мысль возвышенной мечты Тогда лишь перельется в ликованье, Когда пред нею склонятся цветы, Посредники живого пониманья. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в полисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. Чтец 2: Хорошо, что есть ромашки Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки. Как прекрасен мир цветной. Разноцветный шар земной. Ведущий: Ребята, я предлагаю вам посмотреть видео фильм об удивитель-ном мире цветов. По ходу просмотра постарайтесь вспомнить название цветов. (Демонстрация фильма «Цветочная фантазия») Ведущий: А сейчас я приглашают вас принять участие в конкурсе, посвященном цветам. Для этого нам надо создать две команды игроков по 7 человек в каждой. (Дети сидят на стульях, с обратной стороны спинок которых приклеены стики цветов. У кого желтые - собираются в одну команду, у кого красные - в другую. Учащимся остается придумать название командам). Ведущий: Итак, у нас сформировались 2 команды: «Подсолнухи» и «Алень-кий цветочек». У нас в гостях присутствуют… (Ведущая представляет гостей). Они и войдут в состав нашего жюри. Ребята, вас ждут интересные задания. Ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями конкурса. За каждый правильный ответ очередного задания команда получает цветок (стик), который капитан команды «высаживает» на свою поляну. (Заранее подготовлены на листах ватмана зеленые поляны для обеих команд, закрепленные на стендах. Итоги конкурса подводятся в самом конце. Победительницей может стать только та команда, у которой на поляне будет «высажено» больше цветов. Итак, I тур «Разминка» Зачитываются загадки каждой команде. Необходимо угадать о каком цветке идет речь. Загадки для команды «Подсолнухи». 1. Какую кашу не варят? (Кашка - название цветка). 2. Название какого цветка совпадает с названием кондитерского изделия? (Ирис). 3. И матушка родная, И мачеха злая Бок о бок живут – Через стеночку. (Мать-мачеха. Верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя - мягкая и теплая.). 4. Какое растение называют «цветок-букетик» (Медуницу. Сначала все цветы белые, а через несколько дней на стебельке можно увидеть розовые, голубые и даже лиловые цветки. Отцветая, они меняют окраску). 5. Какой цветок может избавить туристов от комаров? (Ромашка. Ее бросают в костер и от выделяемого запаха комары улетают). 6. Какое растение может заменить кофе? (Корни одуванчика. Их сушат, обжаривают, перемалывают и заваривают вместо кофе). 7. Белые горошки на зеленой ножке (Ландыши). Загадки для команды «Аленький цветочек» 8. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак). 9. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (от огненного цвет-ка). 10. Какой необыкновенный цветок описал в своей сказке С.Аксаков? (Алень-кий цветочек). 11. Меня называют царицей цветов, За цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов, Но кто ж не простит мне колючих шипов. (Роза). 12. Какой цветок первый вырастает на месте лесных пожаров? (Иван-чай. Заваренный из него чай очень полезен для организма человека). 13. Из каких цветов в Японии готовят вкусный десерт. (Из хризантем. Их обмакивают в яйцо, затем обваливают в муке. Так повторяют 2-3 раза, а затем обжаривают в масле и посыпают сахарной пудрой). 14. Как называют искусство составлять букеты? (икебана). II тур «Цветы в легендах и преданиях». «Загадки Богини Флоры». (Послушав легенду, дети должны назвать имя цветка, которому она посвя-щена. Легенды записаны на обратной стороне лепестков ромашки, оформленной на стенде. Игроки обеих команд по очереди выбирают лепесток и узнают содержание легенды. Это ромашка с сюрпризом, о котором игроки узнают выполнив все задания до конца. Сняв все лепестки цветка, открывается середина цветка, в которой находится диск с музыкальной записью «Вальс цветов» П.И.Чайковского для музыкальной паузы. Легенды. 1. Существует Древнегреческая легенда о сыне речного бога. В него влюбилась прекрасная нимфа Эхо, н юноша остался холоден и равнодушен к ее чарам. Тогда Эхо обратилась к богам с просьбой о наказании юноши, и те согласились. Однажды юноша остановился на краю чистого, спокойного озера, и, наклонившись, хотел напиться. И тут он впервые в жизни увидел свое отражение и был так пленен его красотой, что, не будучи в состоянии оторвать от него глаз, зачах от любви. Однако боги не дали ему погибнуть, а превратили его в прелестный цветок, получивший имя… (Нарцисс). 2. По древнему поверью, в бутоне этого цветка заключено счастье, но не было силы, которая открыла бы его бутон. Но, однажды. По лугу шла женщина с ребенком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку - и бутон раскрылся! Детский смех совершил то, что не могла сделать никакая сила… С тех пор этот цветок дарят тем, что испыты-вает счастье. В переводе с турецкого языка он означает «тюрбан». Он и вправду напоминает перевернутый головной убор. Что это за цветок? (Тюльпан). 3. По легенде он вырос из пылинки, упавшей со звезды. У древних греков этот цветок считался амулетом. Эти цветы – как последняя улыбка осени. Они красивые и неприхотливые - расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов. Угадайте, что это за цветок? (Астра). 4. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, делая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10-гражусный мороз. Он занесен в Красную книгу Казахстана и других стран. (Подснежник). 5. По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В наше время он, к сожалению, занесен в Красную книгу. (Ландыш). 6. По преданию он был первым цветком на Земле. Когда первый человек устраивал свое жилище, засевал поле, огораживал его от диких зверей, ему во всем помогало Солнце, ни на минуту не сходящее с неба. Потом человек прилег отдохнуть, а Солнце сказало: - Отдохну и я. Будет темно, но я вернусь. - Хорошо, - согласился человек. – Я буду ждать. Вскоре Солнце снова засияло на небе, и человек принялся за свои дела. Прошло время. Однажды небо затянуло серыми тучами, пошел дождь, и Солнце скрылось. Когда оно выглянуло на минутку, человек взмолился: - Я не могу без тебя! Пожалуйста, разгони тучи навсегда и свети мне снова! Я не могу это сделать, - возразило Солнце. Лучше я пошлю тебе своего маленького братца. Так появился на Земле этот цветок. Человек ухаживал за ним, но он смотрел только на Солнце. (Подсолнух). Музыкальная пауза. III. Разгадывание кроссворда «Цветы». По вертикали: 1. Цветок, который сначала желтый, потом белый, а затем лысый. (Одуванчик). По горизонтали: 2. Колючий, но не кактус. (Роза). 3. Растет даже под снегом. (Подснежник). 4. Колючий. (Кактус). 5. В песне про него поется: « …, …, мой любимый цветок». (Василек). 6. Садовый цветок, похожий на ромашку. (Астра). 7. Весенний цветок с множеством белых колокольчиков. (Ландыш). 8. Музыкальный цветок. (Колокольчик). 9. Лекарственный цветок. (Аир). 10. Цветок, семена которого добавляют в булочки и пироги. (Мак). IV тур. «Азбука цветов». Члены команд по очереди выбирают из шкатулки буквы алфавита и читают наизусть стихотворение о цветке, название которого начинается на выбранную букву. V тур «Найди цветок». Каждой команде вручается карточка со словами, в которой надо поме-нять порядок букв так, чтобы получилось название цветка. Слово команде «Подсолнух» - ОЗАР (Роза). Слово команде «Аленький цветочек» - НДЫЛАШ (Ландыш). Игра «Садовние».( На закрепление названия цветов). Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (В течение минуты учащиеся перечисляют названия цветов. Последний участник игры, назвавший цветок, становиться победителем). VI тур «Творческое задание». Обеим командам предлагается из цветового пятна-кляксы, изобразить цветок на листке бумаги. (Жюри подводит итоги и объявляет команду-победителя, которой вручается приз – молодые ростки комнатных растений, а проигравшей команде - утешительный приз). Ведущий: Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Остава-лись бы, конечно, в природе другие свидетельства ее совершенства: солнце и звезды, лазурь океана и лунный свет, зори и сумерки, горные ущелья и полноводные реки. И все же… Сколь мрачным и строгим было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы человек, наверное, так чувствовать и любить, радоваться и страдать, потому что сердце его оставалось бы пустым и черствым, не знающим настоящей красоты. Чтец 2: Хорошо, что есть ромашки Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки. Как прекрасен мир цветной. Разноцветный шар земной. Ведущий: Мир цветов удивителен и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч цветов - и у каждого цветка свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватает, наверное, всей жизни на то, чтобы понять со-кровенные тайны цветов. Мы желаем вам просто любить их, восхищаться ими и беречь! Будем вежливы с природой и друг с другом! Будем друг другу дарить цветы, выращивать их в своих садах, украшать ими свои дома. Как сказал поэт: «Цветы - это улыбка природы». Чтец 1: Если я сорву цветок Если он сорвет цветок Если мы: и он, и ты – Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты, Если мы сорвем цветы… Чтец 2: Не губите цветы на лугах и в лесу, Берегите красу первозданную, Огда с поля ромашки в охапках несут, Мне становится грустно и страшно. Подарите ромашковый луг, Подарите березу иль царственный дуб Только пусть это будет живое! Рефлексия. Литература. 1. Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. – Киев: Довира, 1994. 2. Красиков С. Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990 3. Моложавенко В.С. Тайна красоты: книга о цветах. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. | |
Просмотров: 7162 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|