Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ: « ИЗОБРАЗИТЕДБНОЕ ИСКУССТВО и ЭКОЛОГИЯ» Тема:«СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА» Место проведения: ДДиЮ, кабинет»Изостудия». Время проведения: 9 марта 2012г. В 15.00 Педагоги дополнительного образования Руководители кружка «Эко Плюс» Матвеев А. Н. Кружка «Изостудия» Сыч Н. В. г. Жезказган 2012г. Тема урока: Секреты мастерства. Цель: Применение новых технологий для изучения культур народов мира. Задачи: Общеобразовательные: Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Знакомство с методами переработки макулатуры. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Познакомить детей с новой техникой создания объемных образов – лепкой из бумажной массы. Осуществление меж предметной связи изобразительного искусства и экологии. Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к природе и ее богатствам. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Воспитывать интерес и искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Формирование понимания единства человека и природы. Вовлечение в активную природоохранную и экологическую деятельность, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения. Развивающие: Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Формирование положительных мотивов учения, воспитывать познавательный интерес. Способствовать развитию умений и навыков, делать умозаключения. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук, глазомера. Тип урока: Интегрированный урок по обобщению Изобразительного искусства и экологии. Методы обучения: Беседа, выполнение практических работ. ТСО: Проектор, экран, слайды, учебные таблицы. Наглядный материал :(готовые изделия ,репродукции, посуда с росписью). Необходимые предметы для работы: Мягкая и рыхлая бумага, пригодная для утилизации (старые газеты, салфетки, тетради и пр.), пластиковые ванночки или коробочки для вымешивания бумажной массы, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные, миксер, сито, скалка. Кисти, гуашевые краски, палитра, карандаш, заготовка для росписи, стирательная резинка, шаблоны, салфетка. План урока: 1. Организационный момент. Объяснение темы. Цели и задачи урока. 2. Актуализация знаний. Выступление экологов и художников. 3.Практическая часть. Освоение методов. 4.Закрепление нового материала. 5. Подведение итогов урока. Ход урока: Эко-волшебник и Палитра: 1. Организационная часть. Здравствуйте ребята и гости нашего занятия. Я «Эко-волшебник», а я «Палитра». Эко-волшебник: И мы вместе с вами сегодня на уроке познакомимся с новым видом росписи (Городец) по дереву и используем новый материал для росписи, полученный из макулатуры. Палитра: Который составит основу для городецкой росписи .Это эко- материал. 2. Актуализация знаний. Ведущий: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Назвали Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, через него шли торговые пути. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась товарами из всех стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги располагался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, коромысла, лапти ( транслируются слайды с изображением изделий). Жители Городца и окрестных сел славились как умелые плотники и резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все, и это с удовольствием покупалось, благодаря забавным расписным картинкам. И вешали вместо картин. Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. «Эко-волшебник»: Мне уже не терпится приступить к работе. А где же взять нам древесину? Наверное, нужно это спросить у экологов. Выступление экологов: В настоящее время древесина является самым распространённым материалом, который использует человек. Для человеческих нужд выпиливаются миллионы деревьев, уничтожаются леса и их обитатели. А в Жезказгане деревья являются особой ценностью, так как требуется для их содержания не только уход, но и полив. В настоящее время вряд ли какой-нибудь другой продукт из деревьев вызывает столь бурные нападки со стороны экологов, чем бумага: бумага виновна в исчезновении лесов, а необходимые для отбеливания целлюлозных волокон средства загрязняют озера и реки. Кроме того, в производстве бумаги используется еще около 3000 различных химических соединений, а действие большинства из них на окружающую среду до сих пор окончательно не установлено. Одним из основных решений проблемы является переработка макулатуры и вторичное использование бумаги. 3.Практическая часть. Освоение метода. «Эко-волшебник»: Паустовский сказал “Любовь к родной стране без любви к природе невозможна”. И поэтому сегодня мы с вами освоим метод, который способствует сохранению нашей природы. Мы будем перерабатывать бумагу, и готовить заготовку для росписи. Палитра: А вы знаете, что из старых, давным-давно прочитанных газет можно смастерить много всего интересного. «Эко-волшебник»: Давайте попробуем. Вот ванночки, вот вода (в баночках), старые газеты, кусочки бумаги. Но нам понадобится много-много кусочков газеты (примерный размер кусочка 1-3 см), возьмем газеты и разорвем их на мелкие кусочки. Ученики принимаются рвать бумагу на мелкие кусочки. Палитра: А теперь переложим кусочки газеты в ванночки, зальем водой. Замачивать такую бумагу нужно в теплой воде 5-6 часов, а желательно оставить ее на ночь. «Эко-волшебник»: Но мы не будем ждать столько долго ведь я волшебная фея и у меня есть волшебный ящик. (Фея помещает только что замоченную бумагу, читает заклинания и достает заранее приготовленную и замоченную бумагу.) Палитра: Теперь нам нужно измельчить бумагу с помощью миксера.( Бумага с водой помещается в миксер и перемалывается.) «Эко-волшебник»: Излишняя влага отжимается через сито. «Эко-волшебник»: Дети, у нас получился какой-то новый материал – «бумажное тесто». Как вы думаете, что из него можно сделать? (Дети догадываются, что из этой массы можно лепить так же, как из глины, пластилина или соленого теста). Палитра: Но нам нужно много такого теста… «Эко-волшебник»: Давайте я поколдую, и получим нужное количество. (Фея становиться у волшебного ящика и взмахивает волшебной палочкой. Приговаривает волшебные слова: Абра, Кодабра. И достает из сундука нужное количество бумажного теста из ящика.) «Эко-волшебник»: Ну, теперь нужно замесить «бумажное тесто», вымесим хорошо, как будто бабушка для дедушки колобок печет. ( Ребята приступают к работе под руководством феи и ведущего.) Палитра: На дворе весна, прошла масленица, и я предлагаю вам слепить блины. Для этого нам понадобиться скалка и умение катать тесто. ( Дети начинают лепить из бумажной массы блины. Ведущий и фея помогают. ) «Эко-волшебник»: Для того чтобы блины быстрее высохли их можно проутюжить утюгом. Или ждать сутки пока наши блины будут готовы. Но я предлагаю снова колдовство, и ускорить процедуру. (Фея вместе с детьми опускает блины в волшебный ящик и колдует. Затем достает готовые заранее изделия. И говорит, что блины готовы.) Палитра: Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца- Чудо роспись Городца. «Эко-волшебник»: Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Выступление художников: В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана и купавы). Сначала готовят цветной фон (часто желтый, его окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Этот этап называют «подмалевка». Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Завершающий этап росписи называют «оживка», так как именно после нее рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. «Эко-волшебник»: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомимся с элементами росписи. Выступление художников : Палитра: Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Распишите и подарите своим близким на 8 марта. Художники: Нам понадобятся: 1. Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы и № 2 - для замалёвки. 2. Гуашь художественная ( можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой. 3. Заготовка из эко материала, которое мы будем расписывать . 4. Карандаш, ластик, линейка. 5. Шаблоны, вырезанные из картона – круги разного диаметра. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый. Художники: Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны, а на деревянном изделии циркуль и вовсе не приемлем, он оставит след от иглы. Картинки обязательно увеличивайте, а то карандашный набросок плохо видно. Элементы Городецкой росписи: Розан, иначе купавка – самый крупный цветок ; Бутон – малый розан, поменьше розана; Солнышко - розетка - поменьше купавки; Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета. Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе. Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду. Начнем, пожалуй. Ничего не бойтесь, всё получится, этому учатся даже дети. Главное желание и старание. 1. Карандашом и линейкой по краям заготовки обозначим рамку 1 см. 2. Нарисуйте карандашом ведущую – стебель (полукругом, как бы перевёрнутое коромысло) Сильно не нажимайте на карандаш, чтобы потом легко было стереть без следа. На этот стебель начинаем сажать цветы, начиная с большого – обводим большой шаблон посредине внизу, прямо на стебель. Проследите, чтоб от нижнего края рамки до круга было около 2 см простора. Далее обводим средний и малый шаблоны, симметрично от большого, между цветами должно быть расстояние 1 – 1,5 см. 3. В двух верхних углах листа в 1см от рамки обводим средний шаблон (это будущие бутоны), а по краям от него малый (будущие ягодки). 4. На большом круге, на его верху, нарисуем сердцевину – это маленький кружок (малый шаблон). 5. На остальных цветах такие же сердцевины нарисовать от руки, причем так чтоб они находились на самом стебельке, а не с краю. 6. У большого нижнего цветка начинаем рисовать лепестки, начиная с нижнего… Для трёх нижних лепестков можно использовать малый шаблон. Поднимаясь вверх, ближе к сердцевине лепестки становятся меньше, их нарисуем от руки. 7. К верхнему краю большого цветка-круга прикладываем средний шаблон и обведим. 8. На остальных цветах тоже самое, но нарисуем от руки или циркулем. Или делаем дополнительный шаблон. 9. Начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (в общем сколько считаем нужным). Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу, напоминает на скобки на клавиатуре ). А можно иначе – с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (эдакий бугорчик - коромысло) 10. Заполняем листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком. 11. В центре композиции можно нарисовать птицу или коня. ( Транслируется слайд с изображением птиц). Начинаем рисовать линию живота , только не в центре листа а чуть левее. Смотрим внимательно - плохо видно(сильно не жмем на карандаш). а) Сначала рисуем животик, напоминает животик беременной, а по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик) б) Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа, то есть большой цветок-розан смотрит как раз на него. в) Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла. г) Хвост. От крыла, начиная вести дугу вверх выше головы птицы. Такую же дугу только маленькую нарисуем внизу, под крылом. Соединяем верхнюю и нижнюю дуги между собой волнистой линией, по типу коромысло. д) Ноги. Под животом рисуем 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направляем в сторону хвоста, другую почти прямо. Снизу к ним подрисовываем еще перпендикулярные чёрточки- дуги. На данном этапе ножки похожи на пьяные буквы V в англ. алфавите. Надо дорисовать ляжки – это снова 2 чёрточки – дуги. Птица готова и вся композиция в целом готова к росписи. Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев. Второй этап называется «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах – красная или бордовая оттенёвка. А также хвост у птицы. 4.Закрепление нового материала: Вопросы на закрепление ( показываются работы кружковцев выполненные из эко материала), ведется сравнительный анализ. Раздаются листы (рефлексия) каждому кружковцу. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в работе то, что лучше всего удалось. Вопросы: 1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? 2. Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? 3. На каких изделиях выполняется роспись? 4.Чем можно заменить дерево? 5. Подведение итогов урока: На данном уроке мы познакомились с новым видом росписи, с новой техникой создания объемных образцов. Нашли применение новых эко материалов в изобразительном искусстве. Осуществили связь между предметами изобразительное искусство и экология. Рефлексия. (В конце урока раздаются всем участникам таблички, которые они потом заполняют). | |
Просмотров: 2066 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|