Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Открытый воспитательный час «Земля – наш общий дом» Для начальных классов Воспитатель Качирского детского дома I категории: Остапенко С.В. г.Павлодар, 2012 год [/color] Цель: Раскрыть некоторые экологические проблемы происходящие на нашей планете, в нашей стране, дать знание экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле. Задачи: Образовательная – углубление и обобщение знаний учащихся о современных экологических проблемах, умение объяснять причины нарушения экологического равновесия. Развивающая – развитие экологического мышления и познавательной активности. Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе, экологической культуре и любви к Родине. Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа в группах, игровые моменты. Форма проведения: в виде экологического конкурса. Оборудование: проектор со слайдами, сюжет фильма «Экология», географическая карта Казахстана, экологические газеты, эмблемы участников конкурса, атрибуты для сценки, грамоты, призы. Место проведения: Музыкальный зал. Время проведения: 23.02.12г. Ожидаемый результат: Сформируется умение объяснять причины нарушения экологического равновесия, понимание универсальной ценности природы и чувства ответственности за сохранение основ жизни в настоящем и в будущем. Бережное отношение к природе и любви к Родине. На экране появляется изображения Земли из космоса, звучит музыка. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Восп-ль: Наверное, нет такого человека, которого совершенно не волновала судьба окружающей природы. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задуматься над этой проблемой. Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками человека. Наша жизнь неотделима от природы. Однако порой и взрослые, и дети бездумно ведут себя по отношению к ней. Сегодня мы с вами на миг заглянем в одну из страниц календаря- 5 июня, который отмечается как День охраны окружающей природы. А сейчас ребята ваше приветствие Земле! (на фоне музыки). Дети: Я приветствую тебя, Земля! Я приветствую тебя, Солнце! Я приветствую тебя, Вода! Я приветствую тебя, Воздух! Мы приветствуем всех вас! Кристина:Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм. Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь! Долорес: Я люблю тебя, Земля! Я хочу, чтоб ты жила, Хорошела с каждым годом, Плодоносила, цвела. Берегите эту Землю! Ведь она у нас одна! Защитим её все вместе, Мы как дружная семья. Будем мусор убирать, Не сорить, не обижать! Восп-ль: Древние люди всегда покланялись Матушке-Природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и даже карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего мира. Мы чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты. Печальную эстафету принял от нас с вами в новый век новое поколение детей и взрослых. Набатным призывом звучит слово «Экология». -А вы, ребята, знаете, что это за слово? Что оно обозначает? Ответы детей: Слово «Экология» - с греческого: ойкос(эко) – дом, жилище, логия(локос)- наука. Восп-ль: Ребята, когда возникла наука «экология» и что она изучает? Ответы детей: Понятие «экология» впервые определил немецкий зоолог Геккель в 1868г. В целом, это наука о доме, о взаимопониманиях человека с окружающей средой. Она изучает нашу Землю, охрану природы, её защиту. Восп-ль: Давайте вспомним, сколько лет назад образовалась планета Земля? Ответы: 5 миллиардов лет назад. Вос-ль: Представте себе, что 5 миллиардов – это 1 час, а в часе 60 минут. И что же произошло за это время? (звучит музыка, появляются слайды) Ученик1: В 0 минут образовалась новая планета. Ученик2: Через 10 минут зародилась новая клетка. Ученик1: Через 30 минут в океане появились сине-зелёные водоросли, которые производили кислород. Ученик2: Через 52 минуты в океане появились маленькие животные – трилобиты. Ученик1: Через 55 минут появились на планете большие деревья. Ученик2: Через 56 минут в воздух поднялись огромные ящерицы. Ученик1: Через 57 минут появились динозавры. Ученик2: Через 58 минут появились первые птицы и звери. Ученик1: В 59 минуту появились первые люди на земле . Ученик2: В 60 минут – появились мы, сегодняшние жители. Восп-ль: Вот такой эволюционный путь прошел человек за 5 миллиардов лет. С тех пор человек и природа стали частью друг друга. -Можно ли сказать, что человек и природа едины? (Доказательства детей ). Ответ: Человек является частью всего окружающего мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нём . Вика: Моя планета – человеческий дом. Но как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава – океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни птице. Где стонут травы: «Больше не могу…», И всё живоё стонет : «Помоги!» Восп-ль: Сегодня мы все вместе попытаемся понять, что же происходит на нашей огромной планете под названием Земля! Вам представится возможность побывать в роли эколога, где вы должны разрешить ряд экологических проблем, сформировать правила поведения на природе, выразить свои чувства к происходящим экологическим проблемам на планете, в стране, привести примеры бережного отношения к окружающей природной среде. В решении некоторых экологических проблем согласились принять участие две команды. (представление команд). Это команда «Защитники» и команда «Спасатели». Ваше знания будет учитывать Экологический совет», который будет оценивать ваши знания по 5-ти бальной системе. Итак Тур№1 – «Представление команды» (название команды, девиз, приветствие, визитка команды – Экологическая газета.) Ваш девиз и ваше приветствие. Наша команда: «Защитники». Наш девиз: « Защищай! Береги! Умножай!» Наше приветствие: И пусть острей кипит борьба. Сильней соревнования. Успех решает не судьба, А только наши знания! Наша команда: «Спасатели». Наш девиз: «Спасай всегда, спасай везде – вот лозунг наш и правила!». Наше привествие: Мы отвечаем дружно И здесь сомнений нет Сегодня будет дружба Владычицей побед. Тур№2 « Экологические проблемы» Внимание на экран. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – жить на Земле, как люди!» Великий драматург Бернард Шоу. Просмотр сюжета из фильма.. «Экология». Прокомментируйте, что вы увидели, и дайте оценку. Обобщение. Экологический совет оценивает ответы команд. Восп-ль: Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек. 8 миллионов погибнет от смога на Земле до 2020года, который висит над нашей планетой. 80% всех заболеваний передаётся через употребление загрязнённой воды – от этого умирает 25 миллионов человек. В очень бедных регионах мира, как, например, Африка, Австралия – дети не доживают до 5 лет, все болезни связаны с окружающей средой. Первое место в списке самых экологически чистых стран мира занимает Финляндия. Второе и третье занимают Нидерланды и Дания. Четвёртое место принадлежит Колумбии. Тур№3 «Экологические проблемы Казахстана» Перед вами карта Казахстана. Сейчас командам нужно отметить чёрными каплями глобальные проблемы в нашей стране. По одному участнику выходим к карте и сообщаем о проблемах в стране, городе. Экологический совет оценивает ответы команд. Восп-ль: И что же мы видим? Дети: Чёрных капель очень много. Восп-ль: Что же происходит? Дети: Загрязнение воды, почвы,воздуха, оскудение животного и растительного мира приобретают глобальные проблемы. Земля стонет от людского безобразия. Восп-ль: Чтобы меньше было чёрных пятен, а больше –голубых, нужно что? Дети: Человек не должен вредить Земле, обращаться бережно, лучше землю использовать в благих делах целях, беречь леса, озера, реки, словом, охранять Родину. (звучит музыка) Мади: Стали люди сильнее, чем Боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У Земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает этот век. На земле ж белых пятен нету. Чёрные! Сотрёшь ли, человек? Прежде чем приступить к следующему туру предлагаю провести тренинг, который называется «Дыхания счастья». При вдохе вы вдыхаете медленно ароматы любимых цветов, радость, удачу, здоровье, тепло, любовь и свет. При выдохе мысленно выдыхается мусор, грязь, болезни, печаль, обиды, неудачи, зло, глупость, ненависть. Тур№4 «Экологические ситуации» Каждой команде предлагается экологическая ситуация. Вы должны решить эту проблему и дать нам свой ответ. 1.В результате человеческой жестокости сайгаки оказались на грани исчезновения. Всего 15-20 лет назад в казахстанских степях бродили огромные стада сайгаков. Сейчас численность этих животных по всей республике не превышает 30 тыс. Что нам с вами надо сделать для того, чтобы сохранить этих животных, которые сегодня на грани исчезновения? 2.Состояние биоресурсов в Каспийском море сегодня вызывает тревогу у жителей. Загрязнение воды, бесконтрольный лов рыбы могут привести к тому, что через 2-3 года ценные породы осетровых рыб окажутся в Красной книге. Как бы вы разрешили эту проблему? Восп-ль: Наша жизнь неотделима от природы. Она даёт нам всё для жизни и требует от нас бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые и дети бездумно ведут себя по отношении к ней. Тур5 « Экологические сценки» Каждая команда должна показать сценку с экологической проблемой, а другая команда найти решение этой проблемы. Сценка «Разговор на лесной поляне» (автор читает) В лесу живут «братья наши меньшие», среди них много верных друзей. Птицы - защитники леса, садов и огородов. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Для зверей и птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров. Ворона: (оглядываясь, в страхе) Кар-р, кар-р, хулиганы! Ох тяжко нам живётся, сколько бед от ребятишек! Как только увидят, так и норовят что-то кинуть! На сцене появляется синица. Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тётушка Ворона! А я слышу, кто-то каркает, дай думаю, посмотрю. А тут вы, с кем это вы? Ворона: Кар-р-р… ели ноги от школы унесла, отдышаться не могу! Хулиганьё! (Ворона грозит крылом в сторону детей) Сидела на заборе, смотрела, чем поживиться, а ребята снежками в меня… Синица: (вздыхает) Да, и нам, синицам, зимой не легче. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодный засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только семь. Бедные мы, бедные. Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила, на голод жаловался, говорит, что не знает, как переживет зиму. Синица: Тётушка Ворона, а давай попросим ребят помочь нам и зима нам будет нипочём! Восп-ль: Давайте вспомним, какую пользу приносят нам птицы. Птицы – защитники лесов, садов и огородов, уничтожают насекомых, украшают нашу жизнь. Ребята, а чем каждый из вас может помочь птицам? Сделать кормушки и насыпать корм, семечки, хлебные крошки, синицам сало, не обижать птиц, не кидать камнями, снежками, помогать раненым птицам. Сценка «Разноцветная речка». (автор читает) Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети, чтобы искупаться; рыбаки- наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она Разноцветной: серой, желтой, красной, чёрной. Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой-тонко Обмелела на глазах. Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами рыбок. Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон? Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заповедь… А ты подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка: Видели бы вы, какой на мне груз лежал? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… вот и стала фиолетовой еле-еле выбралась из-под мусора. Красная рыбка: Ой, смотрите, кто это? Фиолетовая рыбка: Среди своих родичей я таких не видела. Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы , только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стала нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают. Жёлтая рыбка: Что же нам делать? Как дальше жить? Чёрная рыбка: Давайте попросим ребят помочь нам очистить речку. Восп-ль: Давайте вспомним, отчего река стала цветной? Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разлив нефти, мусор с кораблей. Ребята, а чем каждый из вас может помочь нашей речке? Дети: Не бросать в воду мусор, не мыть в речке велосипеды, не стирать паласы и т.д. Тур№5 « Весёлая полянка» Каждой команде задаётся по три вопроса и имеется три ответа, нужно выбрать правильный. Вопрос №1: Иногда, особенно весной, можно увидеть, как сороки цепляются к молодым телятам. Они садятся им на спину, шею, ноги, Животные их не прогоняют, а спокойно едят траву. Почему сороки набрасываются на телят? -Они выщипывают шерстинки для гнезда. -Лечат животных. -Просто играют. Ответ: Сороки - ветеринары, которые лечат животных. Вопрос№2: Этот гриб есть нельзя. Для людей и некоторых насекомых – смертельный яд, а для некоторых животных – это лекарство. -Подберёзовик -Мухомор -Опёнок Ответ: Мухомор. Вопрос №3: Про какое дерево сказано: Первое дело – мир освещать, Второе дело – шум утешать, Третье дело – больных лечить, Четвёртое дело – чистоту соблюдать. -Липа -Рябина -Берёза Ответ: Берёза. Из неё делают лучины, берёзовый дёготь – для смазки колёс у телеги, лекарственные настои, веник берёзовый для парной в бане. Вопрос №4 : Для чего скворцы затаскивают в скворечник рассаду помидоров? -Для дезинфекции -Для подстилки -Для заделывания щелей. Ответ: Рассада нужна для того, чтобы из гнезда выгнать воробьиных блох, которые бояться запаха помидоров Вопрос № 5: Соцветие какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем? -Одуванчик -Подсолнух -Мак Ответ: Подсолнух. Вопрос №6: Для чего дрозды, трясогузки, скворцы, вороны и другие хитрые птицы садятся на муравейник? -Поесть муравьиных яиц -Для принятия оздоровительных ванн -Просто передохнуть Ответ: Птицы в муравейнике избавляются от насекомых – паразитов, принимают оздоровительные ванны. Восп-ль: Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом. Рядом с нами немало растений и животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Именно от того, как мы ведем себя в роще, у реки, в лесу, зависит судьба этих животных и растений. Когда мы идем в лес, мы должны помнить правила проведения на лоне природы. Тур №7 «Крестики – нолики». Согласны –х, не согласны- о. 1. Не рви ягоды и грибы с корнями. 2. В лесу нужно убрать с дороги муравейник, чтобы ничего не мешало вам отдыхать. 3. Если в лесу увидели ёжика возьми его с собой. 4. Не убивай жуков и пауков. 5. Не рви цветы охапками. 6. Цветов в лесу много, нужно не забыть нарвать маме, бабушке, тёте, соседке. 7. Не лови бабочек и стрекоз. 8. В лесу можно слушать музыку, громко кричать, чтобы не заблудиться. 9. Не разжигай в лесу костра. 10. Никогда не разбрасывай мусор в лесу, а убери за собой. 11.На природе не разбрасывай стекло: о битое стекло могут поранится люди, животные от преломления через осколки может загореться лес! 12.Пусть все запомнят, что здесь был «Я». 13. Не сбивай грибы ногами. 14. Не разоряй в лесу птичьего гнезда. 15. Не убивай насекомых и животных. Восп-ль: Экологический совет оценивает ваши ответы. Вы ребята сейчас вспомнили правила поведения на природе. Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что можно взять с собой в лес, чтоб там мы могли использовать это по назначению, а не просто носить лишний груз. Я вам сейчас буду зачитывать стих, если вы со мной согласны, что нужно брать на пикник, то хлопайте, если не согласны, то топайте. Вы выбираете только то что нужно нам на пикнике. На пикник идем мы в лес. Как себя вести нам здесь? Если наш пикник хороший, Значит, хлопайте в ладоши. Если не согласны с нами, Значит, топайте ногами. Мы собрали рюкзаки… (Хлопки.) Положили котелки… (Хлопки.) Спальные мешки и кружки… (Хлопки.) Сувениры и игрушки… (Топот.) Хлеб, консервы и напитки… (Хлопки.) Карнавальные накидки… (Топот.) Санки, клюшку и коньки… (Топот.) И гирлянды — огоньки… (Топот.) Ближе к полночи собрались… (Топот.) В пути мы песен накричались… (Хлопки.) И пришли к своей полянке… (Хлопки.) Там убрали мусор — склянки… (Хлопки.) Хорошо расположились… (Хлопки.) Развести костер решились… (Хлопки.) Пять березок завалили… (Топот.) И пол-леса запалили… (Топот.) А потом водой залили… (Хлопки.) И пожар весь затушили… (Хлопки.) Отдышались, улыбнулись… (Хлопки.) И опять домой вернулись… (Хлопки.) По дороге топали… (Хлопки.) И еще похлопали! (Аплодисменты.) Восп-ль: Итак , «Экологический совет» показывает оценки нашим командам за 7тур.Давайте поддержим друг друга.Сейчас экологический совет подведет итог всего конкурса.И в заключении я ребята хочу вам рассказать небольшую притчу. А вы знаете, что такое притча? Правильно.Это такие сказания с моралью. Которые учат нас добру, справедливости, бережному отношению к окружающему миру. Послушайте одну из них. Один старик бродил по берегу моря, увидел тысячи морских звёзд, выброшенных волной на берег. Он знал, что если не вернуть их в воду – они погибнут. И старик одну за одной стал поднимать звёзды и опускать их в воду. Один человек спросил «Кому нужен твой труд? Ты ничего не можешь изменить!» Старик ответил: «Я не могу помочь всем, но эти звёзды я спас!» - Чему учит нас эта притча? Ответы детей: - Нельзя никого бросать в беде. - Помогать всем, если даже ты один. - Учит добру. Восп-ль: Цените, ребята на свете всё живое, принимайте участие во всём, не будьте равнодушными. Всё зависит только от нас. Прошу всех участников выйти сюда. Максим: Взгляни на глобус – шар земной! Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: Ты береги нас! Береги! Маша: Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речке медленную речь. Всё это называется – природа, Давайте же всегда её беречь! В лучах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить! Природой называется всё это! Давайте же с природою дружить! Вова: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Илья:Есть одна планета - сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Береги свою планету – Ведь другой такой на свете нету! Песня «Мир». Восп-ль: А сейчас уважаемые гости примите на удачу и на счастья -цветы, сделанные ребятами своими руками, которые исполнят любое ваше желания. Восп-ль: Итак «Экологический совет» подводит итог нашего конкурса. (вручение грамот и призов). | |
Просмотров: 4446 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|