Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Ланг А.Г Специальная коррекционная школа – интернат, г.Астана воспитатель Экологическое воспитание детей с отклонениями в развитии «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.» В.А. Сухомлинский. История человечества неразрывно связана с историей природы. Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития. Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задачей. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе. Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей с отклонениями в развитии можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится наиболее актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Так как эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, поэтому воспитание в условиях коррекционной школы должно быть направлено на то, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Особенно важно это для детей с отклонениями в развитии , которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей, комплексный труд педагогов коррекционной школы, родителей и просто неравнодушных людей при формировании экологических представлений у детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся. Эффективность экологического воспитания учащихся целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Для того, чтобы школьник с отклонением в развитии стал правильно оценивать и воспринимать окружающий мир, необходимо его научить наблюдать те удивительные события, которые происходят в этом мире, вычленять главное, устанавливать причинно – следственные связи. Так как у наших детей узкий круг общения и нет многих социальных навыков, то закрепление и расширение экологических знаний необходимо вести ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В каждый из режимных моментов воспитатель имеет возможность вводить элементы экологического воспитания. При проведении занятий по экологическому воспитанию главный акцент делается на личностное отношение каждого учащегося к данному материалу, учитываются особенности высших психических функций воспитанников, их склонностей, поведения и характера. В своей работе по экологическому воспитанию применяю такие формы педагогической работы: - экскурсия (тематические экскурсии по городу, в музей, в парк в разные сезоны); - целевые прогулки по территории школы и за её пределы ( по правилам поведения на улице, по ПДД, прогулки с целью наблюдения за природой); - беседы с использованием природоведческой литературы, экологических сказок, музыкальных произведений; - труд в школе, и на территории школы (субботники по уборке территории, участие по озеленению пришкольного участка): - выполнение коллективных и индивидуальных работ из природного материала, ИЗО; - тематические праздники и развлечения. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Исходя из своего опыта, могу сказать, что любое событие, произошедшее дома, в школе, может быть озвучено во время прогулки, детская непосредственность тоже дает возможность увидеть детей другими глазами. Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями, в зимний период уборка снега. Такой вид работы призван сформировать у детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Выполнение таких видов также дает возможность пронаблюдать личностное отношение к выполнению трудовых поручений, посильность их выполнения. Среди разнообразных форм воспитания любви и бережного отношения к природе наиболее эффективным являются природоведческие экскурсии. Основная задача заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитывать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире. К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка. А эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ланшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Организация экскурсий требует предварительной подготовки, продумывание объекта наблюдения, так как двигательная активность в силу психофизических особенностей детей снижена, поэтому эффективность проведения во многом будет зависеть от личностных качеств и чувств педагога. В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией – переходный от игровой к учебно – игровой.. Игра – альтернатива, которая в действительности обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все, же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, благодаря четкости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школой самоорганизации и самодисциплины. В среднем звене можно использовать КТ - тема « Мир и природа» - задания направлены на развитие внимательного отношения учащихся ко всему, что их окружает. В компьютере может быть заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале. В свободное время свободное время ученикам можно предложить настольно-печатные, словесные игры. Очень важно чтобы, воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно — ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. Через эти игры подводят к тому, что природа – это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает – в природе все красивое и интересное. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие воспитанников, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе, конечно, занимает нахождение детей на природе. Возможность для этого появилась при выезде детей в туристичекий лагерь «Батыр», выезды детей на отдых в летний период. Одной из наиболее крупных форм работы является проведение тематических праздников, внеклассных мероприятий экологической направленности. Как писал Сталь Шмаков «Праздник для детей, не тусовка, не бомонд, а премьера важного события. Со- бытие – совместное бытие. Дети любят праздник за новизну человеческих отношений «праздник – не праздность. А большое важное дело, всегда коллективное, всегда творческое». Праздники привлекательны тем, что участвуя в совместной деятельности, снимается конфликтность. Рождается чувство общности, желание получить удовлетворение. И это чувство помогает увидеть эмоциональное состояние детей, а также испытать удовольствие от проведенного праздника. Эффективность экологического воспитания детей с отклонениями в развитии целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и их внедрение. | |
Просмотров: 3238 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|