Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология |
Экологическое воспитание школьников на уроках познания мира. История человечества неразрывно связано с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Проблема экологического воспитания является в настоящее время очень актуальной. К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего поколения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах. Серьезными проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических и химических качеств планеты, изменение экосистем, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту,что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Для этого нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. Ребята, получившие определенные экологические представления будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране. Актуальность этой проблемы помогла выделить объект исследования, им является процесс экологического воспитания школьников. Предметом исследование является содержание взаимодействия учителя с учащимися в процессе экологического воспитания младших школьников. Цель исследования: разработать систему воспитательных мероприятий, способствующих эффективному экологическому воспитанию младших школьников. Для реализации этих целей выявили следующие задачи: а) анализ теоритических основ педагогической литературы по вопросам экологического воспитания младших школьников; б)выявление эффективных форм и методов экологического воспитания младших школьников; в)разработка рекомендаций для учителей по экологическому воспитанию младших школьников. В сущности экологического воспитания можно выявит две стороны: 1.Экологическое сознание; 2.Экологическое поведение. Следовательно, для формирования экологического сознания на уроках «Познание мира» должны быть созданы все необходимые условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной деятельности. Для работы с учащимися было разработано несколько экологических задач. Первые задачи были простыми. Освоив работу с фланелеграфом, дети смогли прейти к более сложным задачам, связанными с сохранением равновесия в биоцентозах, а также выяснить причины нарушения устойчивости бионетоза. Сам термин «биоцентоз» при работе с детьми не употребляется. Работая с фланеграфом, дети проявляли большую активность и заинтересованность. Они с большим желанием находили нужные детали, находили и меняли объекты в соответствии с изменившейся ситуацией. Между детьми возникали даже споры, но ребята старались самостоятельно приходить к правильному выводу. С целью выявить первоначальный уровень знаний учащихся младших классов по экологии, было проведено анкетирование (констатирующий эксперимент). Во время работы был проведен ряд мероприятий по экологическому воспитание младших школьников. Все они проводились в определенной последовательности. Каждое занятие по возможности имело экологическую направленность. Необходимо было довести до сознания учащихся, что человек, будучи частью природы, должен и обязан подчиняться ее законам. Человеческая деятельность не должна разрушать природу, а гармонично развиваться вместе с окружающей средой. В итоге был проведен контрольный эксперимент, чтобы определить эффективность проделанной работы.Эксперимент по экологическому воспитанию осуществлялся на уроках «Познание мира». Формирование экологических знаний, воспитание экологической культуры будет осуществляться более успешно, если умело компоновать различные виды деятельности. Был разработан перспективный план, в котором разрозненные виды согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить формирование различных экологических понятий. Формы работы: наблюдение, труд, работа с родителями (ежедневно), эксперимент, ручной труд ,экскурсии (1-2 раза в месяц). Наряду с традиционными формами, широко используются новые интересные и редко используемые формы работы: урок КВН «Мы знаем окружающий мир», повторительно-обобщающий урок по «Познанию мира» - игра-путешествие в Зимнюю страну, которое завершилось спасением Весны, «Путешествие по городу Здоровейску», «Жизнь животных. Кто с кем дружит, кто кого боится», «Лекарственные растения», был организован «Праздник цветов»(данная работа включала в себя коллективные экскурсии, организация выставки цветов, викторина о цветах, игры, атракционы). Подведением итогов стал праздник «День рождение Планеты» и посвящение Маленьких принцев учеников-защитников планеты. Опытно-экспериментальная работа проводилась 2009-2010 учебных годах в ОШ №37. В исследованиях принимали участие 4-е классы. Данный эксперимент проводился 2 года, так как в ОШ №37 нет параллелей. Экспериментальный – в 2010-2011уч.году, контрольный – в 2009-2010уч.году. Для оценки качества усвоения понятий учащимися использовались следующие уровни: Уровень усвоения экологических понятий( уровень полноты усвоения содержания и уровень усвоения объема понятий) ; Уровень сформированности творческого отношения к экологической культуре(культура общения человека с животным, культура поведения на лоне природы, гигиеническая культура, культура умственного труда). Первый уровень усвоения экологических понятийпоказал следующие результаты. 4 класс контрольный: На высоком уровне – 5 учащихся (38%) На среднем уровне – 4 учащихся(31%) На низком уровне – 4 учащийся (31%) 4 класс экспериментальный: На высоком уровне – 6 учащихся (54%) На среднем уровне – 4 учащихся(36%) На низком уровне – 1 учащийся (10%) Второй уровень сформированности творческого отношения к экологической культуре показал следующие результаты. 4 класс контрольный: На высоком уровне – 4 учащихся (30%) На среднем уровне – 6 учащихся(46%) На низком уровне – 3 учащийся (24%) 4 класс экспериментальный: На высоком уровне – 5 учащихся (46%) На среднем уровне – 5 учащихся(46%) На низком уровне – 1 учащийся (8%) В экспериментальном классе проводились все уроки и мероприятия проводились согласно календарному плану с учетом требований общеобразовательной программы. С целью формирования экологического отношения «человек-природа» проводилась более углубленная работа по всем учебным предметам и внеклассным мероприятиям. Первая группа готовила материал по Красной книге об исчезающих животных и растениях. Вторая группа готовила материал о жизни животных на территории Республики Казахстан. Одновременно проводилась работа по анализу литературы и подготовка рефератов. Были проведены беседы по охране этих животных и растений. Таким образом, работа велась постоянно и систематически, поощрялась инициатива и самостоятельность в работе ребят. Уровень усвоения экологических понятий «человек-природа» в 4 классе 2009-10 уч. года составляет 69%, а в 4 классе 2010-11 уч.года составляет 90%.Исходя из того, что в 4 классе 2009-10 уч. года 13 учеников, а в 4 классе 2010-11 уч.года – 11 учащихся. Разница –21%. Уровень сформированности творческого отношения к экологической культуре составляет » в 4 классе 2009-10 уч. года составляет76%, а в 4 классе 2010-11 уч.года составляет 92%.Разница – 16%. Несмотря на то, что на начальном этапе уровень развития был примерно одинаков, а в результате проведенного исследования, очевидно, что уровень показателей по всем критериям значительно выше в экспериментальном 4 классе 2010-11 учебного года, где проводилась целенаправленная успешная работа по экологическому воспитанию, чем в контрольном 4 классе 2009-2010 учебного года. Теоритическая основа экологического воспитания формируется в решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы обучения и воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. На основе проделанной работы были сделаны следующие рекомендации: Необходимо учебный процесс так, чтобы все учебные предметы несли определенную экологическую нагрузку. На уроках и внеклассных мероприятиях шире использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки. Учитель должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классов. Нельзя навязывать эти правила, нужно целенаправленная продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения. | |
Просмотров: 2204 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|