Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Проблема таяния ледников Заилийского Алатау
Проблема таяния ледников Заилийского Алатау
на примере ледника Туюксу

Проблема таяния ледников в горах, в которых сосредоточены наибольшая часть пресной воды на Земле, актуальна для всего мира и относится к глобальной экологической проблеме человечества. По наблюдению ученых, самые активные процессы таяния ледников протекают на данный момент именно в Центральной Азии, в том числе и в горах Заилийского Алатау. Особый интерес этот вопрос представляет для стран Центральной Азии, сток рек которых формируется в горных регионах и, в частности в ледниках, играющих значительную роль в летний период, когда ледники отдают рекам определенную часть своих запасов и обеспечивают талыми водами водоемкие отрасли народного хозяйства на предгорных равнинах.
Так же нельзя не уделять внимание вопросам безопасности проживающего здесь населения. При отступании ледников освобождаются значительные территории, которые до того находились подо льдом, а теперь являются котловинами, ограниченными снизу естественными плотинами - фронтальными моренами. Это идеальные природные резервуары для накопления летом талых вод, стекающих с ледников и большая опасность выброса селевого потока.
Горные ледники – чуткий индикатор изменения климата. Они одними из первых реагируют на колебания в климатической системе. Изучение климатических условий гляциологических районов Центральной Азии, к сожалению, серьезно осложняется тем, что здесь сравнительно мало пунктов гидрометеорологических наблюдений. Наиболее изучен в нашем регионе ледник Туюксу. Расположение и основные характеристики ледника дают основание считать его типичным представителем данного региона. Как отметилось ранее, высокогорных станции имеется буквально единицы, и в этой связи, выделяется высокогорный гляциологический стационар «Ледник Туюксу». Стационар расположен в Заилийском Алатау, в бассейне реки Киши Алматы, на морене ледника Туюксу, на высоте 3400 м над уровнем моря, в 20 км от города Алматы. На стационаре с 1957 года проводятся круглогодичные наблюдения за состоянием ледника Туюксу (в настоящее время это единственный ледник в Центральной Азии, на котором продолжаются круглогодичные наблюдения). Так же важным моментом является то, что ледник Туюксу входит в Мировую сеть наблюдений за колебаниями ледников. Правительство Республики Казахстан предложило учредить в городе Алматы Центральноазиатский Региональный гляциологический центра категории II под эгидой ЮНЕСКО. Это предложение поддержано Резолюцией 18-й Сессии Межправительственного Совета IHP UNESCO в июне 2008 г. Центр создаст новый импульс в развитии научных исследований, сфокусированных на изучении, развитии и оценке влияния глобальных изменений на гляциосферу зоны формирования стока (снежный покров, ледники, снежники, подземные льды) и состояние региональных водных ресурсов.
Зная жизнь Центрального Туюксуйского ледника, мы можем яснее представить себе, как живут главные и наиболее типичные представители горного оледенения, что им благоприятствует, какие факторы и в какой мере являются причиной их «ледяных» невзгод. Мы сможем заглянуть в их прошлое и приоткрыть завесу над будущим. Изучение строения водного и температурного режимов ледников даёт возможность получать сведения о климате в прошлом и выяснять закономерности его изменений. Такие данные служат основой для прогноза климатических изменений на Земле и их последствий для людей в будущем.
С каждым годом люди все глубже проникают в тайны природы и все больше подчиняют ее себе. На Земле осталось совсем немного пространств, не освоенных человеком. И среди них - одно занимают ледники. Любая отрасль народного хозяйства связана с использованием воды. С ростом промышленности и сельского хозяйства воды требуется все больше. Ее непрерывному использованию помогает извечный круговорот воды в природе. Ледники в этом круговороте занимают особое место. Они служат естественными грандиозными хранилищами пресной воды. Изучение гидрологии ледников открывает пути использования ледниковой воды для гидроэнергетики, водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бытовых нужд. Как подсчитали ученые из Института географии Национальной академии наук Казахстана, всего в горах республики 2 724 ледника площадью оледенения 2 033 кв. км, где «законсервировано» 100 кубических км пресной воды.
Что же представляет собой этот ледник Туюксу?
Туюксуйский ледник расположен в Заилийском Алатау – одном из северных хребтов Тянь-Шаня, бассейн реки Малой Алматинки, стекающей с северного склона хребта Илийского Алатау и впадающей в реку Каскелен. Его площадь в 2008 году равнялась 2,45 кв км, а длина около 3 км. Нижняя часть ледника завалена камнями. На высоте 3100 м над уровнем моря соприкасается с зеленым бархатом альпийских лугов. Вверх по долине за завалами начинается голый лёд. Открытая часть ледника кончается на высоте 3380 м., а несколько выше своеобразный снежный барьер, как бы замыкающий верховья ледника.
Туюксуйский ледник стал известен науке с 1902 г. Его открыл краевед Дмитриев С.Е., он имел лишь общее представление, так как возможность изучать ледник ограничивалась лишь коротким летним периодом.
Многочисленные наблюдения за Туюксуйским ледником, позволили выявить много важных закономерностей, связанных с климатом. Кроме того, они позволили проникнуть в глубь его таинственного прошлого. Этому способствовало наличие сведений о температуре воздуха в городе Алматы начиная с 1879 г. По связям между температурой воздуха и режимом ледника (а они достаточно тесные), было получено конкретное представление о жизни ледника начиная с 1879 г. В середине XIX века ледник перешел из пассивного состояния в активное. Тому помогли изменившиеся в его пользу климатические условия: стало выпадать больше осадков и похолодало лето, таяние льда уменьшилось - ледник Туюксу расширил свои владения. Естественно, точных данных как долго ледник находился в активном состоянии нет, но расчеты позволяют предполагать, что это длилось недолго и к концу века состояние ледника стало ухудшаться. Осадков выпадало недостаточно, а летнего тепла прибавилось – ледник начал отступать. Стадия его отступления продолжалась более ста лет, в течении которых ледник Туюксу понес огромные потери.
Почти вот уже полвека баланс массы ледника отрицательный (сумма прихода льда ниже его расхода). За указанный период Туюксуйский ледник испытал сокращение длины, площади и объема льда. Это означает, что он терял весь накопленный за год слой льда и дополнительно расходовал ранее накопленные запасы.
За эти годы только трижды баланс массы был положительным, но его величины были слишком малы, чтобы сколько-нибудь компенсировать многолетние потери ледника.
Все сферы научно-практической и экономической жизни не должны выпускать из виду состояние и эволюцию водных ресурсов региона. Гляциологам необходимо наблюдать за режимом оледенения. Гидрологам - следить за изменениями стока рек особенно в летнее время, климатологам и специалистам по мониторингу атмосферного воздуха пристально изучать влияние на режим ледников климатообразующих факторов и систематически оценивать усиливающиеся загрязнение воздуха, отрицательно влияющее ледниковые образования. Экономистам предстоит составлять перспективные планы развития водоемких отраслей хозяйства с учетом медленно, но верно наступающего истощения источников водообеспечения. Гидротехникам следует задуматься над тем, что можно сделать, чтобы удержать весенние паводковые воды до их выхода из гор с учетом сейсмичности региона, а во время летнего дефицита влаги выпустить их на предгорные равнины.
Государство должно постоянно проводить продуманную, просчитанную и хорошо аргументированную политику внедрения в сознание людей цивилизованного отношения к воде во всех сферах ее потребления: орошение, водоснабжении, технологических процессах. На это потребуется многие-многие годы жизни общества и неразрывные связи между поколениями в решении водных проблем.

Источник: http://научный проект
Категория: Экология | Добавил: Sven (2013-03-14) | Автор: Светлана E
Просмотров: 3631 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru