Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Коммуникативный тренинг "Путешествие в страну Понимания" с детьми 1 подготовительной группы «Ласточка» Педагог-психолог: Ахметзакирова Л.Н. 2012-2013 уч. г. Цель: коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками. Задачи: 1. развитие навыков конструктивного общения; 2. преодоление барьеров в общении; 3. развитие лучшего понимания себя и других; 4. снятие психического и эмоционального напряжения; 5. профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. Материал: сказочный герой Гномик, письмо в конверте, секреты-картинки, карта Страны Понимания, мяч, солнышки в подарок для детей. ХОД ЗАНЯТИЯ Ритуал приветствия (Дети заходят в группу под спокойную музыку, встают полукругом лицом к гостям). - Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им частичку своего хорошего настроения, улыбнемся всем (дети улыбаются) и поздороваемся (дети приветствуют гостей и садятся). Разминка “Передай улыбку по кругу” Психолог: У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.). Что чувствуете вы сейчас? (Ответы детей) Слышен стук в дверь. - Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам, кто бы это мог быть? Давайте узнаем. (Психолог подходит к двери и получает письмо от почтальона) Ребята, это письмо от Гномика. Давайте прочитаем его. «Дорогие ребята, вам пишет письмо Гномик. Я живу в прекрасной стране - стране Понимания. Здесь живут добрые и отзывчивые люди. Жители её умеют дружить, понимать и прощать друг друга, уважать любить своих друзей и близких. Я очень хотел бы пригласить вас в гости, чтобы вы узнали секреты этой страны, но на пути вам встретятся нелёгкие испытания. Моя карта вам поможет. Желаю удачи в пути». Психолог читает «письмо от Гномика» и все вместе принимают решение отправиться в путешествие. - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Пониманию. Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей). -Теперь мы готовы отправиться в путь. Посмотрите, на карте изображен путь к каждому испытанию. Коррекционно-развивающий этап • Первая станция – станция Дружбы. Итак, ребята начинаем наше путешествие, а отправляемся мы от станции Дружбы Испытания нам будут не страшны, если мы будем помогать друг другу в пути. Беседа Значение имени - Ребята, а как мы обычно, называем друг друга обращаясь (по имени). Мы живем на большой планете Земля, и каждому человеку при рождении даётся свое имя. С ним мы живем всю жизнь… - Давайте назовем друг друга, по имени предлагая свою дружбу, по цепочке. Упражнение «Горячие ладошки» - Ребята, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, так как они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, помочь своим близким, накормить бездомную собаку… - Давайте, ребята разотрем наши ладошки, разогреем их, чтобы они стали теплыми и подарим тепло нашим друзьям. Дай же руку другу, Дай ему другую, Чтобы все почувствовали Теплоту земную. Чтобы все узнали Вместе – мы сильней, Вместе – мы дружнее, Вместе – веселей!!! Ребята, нам открылся первый «секрет» - каждому человеку приятно слышать своё имя, поэтому обращаться друг другу по именам! Давайте повторим секрет. Спросить несколько человек • Вторая станция – станция Вежливости. Упражнение «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости. Игра проводится с мячом. Дети выстраиваются в две колонки и, перекидывая друг другу мяч, называют вежливые слова. Слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); извинения (извините, простите, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). - Ребята. Вы такие молодцы, много знаете вежливых слов, не забываете их и чаще говорите друг другу. А нам открылся второй «секрет» общения - будь вежлив, и у тебя будет много друзей! - Ребята, какими мы должны быть? Очень важно не забывать и говорить волшебные слова друзьям, близким, взрослым. • Третья станция - Остановка у Зоопарка Упражнение "Посещение зоопарка" Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево). Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника). Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине). Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест). Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки). Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику). Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине). Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину). А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные). Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги). А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их). Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера) • Четвертая станция – станция Молчания (здесь нельзя разговаривать) Упражнение «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. - Разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении: Ребятам даются разные задания. Покажите: - как жестом остановить машину – машем рукой; - как попросить разрешения на уроке – поднять руку; - поздороваться – кивнуть головой; - попрощаться – помахать рукой - как говорят плечи «Я не знаю»; -как говорит палец «Иди сюда»; - как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу! », «Дай мне! »; - как говорит голова «Да» и «Нет»; - как говорит рука «Садись! », «Повернитесь! », «До свидания». Упражнение “ Превращения” Психолог предлагает детям: нахмуриться как… - осенняя туча; - рассерженный человек; позлиться как… - злая волшебница; - два барана на мосту; - голодный волк; - ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … - заяц, увидевший волка; - птенец , упавший из гнезда; улыбнуться как … - кот на солнышке; - само солнышко; - хитрая лиса. Третий «секрет» общения - умей понимать состояние (настроение) другого. Давайте, ребята, повторим, на что надо обращать внимание, общаясь друг с другом? • Пятая станция - «Заколдованная станция» - На этой станции, ребята, для вас приготовлены трудные задачи. Упражнение «Кто позвал?» Дети должны с закрытыми глазами отгадывать детей. Дети встают в круг, держась за руки. Один ребёнок в центре. Дети водят хоровод и поют песенку. А ребёнок в центре внимательно её слушает и делает то, о чём его просят. Юля, ты сейчас в лесу Мы зовём тебя: «Ау! ». Ну-ка глазки закрывай, не робей, Кто зовёт тебя – узнай поскорей. Кто-то из вас скажет: «Здравствуй, Юля!» В ответ Юля должна угадать, кто её позвал. Если она угадала, игроки меняются местами: если нет, игра продолжается. Упражнение «Чувства и интонации» Цель: учить детей слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса. Представьте себе, что вся группа перенеслась на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Ааааа, Еееее, Иииии… Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков. Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Ееее, Ииии, Оооо, Уууу… (Дайте детям выразить другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств). Четвертый «секрет» общения - умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового! Упражнение «Эти разные слова» Ведущий говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д. Упражнение «Тише, Танечка, не плачь» Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие. - Дети подумайте и скажите, что можно сделать для друга: - утешить; - сделать подарок; - поиграть. «Секрет» общения - будь внимателен к тем, кто тебя окружает! Ребята, повторим, как надо относиться к людям, попавшим в беду, что делать, если в автобус зашёл пожилой человек, мама несет тяжелую сумку? Важно всегда проявлять внимание и заботу к своим близким, друзьям, старшим и пожилым людям, тогда люди будут говорить, что вы добрый человек и у вас доброе сердце. Подведение итогов - Вот мы и добрались до страны Понимании. - Ребята, а вот наш Гномик. Смотрите, какой он счастливый, весёлый. Ребята скажем ему спасибо, за то что пригласил нас в увлекательной путешествие. - Каким же трудным был наш путь! Скажите, какие качества помогли нам добраться до этой страны? Что мы должны делать, какими мы должны быть, чтобы люди хотели с нами дружить? Ребята, если все о чем мы сейчас с вами говорили, мы будем делать, то мы всегда будем находиться в стране Понимания. Потому что , страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Ритуал прощания Эстафета дружбы”. - Давайте на прощанье подарим друг другу маленькую частичку света и тепла. Дети стоят в кругу и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: “Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Диме и т. д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет. До свидания! - Преодолевая препятствия на нашем пути, я надеюсь, что мы с вами стали немножко добрее, узнали много секретов общения, поэтому давайте часть своей доброты, теплоты передадим нашим гостям. Пошлём им волшебный поцелуй. Источник: http://дошколенок, психология | |
Просмотров: 2758 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|