Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Система экологического воспитания у дошкольников. Воспитатель 1 категории Гутова Ольга Павловна. Третье тысячелетие ознаменовалось рядом проблем, напрямую связанных с человеком: переоценка духовно-нравственных ценностей, ослабление роли семьи в воспитании ребенка, утрата системы трудового воспитания, но самое главное – это проблемы, связанные с экологией. Под экологическими проблемами принято понимать те проблемы, которые связаны с ухудшением среды жизни человека. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Наш город Риддер не является исключением. Знаменитый своими природными богатствами, нередко становится объектом вандализма со стороны человека: разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники, это лишь малый перечень того, что мы наблюдаем вокруг себя. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо донести до сознания человека мысль, что он – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе должны стать не просто словами, а основными правилами в жизни каждого человека. А начинать экологическое воспитание необходимо с раннего возраста. Т.к. дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе. Основная цель экологического воспитания в ДДУ – становление и формирование у ребенка этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: уточнить представление о Солнечной системе, об уникальности Земли; развивать у детей умение самостоятельно удовлетворять свою любознательность, наблюдательность, творческое воображение детей; дать представление о том, что Земля – это общий дом для всех людей; сформировать первоначальные знания экологической культуры; воспитать бережное отношение к Земле как к своему дому. познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши; расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе. Основные направления реализации: Теоретическое – дать представление о том, что планета Земля – наш общий дом. Практическое – закрепить на практике знания, полученные на занятиях. Формы и методы реализации: наблюдения, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, опыты, изготовление поделок. Для реализации поставленных задач был разработан экологический проект, в котором экология была интегрирована во все образовательные области. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям воспитания и обучения. В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать её, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Всё это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения. В условиях реализации проекта были проведены акции: « Будет наш садик ещё лучше и чище», «Наши пернатые друзья»; ребята приняли участие в городском конкурсе поделок «Сохраним ёлочку-красавицу», где самые интересные работы были отмечены грамотами; среди родителей проведено анкетирование, разработаны памятки; совместными усилиями воспитателей и родителей была организована выставка-фантазия на тему «Что можно сделать из бытового мусора?». На базе группы «Колобок» работает творческая лаборатория, в которой дети проводят элементарные опыты и самостоятельно делаю выводы о свойствах того или иного вещества. Кроме этого на основании бесед, наблюдений, выводов, были разработаны правила как сберечь и сохранить природу, почву, воздух, водоёмы и правила поведения в лесу. Результатом деятельности стало выступление Чудиновского Кирилла с исследовательским проектом «Физические свойства жидкостей» на научных чтениях в КГУ «Средняя школа №3». Данная работа получила высокую оценку и была рекомендована для представления в городском конкурсе научно-исследовательских проектах среди младших школьников. Реализация экологического проекта, позволяет сделать вывод о том, что непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие положительно воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме. Дети стали эмоционально активны на занятиях, во время экскурсий, прогулок, у них сформировался свой стиль поведения и деятельности. | |
Просмотров: 1243 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|