Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
ГУМАННОЕ НАЧАЛО В ВОСПИТАНИИ - ВАЖНЕЙШАЯ ЧЕРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Итак, счисление и геометрию, и все подготовительные науки... следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным. - Почему? - Потому что ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно. - Правда. - Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен. (Платон, "Государство", Книга VIII). Этому высказыванию о педагогике две с половиной тысячи лет, однако, оно вполне современно как с позиции психологии развития ребенка, так и в общегуманитарном смысле. И хотя среди педагогов и психологов не утихают споры о том, что же он собой представляет с точки зрения педагогической теории или конкретного психологического содержания, суть его очевидна: постулируются принципы ненасилия, уважения свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития. В нашей культурно-исторической ситуации этот подход имеет еще один аспект: педагогам предлагается перестать рассматривать человека преимущественно как члена общества или коллектива и обратить внимание на его собственную ценность. Почему я выбрала именно эту тему? Потому что считаю, что самым главным в жизни воспитателя является его личность. А личность, как сказал замечательный советский психолог А. Н. Леонтьев "… это то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Человек утверждает свою личность в повседневных делах, в общении с людьми, которым он передает частицу себя…" "ЭТИКА – это реализация педагогом в своей деятельности специальных нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношениях с коллегами, так и с другими людьми". Из психологии хорошо известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Именно в дошкольные годы для ребенка наиболее важны понимание и поддержка; их отсутствие в этот период может в дальнейшем привести к необратимым или с трудом, компенсируемым последствиям. В этом возрасте дети особенно беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и неспособны подвергнуть их поведение критике. Явно выраженная в последнее время тенденция к смене ценностей в системе образования привела к тому, что некоторые педагоги стали всерьез задумываться над проблемами педагогической этики. Раз основная цель образования заключается не в формировании, а в развитии личности, следовательно, ребенок по определению является личностью, и педагог должен учитывать его права в своей профессиональной деятельности. Прежде всего, этика имеет дело с ситуациями, которые ставят человека перед необходимостью морального выбора, и призвана помочь ему сделать собственный осознанный выбор. Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя и воспитатели должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя и воспитателя. Это целая область нашего педагогического труда, область почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общих разговоров немало. Какие задачи стоят перед педагогической этикой? Здесь необходимо выделить задачи теоретические и задачи прикладные, практические. Среди теоретических очень важной является задача выяснения структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. Ведь духовный мир человека формируется главным образом в школе. И недочеты в этом сложном процессе формирования в той или иной степени - издержки педагогического труда. Педагогическая этика должна выявлять причины этих издержек, изучать пути их устранения. Это ее прикладные, практические задачи. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о чуткости остаются пустым звуком; без знания души ребенка нет педагогической культуры, нет научного руководства школой. Несколько слов о педагогическом общении. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта. Как говорил А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения". Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы. Встречая детей, я каждый день всматривалась в их лица. Печальные глаза ребенка - что может быть более трудное в сложном процессе воспитания для молодого специалиста. Если в детском сердце горе, ребенок только... присутствует в группе. Он - как туго натянутая струна: притронешься неосторожно - причинишь боль. Каждый ребенок переживает горе по-своему: одного приласкаешь - и ему станет легче, другому ласковое слово причиняет новую боль. Педагогическое мастерство в таких случаях заключается, прежде всего, в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику нового горя, не прикасайся к ранам его души. Потрясенный горем, охваченный смятением ребенок, конечно, не может учиться так, как он учился раньше; горе накладывает отпечаток на его мышление. Самое главное для воспитателя - это, прежде всего, видеть детское горе, печаль, страдания. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как воспитатель относится к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувствовать детскую душу - заключается основа педагогического мастерства. Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне воспитателя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта - это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоциональ¬ного диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувст¬вуют в этих человеческих страстях своего настав¬ника правдивость - это и есть настоящая доброта. Воспитание начинается с установления правильных взаимо¬отношений с детьми. Ни количество самых увлекательных меро¬приятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений воспитателя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям. Великий русский педагог К. Ушинский писал, что мы можем сильно любить человека, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, например долговременное отсутствие, не обнаружит для него самого всю силу этой любви. Я вспомнила эти тогда, когда длительное время не видела детей во время сессии, когда не чувствую их радостей и огорчений. С каждым разом у меня все больше крепнет убеждение: одна из определяющих черт педагогической этики - это чувство привязанности к детям. Но если чувству, по словам К. Станиславского, «приказывать нельзя», то воспитание чувств воспитателя является самой сущностью высокой педагогической культуры. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания воспитателя. Ведь сведения о принципах и нормах коммунистической морали поступают к воспитанникам опосредствованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. Воспитатель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада, позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия воспитателей и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны, будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть значимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в аспекте воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, наиважнейшего периода жизни, имеющего отношение к становлению личности малыша. «…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей... Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо). Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям, реализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям. Профессиональная этика воспитателя заключается в основных педагогических позициях: Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе. Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике. Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности. Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей. Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального. Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку). А также в принципах деятельности. Принципы деятельности: • Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения. • Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического). • Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе. • Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ. • Содействовать семье в защите прав ребенка. В настоящее время существует множество программ обучения, развития, воспитания. Созданы уникальные авторские методики, из которых педагоги ДОУ выбирают (или разрабатывают сами) наиболее соответствующие специфике конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы успешно реализуются только в плодотворном сотрудничестве с общественностью и другими организациями. Охрану здоровья и защиту прав детей гарантирует и обеспечивает система семья—общество, а воспитатель, обладая профессиональными знаниями и компетентностью, подтверждает обязательство служить целям сохранения психического и физического здоровья ребенка и защиты его прав. Огромное влияние на детей оказывает поведение воспитателя. Оно начинается с общего тона, каким он ведет занятие. Дети во многом подражают воспитателю иногда бессознательно, а иногда и сознатель¬но: «Я хочу быть, как наша воспитательница!» Если воспитатель энерги¬чен, весел, бодр, деятелен, это настроение в определенной мере передается и детям. Если воспитатель раздражителен, всегда всем недоволен, невыдержан, резок, то дети становятся нервозными, начинают бояться воспитателя, неохотно идут в группу. Н. К. Крупская писала: «Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как на¬чальство». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога. Необходимо обращать особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания воспитателя. Ибо сведения о принципах и нормах морали поступают к будущему воспитателю опосредованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. В свою очередь воспитатель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и посредством педагогического и воспитательного коллектива, родительской общественности. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Для понимания роли этических знаний в профессиональном становлении воспитателя, необходимо учитывать такое понятие как нравственное сознание. Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание воспитателя как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Следовательно, этические знания, нравственные убеждения и чувства, сливаясь, и обогащая друг друга, отражают специфические черты нравственного сознания, формируемого в педагогической среде, и являются фундаментом педагогической нравственности, которая развивается и совершенствуется в процессе сложной нравственной практики. Список литературы: 1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 2. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978 3. http://www.aforismo.ru. 4. http://revolution.allbest.ru. | |
Просмотров: 1294 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|