Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Современные технологии, как фактор обновления воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Коммунальное государственное дошкольное учреждение «Ясли – сад №3», г. Семей, Воспитатель:Заворина.Наталья. Юрьевна. Из опыта работы. В современном мире, где постоянно и с большой скоростью происходят изменения практически во всех сферах, стало требованием времени такое качество, как мобильность в широком смысле этого слова. И дошкольное воспитание не является исключением. В задачу педагогического состава входит не только обучение дошкольников, используя традиционные и проверенные временем методик обучения, но и разработка, применение новых методик обучения с использованием новых и актуальных технологий, для того, чтобы дети легко справлялись с требованиями, предъявляемыми современным миром. Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов. Проектная технология представляет собой планируемую и реализуемую работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст с другой деятельностью. Таким образом, проектная технология позволяет реализовать межпредметные связи, расширяет пространство общения посредством опоры на практическую деятельность. Работа над проектом – процесс творческий. Участники проекта, активно взаимодействуя друг с другом, осуществляют поисковую деятельность с целью решения личностно значимой проблемы. Это требует от них в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их творческого использования. Следовательно, у детей развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения знаний об окружающем мире. В ходе выполнения проекта, решаются проблемы средствами творческой и поисковой деятельности. Проектная технология придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, и в полной мере отвечает новым целям обучения. Проектная технология ценна именно тем, что в ходе его выполнения, дети учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, что является необходимым компонентом образования в настоящее время. Роль педагога заключается в постоянной консультативной помощи. В процессе проектной деятельности ответственность за обучение возлагается на каждого участника как индивида и члена проектной группы. Использование проектной технологии в образовательном процессе для нас имело ярко выраженный характер сотрудничества между детьми и взрослыми. Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. В процессе системной работы взрослые лучше начинают понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в жизни детского сада. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Итак, на сегодняшний день задачи образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и технологии организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Наш детский сад санаторного типа и одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является проектная деятельность. Основным направлением работы было выбрано развитие личности ребёнка через исследовательскую деятельность и реализацию проектов. Дети дошкольного возраста по своей природе – исследователи. Для них характерны проявление любознательности, желание экспериментировать. Поэтому, выбирая тему для проекта, мы учитывали возраст, жизненный опыт, интересы детей, доступность, а также возможности реализации. Темой первого проекта была «Киска в гости к нам пришла», мы организовали цепочку участников: Дети – родители – воспитатели, объяснили цели и задачи проекта, составили план и приступили к работе. Проект краткосрочный, был рассчитан на пять дней. В первый день к детям пришла в гости кошка(живой объект), они рассматривали, кормили, обследовали, делились своими впечатлениями. Родители организовали выставку: «Чем питаются котята». В течение дня были проведены: подвижные игры: «Кот и мыши», «Мыши в кладовой». Во время музыкальной деятельности пели песни: «Что ты хочешь кошечка», «Серенькая кошечка», проводилась музыкальная игра «Киска». В конце дня составляли рассказы о своих впечатлениях. По домашнему заданию родители и дети, а так же воспитатели собирали картинки с изображением кошки и на второй день организовали выставку: «Мяу - Вернисаж». В этот день дети рисовали: «Мисочку для кошечки», смотрели настольный театр: «Кто сказал мяу?». На третий день в организованной учебной деятельности по физкультуре «Веселые котята», в упражнениях прослеживались повадки, движения домашнего животного, а после обеда организовали выставку игрушек и игрушек самоделок, фотовыставку: «Мой любимый котенок». На четвертый день, по ознакомлению с окружающим миром дети знакомились с домашними питомцами, рассматривали картину: «Кошка с котятами». Презентация проекта прошла в виде спектакля – концерта, декорации которого была вся продуктивная деятельность участников проекта. Дети представляли проект сами под руководством воспитателя. Весь материал был заснят на видеопленку и оформлен в книгу с фотографиями. Работая над проектом, каждый участник, даже с низким уровнем знаний и психологически менее активный, получил возможность проявить собственную инициативу, фантазию, активность и самостоятельность в решении проблемы. Реализация проекта дала следующие результаты: дети узнали ближе кошку, что о ней надо заботиться и не обижать домашних животных, научились за ней ухаживать, познакомились с ее повадками и привычками. Работа над проектом поставила ряд новых задач, открыла новые перспективы в работе. Вся исследовательская деятельность проекта осуществлялась в условиях ограниченной территории детского сада, а ребенок должен увидеть объекты в естественных для них условиях и поэтому мы выбрали вторую тему проекта: «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой города Семей». Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями, о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту своей земли, красоту человека, живущего на этой земле. Воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой родины. Это аллея около сада, и березовая поляна, и живописная тропинка у реки Иртыш…. Целью этого проекта является, заложить в каждом ребенке основы духовно- нравственной личности, способной к гуманизму, гордости, желание сохранить и преумножить богатство своего края. Ресурсы этого проекта: 1. Дети младшего дошкольного возраста, родители и воспитатели. 2. Фотоальбомы, карандаши краски, музыка, экскурсии, видеофильмы. Срок реализации проекта: одна неделя. В рамках проекта были проведены: три тематические прогулки, две автобусно – пешеходные экскурсии по городу, организованная учебная деятельность в области «Творчество», «Социум», «Коммуникации». Презентацию проекта провели в виде «Вернисаж детских рисунков», оформление фотоальбома: «Природа города Семей». Знакомство детей с родным краем, с природными, национальными, историко – культурными, географическими особенностями, формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Для решения задач по нравственно – патриотическому воспитанию требуются долгосрочные проекты, поэтому возникла необходимость изменить сроки реализации. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Моя малая Родина». Проведен цикл организованной учебной деятельности, на темы: «Детский сад, детский сад он так нужен для ребят», «Улицы рассказывают», Беседа «Моя малая Родина», заучивание стихотворения Е. Утетилеуова «Отан», экскурсия «Мой город». Принимали активное участие дети и родители в различных видах деятельности: подбор фотографий – слайд – шоу: «Любимые детки», конкурс стенгазет: «Моя семья», викторина: «Семей – гордость моя», фильм- экскурсия: «Мой любимый город», буклеты: «Достопримечательности города Семей», «Я сын своей земли», встреча с почетными гражданами города, ветеранами ВОВ. Воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности, совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, во взаимодействии с родным краем. Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Потому, так необходима модернизация содержания образования и организационно-педагогической деятельности. Именно поэтому использование современных технологий , как фактора обновления воспитания и обучения детей дошкольного возраста, открывает новые возможности в деле воспитания подрастающего поколения и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. В заключении необходимо сказать, что использование проектной технологии обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства. Литература. 1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2004, № 5. 2. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 3. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3. 4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6. 6. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996. 7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4. 8. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 9. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. 10. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8. 11. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8. 12. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 13. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 14. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». ДОУ 2008 № 4. 15. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…» 16. Материалы Интернет. | |
Просмотров: 1708 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|